"У неба любимчиков нет."
В отличие от других романов Ремарка, его «Жизнь взаймы» не касается политики. Война уже закончилась и люди вернулись к своей обычной жизни, хотя отголоски того ужасного времени ещё дают о себе знать. Это и смертельные болезни, и потерянные во времени люди, и разбитые семьи. Изломанные судьбы бродят по свету, словно желая найти что-то большее, чем мирная жизнь.
Герои романа - больная туберкулёзом Лилиан и постоянно рискующий своей жизнью гонщик Клерфэ. Лилиан двадцать четыре, четыре последних года она живёт в санатории, где безрезультатно пытается выздороветь. Она осознаёт, что смогла познать в жизни только тяготы войны, голод, бегство от фашистов и строгий режим санатория. Это вызывает в ней внутренний протест. Умирает её подруга, что подкосило здоровье девушки ещё сильнее.
В это время в санатории появляется новый человек, автогонщик Клерфэ, он приехал навестить приятеля. Мужчина единственный не обращается с Лилиан как с больной. Благодаря этому она обретает силу, чтобы сделать решительный шаг в сторону жизни за стенами лечебницы, а не просто собрать и снова разобрать чемоданы, как она это уже не раз делала. Лилиан кажется, что, возможно, она не права, что ей лучше остаться в санатории, чтобы бороться за жизнь до конца. Но ей только двадцать с небольшим и она боится умереть не познав жизни, как её подруга. Да она и так уже почти мертва, значит, ей нечего терять. А вот приобрести можно многое.
У Лилиан есть любовник, потомок русских эмигрантов Борис Волков, снимающий виллу неподалёку. Он пытается убедить её в том, что бежать ей некуда, для смертельно больного весь мир - тюрьма. Выйти из неё можно лишь выздоровев. Но Борис понимает, что прийти к этому выводу Лилиан должна сама, поскольку узнать цену жизни можно лишь прожив её.
Клерфэ и Лилиан становятся близки и покидают санаторий вместе. В поисках жизни для Лилиан они объезжают множество мест, живут в Париже, Монте-Карло, Риме... Они то вместе, то порознь. Их совместное путешествие периодически прерывается, они то расстаются, то соединяются вновь. Любовь у них держится на схожем отношении к жизни: оба свободны, независимы и без будущего. Отличает их лишь то, что Лилиан острее чувствует жизнь, так как смерть она видит своими глазами на носовом платке в виде пятен крови. Клерфэ же сам сидит за рулём своей жизни и может в любой момент сбросить скорость, остановиться или вовсе уйти из опасного спортивного бизнеса, став продавцом машин и женившись. Беда автогонщика в том, что он поглощён и дорогой, и жизнью. Но он гонщик и обязательно хочет быть первым.
В своём жизнелюбии Лилиан намного превосходит тех, кто здоров. Она начинает жадно жить. Девушка наведывается к своему дяде, забирает причитающиеся ей деньги и начинает "лечение": модная одежда, вкусная еда, перемена мест... Лилиан хочет жить "без всяких предубеждений, так, как живётся". Её не волнуют ни деньги, ни политика, ни репутация. Имеет значение только её собственная жизнь.
Женщин она не рассматривает как соперниц в борьбе за мужское внимание, не принимая всерьёз даже бывшую любовницу Клерфэ. Хорошие манеры ей теперь кажутся излишними, так как у неё больше нет времени обманывать и себя, и других. Выходит, что смерть делает Лилиан ценный подарок, уча её жить ради самой жизни.
Живя вне санатория, Лилиан чувствует, что смогла спастись. Ей кажется, что она счастлива. Ей приходит в голову, что понять, что такое счастье можно лишь тогда, когда почувствовал близость смерти.
Каждый из героев романа по-своему воспринимает ход времени. У автогонщика Клерфэ жизнь это время от вдоха и до вдоха. Лилиан знает, что жить ей совсем недолго, отсутствие будущего побуждает её получить как можно больше от остатка жизни. Но она не может раздвинуть жизнь, чтобы вместить побольше времени от вдоха и до вдоха.
Лилиан понимает, что любовь Клерфэ её душит и словно становится для неё передвижной камерой. Тогда она хочет уйти от него, но не успевает. Он погибает от травм, полученных в аварии. Смерть забирает любимого раньше неё, показывая женщине всё величие нелепости жизни.
Борис приезжает за Лилиан. Теперь она уже сама понимает, что не существует мест и вещей, из-за которых стоит играть жизнью. Девушка возвращается в санаторий, а через шесть недель она умирает от кровотечения.
Борис смотрит на её красивое, спокойное лицо и понимает, что она была счастлива, насколько человек вообще может быть счастлив. Перед смертью Лилиан успевает поделиться с Борисом сделанным ей удивительным открытием. Сколько бы лет не было отмерено человеку, живёт он всего лишь несколько дней или недель.
Вот такая вот история. У неба любимчиков нет. Тот случай, когда не знаешь, как оценить поступок героини. С одной стороны, она могла бы дать себе ещё один шанс и продолжить лечение. А с другой - она дала себе шанс, сделав ярким финал своей жизни. Жалко Лилиан, ушедшую так рано. Но всё же ей удалось слегка раздвинуть жизнь, чтобы вместить побольше времени от вдоха и до вдоха.
Как считаете?
P.S. Есть экранизация этого романа под режиссурой Сидни Поллака, рекомендовать не стану. Но картинки я оттуда понадёргала. Узнали красавца?