Найти тему
О! СЮЖЕТ

Одолжить себе немного жизни. Пока не поздно.

"У неба любимчиков нет."

В отличие от других романов Ремарка, его «Жизнь взаймы» не касается политики. Война уже закончилась и люди вернулись к своей обычной жизни, хотя отголоски того ужасного времени ещё дают о себе знать. Это и смертельные болезни, и потерянные во времени люди, и разбитые семьи. Изломанные судьбы бродят по свету, словно желая найти что-то большее, чем мирная жизнь.

Здесь и далее - изображения из интернета.
Здесь и далее - изображения из интернета.

Герои романа - больная туберкулёзом Лилиан и постоянно рискующий своей жизнью гонщик Клерфэ. Лилиан двадцать четыре, четыре последних года она живёт в санатории, где безрезультатно пытается выздороветь. Она осознаёт, что смогла познать в жизни только тяготы войны, голод, бегство от фашистов и строгий режим санатория. Это вызывает в ней внутренний протест. Умирает её подруга, что подкосило здоровье девушки ещё сильнее.

В это время в санатории появляется новый человек, автогонщик Клерфэ, он приехал навестить приятеля. Мужчина единственный не обращается с Лилиан как с больной. Благодаря этому она обретает силу, чтобы сделать решительный шаг в сторону жизни за стенами лечебницы, а не просто собрать и снова разобрать чемоданы, как она это уже не раз делала. Лилиан кажется, что, возможно, она не права, что ей лучше остаться в санатории, чтобы бороться за жизнь до конца. Но ей только двадцать с небольшим и она боится умереть не познав жизни, как её подруга. Да она и так уже почти мертва, значит, ей нечего терять. А вот приобрести можно многое.

У Лилиан есть любовник, потомок русских эмигрантов Борис Волков, снимающий виллу неподалёку. Он пытается убедить её в том, что бежать ей некуда, для смертельно больного весь мир - тюрьма. Выйти из неё можно лишь выздоровев. Но Борис понимает, что прийти к этому выводу Лилиан должна сама, поскольку узнать цену жизни можно лишь прожив её.

-2

Клерфэ и Лилиан становятся близки и покидают санаторий вместе. В поисках жизни для Лилиан они объезжают множество мест, живут в Париже, Монте-Карло, Риме... Они то вместе, то порознь. Их совместное путешествие периодически прерывается, они то расстаются, то соединяются вновь. Любовь у них держится на схожем отношении к жизни: оба свободны, независимы и без будущего. Отличает их лишь то, что Лилиан острее чувствует жизнь, так как смерть она видит своими глазами на носовом платке в виде пятен крови. Клерфэ же сам сидит за рулём своей жизни и может в любой момент сбросить скорость, остановиться или вовсе уйти из опасного спортивного бизнеса, став продавцом машин и женившись. Беда автогонщика в том, что он поглощён и дорогой, и жизнью. Но он гонщик и обязательно хочет быть первым.

В своём жизнелюбии Лилиан намного превосходит тех, кто здоров. Она начинает жадно жить. Девушка наведывается к своему дяде, забирает причитающиеся ей деньги и начинает "лечение": модная одежда, вкусная еда, перемена мест... Лилиан хочет жить "без всяких предубеждений, так, как живётся". Её не волнуют ни деньги, ни политика, ни репутация. Имеет значение только её собственная жизнь.

-3

Женщин она не рассматривает как соперниц в борьбе за мужское внимание, не принимая всерьёз даже бывшую любовницу Клерфэ. Хорошие манеры ей теперь кажутся излишними, так как у неё больше нет времени обманывать и себя, и других. Выходит, что смерть делает Лилиан ценный подарок, уча её жить ради самой жизни.

Живя вне санатория, Лилиан чувствует, что смогла спастись. Ей кажется, что она счастлива. Ей приходит в голову, что понять, что такое счастье можно лишь тогда, когда почувствовал близость смерти.

Каждый из героев романа по-своему воспринимает ход времени. У автогонщика Клерфэ жизнь это время от вдоха и до вдоха. Лилиан знает, что жить ей совсем недолго, отсутствие будущего побуждает её получить как можно больше от остатка жизни. Но она не может раздвинуть жизнь, чтобы вместить побольше времени от вдоха и до вдоха.

Лилиан понимает, что любовь Клерфэ её душит и словно становится для неё передвижной камерой. Тогда она хочет уйти от него, но не успевает. Он погибает от травм, полученных в аварии. Смерть забирает любимого раньше неё, показывая женщине всё величие нелепости жизни.

Борис приезжает за Лилиан. Теперь она уже сама понимает, что не существует мест и вещей, из-за которых стоит играть жизнью. Девушка возвращается в санаторий, а через шесть недель она умирает от кровотечения.

-4

Борис смотрит на её красивое, спокойное лицо и понимает, что она была счастлива, насколько человек вообще может быть счастлив. Перед смертью Лилиан успевает поделиться с Борисом сделанным ей удивительным открытием. Сколько бы лет не было отмерено человеку, живёт он всего лишь несколько дней или недель.

Вот такая вот история. У неба любимчиков нет. Тот случай, когда не знаешь, как оценить поступок героини. С одной стороны, она могла бы дать себе ещё один шанс и продолжить лечение. А с другой - она дала себе шанс, сделав ярким финал своей жизни. Жалко Лилиан, ушедшую так рано. Но всё же ей удалось слегка раздвинуть жизнь, чтобы вместить побольше времени от вдоха и до вдоха.

Как считаете?

P.S. Есть экранизация этого романа под режиссурой Сидни Поллака, рекомендовать не стану. Но картинки я оттуда понадёргала. Узнали красавца?