Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Один из последних портретов, написанных Валентином Серовым, это портрет Марии Цейтлиной, который он сделал за год до своей смерти. На нем изображена молодая красивая женщина в темном платье, стоящая в задумчивой позе на фоне проема, за которым виден морской пейзаж. Картина выполнена в серо-бежевых тонах и выглядит в колористическом смысле довольно аскетично, особенно если вспомнить серовскую яркость красок на других его портретах.
Мария Цейтлина была замечательной личностью, и художник прекрасно передал не только ее внешние черты, но и душевную тонкость, скромность, ум этой женщины.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Мария происходила из семьи состоятельного еврейского ювелира Самуила Тумаркина. Родилась она в Москве в 1882 году. С детства проявляла интерес к философии и общественным проблемам. После окончания гимназии она уехала в Швейцарию получать высшее образование (в России девушкам было с этим сложно, особенно еврейским). Интерес к политике и стремление добиться свободы и справедливости для народа привели Марию в партию эсеров. При этом она не забывала учиться и вернулась в Россию с дипломом доктора философии.
Тут наступил 1905 год. Девушка попала в самую гущу революционных событий, участвовала в митингах, занималась агитацией, за что и попала в Петропавловскую крепость. В заточении она вышла замуж за товарища по партии Николая Авскентьева. Вскоре Марию выпустили, а Николай сумел бежать. Молодые супруги уехали за границу. Тут родилась их дочь Александра. Но брак распался, и Мария вышла замуж во второй раз — тоже за эсера Михаила Цейтлина, происходившего из богатой семьи чайных коммерсантов.
В Россию Цейтлины вернулись после февральской революции 1917 года. В Трубниковом переулке в Москве Мария организовала литературный салон, где собирались лучшие поэты и писатели того времени. Когда большевики захватили власть и начали преследовать эсеров, Цейтлины эмигрировали. В Париже их квартира на авеню Анри опять-таки стала центром притяжения литераторов. Но не только. Тут собирались и политические деятели, шли бурные дебаты по животрепещущим вопросам. Сохранившие свое состояние Цейтлины помогали нуждающимся эмигрантам из России. Однако, в 1940 году, когда над Парижем нависла угроза немецкой оккупации, они опять были вынуждены уехать, на сей раз в США.
Мария всегда была в центре внимания поэтов и художников, ее красота и ум вдохновляли их. Валентин Серов тоже восхищался ею. Помимо живописного портрета, он сделал и карандашный, на нем Мария сидит за столом и смотрит на зрителя с добродушной иронией.
У Цейтлиных была прекрасная коллекция художественных произведений, Мария подарила ее израильскому городу Рамат-Гану по просьбе его мэра. Однако, город не сумел хорошо организовать хранение картин, они долго валялись в жутких условиях, некоторые шедевры были просто украдены. Когда дело дошло до реставрации, мэрия отказалась ее оплачивать. Тогда было решено продать портрет Марии кисти Серова, чтобы на вырученные деньги спасти остальную коллекцию.
В 2014 г. на аукционе Сhristies картина была продана по цене 14 миллионов 500 тысяч долларов, что стало самой высокой ценой на лондонских аукционах за произведение русского искусства.
#искусство #культура #история #знаменитые_женщины
Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))
Читайте еще здесь:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа: (и на него подпишитесь)
Стоит ли Музей теней в Петербурге того, чтобы вы его посетили