Найти тему
Наглядная история

Советские легковые автомобили на одной диаграмме

Оглавление

Посмотрев на досуге несколько циклов передач о советских легковушках, решил составить диаграмму с основными моделями, заводами, годами выпуска. Возможно, кому-то тоже будет полезно/интересно.

Среди автомобилей наблюдалась чёткая иерархия. Проследить её можно по цифровому обозначению поздних моделей. Например, в номере "Копейки" ВАЗ-2101 первая цифра "2" означает как раз класс (вторая "1" - то, что это легковая машина, "01" - номер модели). Классы варьировались от 1-го до 4-го, высшего.

До 1960-го

Автомобилями высшего класса занимался московский завод ЗИЛ (до 1956 - ЗИС, "Завод имени Сталина"). Первые, довоенные модели можно было даже купить в свободной продаже, только стоили они очень дорого, затем они стали прерогативой исключительно руководства страны (например, ЗИЛ-114 было собрано всего 113 штук).

Автомобилями классом пониже занимался горьковский (нижегородский) ГАЗ (до 1957 - ЗИМ, "Завод имени Молотова"). Впоследствии произошло разделение их линейки на более элитные Чайки и менее элитные Волги. Они также работали в такси, т.к. обладали хорошим ресурсом и удобством для пассажиров, в частности, сзади.

И, наконец, "народными автомобилями", доступными для населения (с учётом того, что в те годы автомобиль вообще был роскошью) занимался другой московский завод, сменивший несколько названий (большую часть времени - АЗЛК), более известный по названию марки его автомобилей - "Москвич". Именно на "Москвиче"-400 в конце 50-х вёз героинь фильма "Москва слезам не верит" к своим родителям будущий муж одной из них. А затем, в конце 70-х, ремонтировал его, обещая, что ещё внуки на этой машине будут кататься.

Иерархичность автотранспорта можно проследить даже по стихам

В ЗИЛе-110, в машине зеленой,
Рядом с водителем — старый ученый.
В «Чайке» — Седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером его адъютант
В бежевой «Волге» — шахтер из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой «Победе» — известный скрипач,
И в «Москвиче» — врач.

Сергей Михалков, "Смена", 1952, фрагмент

Интересно, что это - уже исправленная редакция (как можно заметить, ЗИС заменён на идеологически правильный ЗИЛ). Но интересно, что в первой редакции (рекомендую статью о ней, там фото и более подробное описание) и марки некоторых других автомобилей были иными.

В "Зисе-110", в машине зеленой,
Рядом с водителем - старый ученый.
В "Зиме" - седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером - его адъютант.
В желтой "Победе" - шахтер из Донбасса
Знатный забойщик высокого класса.
В синей "Победе" - известный скрипач
И в "Москвиче" - врач.

Есть ещё один ироничный стих-эпиграмма Маршака на эту тему (уж не в ответ ли на стих Михалкова он написан?)

Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений - на ЗИМе длинном,
Просто талант - на "Победе".

А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину "Москвич"
Или ходит пешком. Как Чехов.

С. Маршак, Меры веса, 1954

После 1960-го

Автомобиль становился всё более доступной для промышленности и потребителей техникой, что потребовало создания новых заводов и моделей, ориентированных на более широкое производство.

Во-первых, это были машины завода ЗАЗ (бывшего завода сельхозтехники) марки "Запорожец". Именно на "Запорожце" приехали на юг девушки-героини фильма начала 60-х "Три плюс два" (а парни - на "Волге" одного из них, учёного). Запорожцы относились к 1-му, особо малому классу.

Однако это были уж слишком простые машины. Нужно было расширение производства машин 2-го, малого класса. Было предложено 2 решения: строительство нового завода для "Москвичей" (эту идею предлагал Устинов и в целом военные) или закупка и технологий, и станков за границей, с их последующей локализацией. В итоге приняли решение сделать и то, и другое. Так получились ижевский завод, производивший автомобили "Москвич", а затем и создававший свои собственные модели, и тольяттинский ВАЗ, производивший автомобили, основанные на итальянском Fiat 124.

Для желающих получше разобраться как в этой истории, так и в целом в истории советского автомобилестроения, могу порекомендовать серию документальных фильмов "Колёса страны советов" (ссылка на 1-ю серию, всего их 12) и документальный фильм "Народный автомобиль" из цикла "Советская империя". Ну и обзоры отдельных моделей машин от Ивана Зенкевича, журнала "За рулём" и Akademega.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!