Педро Альмодовар – мой любимый режиссер, и думаю, что в скором времени здесь выйдет большой материал и о нем, и обо всех его работах в целом. Но сейчас расскажу о фильме 2022 года «Параллельные матери».
Начну с того, что Педро Альмодовар – заядлый феминист, который в своих фильмах всегда изображал женщин великими, красивыми, бешеными, невероятными, страстными – и «Параллельные матери» не исключение. Здесь на первый план выходит роль женщины-матери. Да, в более ранней работе «Все о моей матери» и в «Высоких каблуках» эта модель тоже была заглавной, но здесь режиссер ставит ее немного под другим углом. Здесь он показывает несколько героинь: двух матерей, чьих детей перепутали в роддоме, мать одной из них и косвенно, лишь в диалоге, мать другой, и их отношение к материнству. Все это – в легком, присущим Альмодовару, стиле жизнеописания.
Характер каждой из героинь раскрывается не в их поступках, а скорее в деталях, которые так любит режиссер. И эти детали сложно не заметить, что важно для не слишком внимательных кинолюбов. Мать-дива, мать-хиппи, мать-подросток и примерная мать пересекаются здесь и ведут диалог со зрителем. Они показывают, что в их мироощущении и восприятии нет черного и белого, есть лишь отношение к традиционной роли матери.
Материнство – главная тема фильма, но за рамки ведущей сюжетной линии выходит другая, не менее важная, но более глобальная тема матери-родины. Интересно, что в предыдущих работах Педро Альмодовар исключительно редко обращался напрямую к политическим, историческим аспектам, в «Параллельных матерях» –это целый мир, который пересекается с миром современных женщин.
Героиня Пенелопы Крус озабочена тем, чтобы археологи-исследователи раскопали братскую могилу с военной эпохи, отыскали останки её дедушки и позволили семье похоронить его. Эта идея – лейтмотив всего фильма, потому что она перетекает в нечто большее, в мысль о том, что без прошлого невозможно ни настоящего, ни, тем более, будущего.
«Ты в курсе, в какой стране ты живешь? Ты знаешь её историю?» - спрашивает героиня Дженис молодую маму Ану, удивляясь ее незаинтересованности и незнании.
Таким образом, Педро Альмодовар выстраивает схему малого в большом: микромир матерей в современном Мадриде выливается в огромный мир прошлого, который буквально преследует каждую их них на протяжении жизни.
Педро Альмодовар, как я сказала ранее, большой мастер деталей. В «Параллельных матерях» главные детали фильма – это ракурсы и цвета. Нет ни одного кадра, где зрителю не были бы видны глаза, мимика, улыбка героинь, ни одного лишнего кадра, ни одного «случайного» кадра. Все ракурсы Альмодовара – искусная передача мира таким, каким зрителю приятно его видеть. Об использовании цвета в фильмах Альмодовара можно написать много, но здесь я лишь упомяну о том, что благодаря цвету режиссер передает настроение своих героинь. Во время эмоционального взрыва, моментов паники, переживаний, злости большую часть экрана занимают вещи красного цвета. Одежда, овощи, каблуки, чехол телефона... Более спокойные цвета – горчичный, светло-зеленый, грязно-желтый символизируют покой, умиротворение и даже согласие с происходящем – обратите внимание на это при просмотре и вы удивитесь, насколько тонко вы способны прочувствовать персонажей картины Альмодовара.
Педро Альмодовар – режиссер-хулиган, которому не чужды трэш, нагота и «безобразное естественное» . Таким он был ранее. Таким он был в фильме «Кика» или «Высокие каблуки». Но последние несколько лет мир наблюдает другого Альмодовара – взрослого и опытного. Ему не нужно больше шокировать зрителей. Сейчас ему нужно понимание и диалог о насущном и высоком, о жизни и смерти, об удаче и провалах, о том, что рано или поздно переживает каждый из нас.
Спасибо, что дочитали мою статью.
Пожалуйста, подпишитесь на мой канал. Это вдохновит меня писать еще больше и еще интереснее.