Найти тему
Kazan Digital Week

Как фуры уничтожают дороги в Татарстане

Автоматический пункт весового и габаритного контроля. Фото: ГБУ "Безопасность дорожного движения"
Автоматический пункт весового и габаритного контроля. Фото: ГБУ "Безопасность дорожного движения"

Чтобы перегруженные фуры не разрушали трассы, в республике принята программа развития автоматических пунктов весового и габаритного контроля, и на неё возлагают большие надежды. АСВГК - один из успешный кейсов "татарстанской цифровизации".

Обсудить вопросы, связанные с весогабаритным контролем, можно будет с экспертами (которые разрабатывали, внедряли и поддерживают систему в данный момент) на форуме Kazan Digital Week в сентябре 2022 года. Подробности на сайте и в Telegram-канале.

Как грузовики разрушают дорогу? Чтобы это понять, нужно знать, из чего она состоит. Так называемый “дорожный пирог” - это насыпь (земляное полотно), конструктив (слой щебня толщиной от 30 см до метра) и само полотно из асфальта толщиной 16-30 см. Верхний слой - лишь “покрывало”, но для обывателя это и есть дорога.

“Тяжёлые грузовики, которые весят по 50-60 тонн, постепенно продавливают все эти слои. Затем в дело вступают осадки и температурные колебания. В результате спустя несколько месяцев или год от дороги почти ничего не остаётся. Как правило, критический момент наступает в весенний период”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”
Ильдар Фарахов. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week
Ильдар Фарахов. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week

Ремонт даже одного километра автомобильной дороги стоит колоссальных средств. Откуда их взять? Предполагается, что компенсировать наносимый вред должны сами перевозчики. Проезжая через автоматические пункты весового и габаритного контроля, грузовики взвешиваются прямо в движении, и, если параметры превышены, а разрешение на перевозку тяжеловесного груза не приобретено заранее, в отношении владельца транспортного средства выносится штраф.

“Мы не скрываем, что у перевозчиков ещё присутствует недоверие к этой системе, но нужно понимать, что мы имеем дело с большими погрешностями. Все автоматические весы еженедельно “прокатываются”. Если находим отклонения – проводим донастройку, поверку и так далее”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”

Возмещение ущерба

Во избежание недоразумений система настроена таким образом, чтобы все спорные случаи трактовались в пользу перевозчиков, ведь она создана вовсе не для сбора штрафов.

“Это, в первую очередь, инструмент, дисциплинирующий пользователей дорог. Идея не в том, чтобы выдать как можно больше разрешений, а в том, чтобы машины не двигались с перегрузом. Если бы у нас не было весового контроля, татарстанские дороги не славились бы своим качеством”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”
Большегруз и повреждённая дорога. Фото: ГБУ "Безопасность дорожного движения"
Большегруз и повреждённая дорога. Фото: ГБУ "Безопасность дорожного движения"

Основная претензия перевозчиков - к “драконовским” штрафам. В соответствии с КоАП РФ один факт перегруза может обойтись в сумму до 400 тысяч рублей, что для некоторых предпринимателей просто неподъёмно. Законодателей тоже можно понять: по-другому возместить нанесённый ущерб вряд ли получится. Причём в реальности даже столь солидных денег недостаточно для качественного ремонта дорог.

“В Татарстане работает сервис aisktg.ru, где можно посмотреть, какой вред нанесёт то или иное транспортное средство. Там нужно просто задать начальную и конечную точку маршрута, количество поездок, параметры т/с, и сразу появляется сумма возмещения”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”
Вход в личный кабинет АИС КТГ. Изображение: aisktg.ru
Вход в личный кабинет АИС КТГ. Изображение: aisktg.ru

Точка роста

Но весовой контроль - это не просто инструмент для профилактики разрушения дорог. Это ещё и составная часть интеллектуальной транспортной системы - в некоторой степени, даже её основа. Стремительное развитие таких сервисов, как Ozon, Wildberries и "Яндекс. Доставка" предъявляет новые требования к отправке и получению грузов, а значит элементы ИТС становятся всё более востребованными.

“Сейчас это можно воспринимать и как колоссальную проблему, и как точку роста. И если мы говорим про такие вещи как система взимания платы, автоматический весовой контроль, система фотовидеофиксации, то дальше они будут обрастать дополнительными элементами. Они будут считывать не просто параметры на уровне скорости, массы и габаритов, а фиксировать, какие именно товары движутся, и куда”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”
В Европе  ИТС развиваются с 1980-х годов. Фото: Euractiv.com
В Европе ИТС развиваются с 1980-х годов. Фото: Euractiv.com

В Казани этой теме уделяют особое внимание, и в 2017 году здесь открылся испытательный полигон - “песочница” для всех технологий, связанных с автодорогами. Сначала на нём тестировали новинки, связанные с весогабаритным контролем, а сейчас тут “обкатывают” камеры фотовидеофиксации, метеостанции, датчики, которые позволяют определять степень обледенения дороги и её модуль упругости, а также создают “цифровые профили” для беспилотников.

Тестовый полигон ГБУ "Безопасность дорожного движения". Скриншот видео: YouTube / Kazan Digital Week
Тестовый полигон ГБУ "Безопасность дорожного движения". Скриншот видео: YouTube / Kazan Digital Week

Сеть автоматизированных постов, модель которого используется на полигоне, скоро опутает весь Татарстан. В 2021 году действовало восемь комплексов, в ближайшей перспективе появятся еще четыре. А на следующие пять лет в планах - по два комплекса АСВГК в год. Не слишком ли много?

“У автоматических пунктов весового контроля достаточно широкий функционал. Если написать небольшой скрипт, можно через каждые полчаса получать фотографии дороги и с помощью нейросети понимать, сколько выпало снега, чтобы, например, контролировать дорожные службы. Можно подсчитывать интенсивность движения и выявлять заторы, и много чего ещё”, - Ильдар Фарахов, заместитель директора ГБУ “Безопасность дорожного движения”
Прибор автоматической фотовидеофиксации. Скриншот видео: YouTube / Kazan Digital Week
Прибор автоматической фотовидеофиксации. Скриншот видео: YouTube / Kazan Digital Week

В ближайших планах - создание единой цифровой платформы, в которой у каждого грузоперевозчика будет личный кабинет с широким функционалом. Здесь он сможет не только получить спецразрешение, но и согласовать перевозку опасного груза или другое действие, требующие оценки государства. По мнению экспертов, прозрачная и удобная система позволит наладить доверительные отношения между госорганами и перевозчиками. В конечном итоге выгодоприобретателями этого успеха станут все.

АСВГК - одна из основных тем, которую эксперты обсудят на форуме Kazan Digital Week - 2022. Мероприятие пройдет в МВЦ Казань Экспо с 21 по 24 сентября.

- Если вы хотите представить на форуме свою технологию, продукт или услугу, то вам следует вступить в Telegram-группу экспонентов или написать нам на почту: info.ascr@tatar.ru

- Если хотите выступить с докладом или опубликовать научную статью в журналах Scopus и ВАК, то вам следует вступить в Telegram-группу спикеров или написать нам на почту: org@kazandigitalweek.ru