Узнайте, почему всех до сих пор так манит неоднозначный портрет руки голландского мастера
Посмотрите, как она поворачивается и оглядывается через плечо.
На голове у нее сине-желтый тюрбан. Он покрывает всю ее голову, заменяя волосы переливающейся тканью. На ее ухе висит огромная серьга, которую некоторые считают слишком большой, чтобы быть жемчужиной - возможно, это полированная стеклянная или оловянная сфера.
Ее губы живого красновато-розового цвета, подсознательно раздвинуты, словно выражая удивление или удовольствие, или что-то среднее между ними. Две точки белой краски выделяют светлые пятнышки влаги в каждом уголке ее рта.
На мой взгляд, она не собирается ничего говорить; выражение лица похоже на вдох, сделанный за мгновение до улыбки. Конечно, я могу ошибаться.
Несколько других белых точек фиксируют дополнительные акценты: два булавочные головки на каждом глазу, а также клубящееся отражение выпуклой серьги. В то время как головной убор написан толстыми мазками краски, лицо написано более мягко, без излишней детализации, но с использованием тонких мазков для создания постепенных переходов тени. Обратите внимание, например, как едва различим ее нос на фоне правой щеки. Этот баланс жестких и мягких мазков придает картине энергию и заряд.
Обратите также внимание, что она изображена без конкретного фона, только размытый чёрный цвет, на котором девушка выделяется четкими очертаниями. Таким образом, "Девушка с жемчужной сережкой", написанная около 1665 года, когда Йоханнесу Вермееру было около 33 лет, отличается от обычного стиля художника.
В других его работах декорации обычно имели первостепенное значение. Так, на многих картинах Вермеера персонажи изображены в изысканных интерьерных сценах, в деталях которых можно прочесть символизм и аллегорическую подоплеку. Но эта картина отличается: подавляющее внимание сосредоточено на глазах и рте девушки, привлекающих наше внимание с неоспоримой ясностью.
Современная аудитория отреагировала на необычную интимность картины, и это представление получило определенную форму благодаря историческому роману Трейси Шевалье, ставшему бестселлером в 1999 году, и последующему фильму со Скарлетт Йоханссон в главной роли, в котором модель и художник были представлены как любовники.
Однако для этой догадки нет никаких доказательств, за исключением, возможно, наводящего на размышления характера самой картины.
Доказательства же свидетельствуют о том, что эта картина была задумана не как портрет отдельной девушки как таковой (хотя, несомненно, для картины использовалась реальная модель), а как тип картины, популярный в голландском искусстве того времени, известный как Tronie.
В описи имущества Вермеера на момент его смерти записаны две tronie, "написанные по турецкой моде" (Twee tronijnen geschildert op sijn Turx), что может быть первым упоминанием об этом знаменитом изображении. В каталоге для продажи картин в Амстердаме в 1696 году эта работа описывается как "Портрет в античном костюме, необычайно художественный" (Een Tronie in Antique Klederen, ongemeen konstig). Позже она стала известна как "Девушка с тюрбаном" (Meisje met tulband).
Тюрбан - от голландского слова "лицо" в XVII веке - это вид живописи или рисунка, на котором художник изображал человека в экзотическом костюме или с преувеличенным выражением лица. Считается, что Вермеер написал несколько tronie - изображений, которые были задуманы не как интимные портреты, а как изучение физиогномики или интересного персонажа. Они были созданы как отдельные работы для рынка, жаждущего таких ярких, впечатляющих портретов.
Вермеер был не единственным художником, писавшим tronie портреты. В своих ранних автопортретах Рембрандт часто изображал себя в костюме. Например, в "Автопортрете в шапочке с открытым ртом" Рембрандт изобразил себя с отчетливым надутым лицом, выражающим удивление или изумление.
Картина Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой" относится к этой традиции голландского искусства, но она также блестяще выходит за рамки этой категории благодаря своей двусмысленной природе, в меньшей степени ориентируясь на понятие крайней карикатуры и в большей степени на нерешенность вопроса о выражении лица девушки.
Однако картина не всегда была столь известной. После смерти Вермеера в 1675 году популярность его работ пошла на убыль, и его репутация на два столетия погрузилась в безвестность. Настолько, что на аукционе в Гааге в 1881 году "Девушка с жемчужной сережкой" была продана всего за два гульдена плюс тридцать центов премии покупателя (около 25 долларов в современных деньгах).
Только в двадцатом веке репутация Вермеера была пересмотрена. Что же делает эту картину такой долговечной?
Изображение работает, потому что его смысл остается без ответа. Взгляд через плечо вызывает так много вопросов: на что она смотрит? Что заставило ее повернуться? Если бы ее плечи были менее решительно развернуты в сторону, то ее взгляд назад не был бы таким точным, таким решительно бодрствующим. Именно это ощущение внезапного, спонтанного прерывания делает эту картину такой притягательной и такой открытой для интерпретаций.
***
Если вы любите Вермеера, то у меня на канале есть несколько других статей о его работах:
"Вид на Делфт" и "Любовное письмо"
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! Благодарю.
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство