Найти в Дзене
PlugoNews // Sergey Plugotarenko

«ИТ-приземление» набирает обороты: больше половины компаний вступили в диалог с государством

Оглавление

Законотворцы, общество и "приземленцы" встретились на площадке Госдумы, чтобы обсудить ход реализации закона о «приземлении» иностранных IT-компаний в России

16 февраля в ГосДуме прошло расширенное заседание Комитета по информполитике. Повод: открытый разговор о том, как работает закон о «приземлении ИТ-гигантов в РФ» (напомню, вступил в силу с 1 янв 2022, в списке – 13 «приземляемых» компаний).

Всего три основных требования:

  • открыть филиал, представительство или уполномоченное юрлицо;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
  • разместить на своём ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.

На 16 февраля уже больше половины компаний начали приземление (7 из 13), а две – уже полностью завершили «приземление» (Apple и Spotify), с 2 компаниями нет контакта (Twitch и Discord), и ещё 2 вне списка сами решили «приземлиться» (Wargaming и AliExpress).

Глава IT-комитета Александр Хинштейн призвал продолжить диалог, а комитет со своей стороны продолжит работу с «непонятливыми» или «опасающимися», но надо поспешить, потому что уже зашел разговор о последствиях для компаний за неисполнение закона.

-2

В отношении «неприземленцев» РКН включит меры «понуждения» (пока экономического и технологического плана) уже до конца месяца.

Законом предусмотрены разные меры: маркировка сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключение из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян.

Выступили представители всех компаний из списка (кроме Google, Meta, Telegram, Twitch и Discord). Общая тональность: разбираемся, приземляемся, ускоримся.

-3

Как представитель ассоциации, объединяющей игроков цифровой экономики России, в том числе и тех, кто вошел в список «приземляемых», я также отметил несколько основных акцентов этого закона:

Закон = восстановление справедливости

Многие российские игроки воспринимают закон как восстановление справедливости: по сути требованиями закона о «приземлении» уравниваются права и обязанности российских и иностранных компаний, работающих на российском рынке.

Создание равных условий + выстраивание диалога между зарубежными ИТ-компаниями и российскими госорганами.

На сегодняшний день еще есть проблемы: например, компании, не являющиеся полноценными представителями, не имеют полномочий отвечать за действия зарубежных юридических лиц (примеры: ситуация с представительствами Google и TikTok), они могли игнорировать требования, предъявляемые российским законодательством. Закон направлен и на обеспечение прав пользователей (неоднократно возникали ситуации, когда пользователь, например, не мог получить разъяснений в связи с удалением своего аккаунта).

Отношение иностранных IT-компаний к закону

Иностранные компании в РАЭК понимают объективность требований данного закона, часть уже "приземлились", но у кого-то остались вопросы / сомнения – необходимо помочь.

Поэтому важно продолжать как публичную разъяснительную работу в этом отношении, так и организовывать закрытые встречи, где можно разъяснять нюансы закона, показывать успешные кейсы.

При этом важно понимать, что никакого «политического» или «контр-санкционного» подтекста тут не должно быть. Принятие закона – это не принятие ответных мер на санкции, вопрос должен рассматриваться исключительно в экономической плоскости

«Спустить» IT-компании на землю – это мировой тренд

Цифровые платформы и экосистемы – в центре внимания, в разных странах ищут свои подходы к регулированию их деятельности.

  • В Евросоюзе рассматриваются проекты Закона о цифровых рынках и Закона о цифровых сервисах, которые устанавливают требования к цифровым платформам (антимонопольное регулирование + удаление незаконного контента).
  • В Турции рассматриваются поправки в Закон «О регулировании интернет-вещания и борьбе с преступлениями, совершенными посредством таких вещаний», которые устанавливают требования об удалении «оскорбительного» контента зарубежными платформами. Крупнейшие платформы также будут обязаны назначить гражданина Турции в качестве представителя в стране или создать местное юридическое лицо, которое будет обладать юридическими полномочиями и нести ответственность за несоблюдение требований.

Примеры таких законов или законопроектов можно найти в США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, КНР, Индии.

«Приземление» позволит выяснить вклад иностранных компаний в экономику Рунета

РАЭК оценивает экономику Рунета в 8,6 трлн рублей (по итогам 2021 года), а аудиторию русскоязычного интернета в 100 млн человек.

Но здесь учитываются лишь данные российских компаний. А сколько доходов приносят иностранные компании...

На самом деле, частично это уже известно: оборотные штрафы, которые ФАС наложила на глобальные ИТ-компании в прошлом году, позволили впервые оценить долю России в доходах зарубежных компаний. Например, в 2020 году, по данным ФАС, Google заработал в России 144,4 млрд руб. (около $2 млрд).

С принятием закона станет возможным учет этих данных: сможем узнать как «приземленцы» изменят наши цифры в исследовании ЭкономикаРунета.рф (представим доклад уже в мае на РИФе).

-4

России правильно двигаться по этому пути, важно, чтобы не получился эффект «регуляторного бумеранга», когда закон, нацеленный на защиту российских игроков или выравнивание условий, ухудшит их положение.

Но стоит ли искать пример в законодательстве других стран? Калькировать что-то здесь невозможно, всё-таки Россия – страна уникальная. Не у всех есть такие сильные игроки как Яндекс, VK, Ozon. А у нас они есть – в этом наша особенность. Сложно требовать от платформ исполнения законов, когда у тебя нет альтернатив.

Больше PlugoNews:

telegram-канал @PlugoNews + zen.yandex.ru/plugotarenko + facebook.com/plugotarenko/ + plugotarenko.com

-5

@plugoNews