В России уже лет как 30, в США наверное, лет как 60, культивируется понимание социального лифта, или карьерного трэка, по рельсам и проторенам "успешного успеха". Отсняты миллиарды роликов блогерами о том, что нужно делать, чтобы стать такой же популярной и успешной "как я", проведены миллионы бизнес-тренингов и мастер-классов на тему подражания поведению и мышлению миллиардеров и мультимиллионеров.
В итоге, мы с вами имеем миллионы людей, как правило из среднего класса, имеющих деструктивные предубеждения в голове, которые приводят кого к банкротству, кого в клинику неврозов, а кого сразу на кладбище. Потому что: Я же всё делаю правильно, почему у меня не получилось? Почему деньги не притянули деньги? Почему я делал то, что мне нравится и остался ни с чем и в долгах? К тренерам личностного роста присоединились эзотерики, тарологи, астрологи, нумерологи, хироманты и прочие эксперты. И вся эта вакханалия скатилась к культивации весьма экзотического культа, а именно, культа-карго.
Что такое культ-карго? Если в двух словах: это стремление казаться - а не быть.
Карго-культ - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. Классические культы карго были распространены во время и после Второй мировой войны. Огромное количество грузов было десантировано парашютным способом на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были гостеприимными хозяевами и проводниками военных. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.
Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.
Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов, говорили в имитированные рации. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению «божественных» самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам. Перестали работать, ежедневно ожидая даров с небес. Иногда им даже слали гуманитарную помощь, с неба, и они еще больше убеждались, что нужно продолжать говорить в рацию из кокоса. Этот пример дает пищу для размышлений. Этот пример магического мышления ничего не напоминает?
Карго-успех
Всем нам знакомы постулаты либералов, нет, не Жан-Жака Руссо, Джона Локка, Сидни, Милтона, Монтескье и Адама Смита, а компрадоров и самопровозглашённых эгалитариев: Чубайсов, Авенов, Медведевых, Гайдаров, Рыбаковых, Певчих, Сурковых и прочих:
- Чтобы добиться - надо много работать, а не пиво на диване пить;
- Надо работать головой, а не 24 часа;
- Человек если хочет, то он добьётся, у нас свобода и демократия;
- Знаете, что отличает настоящего мужчину, у настоящего мужчины всегда есть то-то и то-то;
- Если ты невостребован в том месте, где ты сейчас, то просто переедь, ты же не дерево;
- Идите в бизнес;
- Если ты такой умный, то почему такой бедный?;
- Разбогатеть легко, надо просто начать отказываться от 1 чашки кофе в день и эти деньги инвестировать. И прочие лингвистические надругательные фабулы над здравым смыслом, ввергающие массы в когнитивные искажения мышления.
Я молчу про то, что каждый человек рождается в неравных условиях по отношению к возможностям, рождается на разном расстоянии от той точки G (успеха), имеет разное количество и разную мощность сил сопротивления на пути к этой точке G. И когда люди прикладывают одни и те же усилия, то один остаётся на месте, а другой взлетает. Один прикладывает гораздо больше усилий и продвигается на шаг, а второй прикладывает 0,1 усилий и становится владельцем предприятия.
Многие люди этих пространственных моделей по отношению к точке G не понимают. И называют тех кто подальше них от точки G: лузерами, неудачниками, лентяями, бездельниками и лодырями. Ну, конечно, даже нулям по жизни с капиталами из наследства очень хочется выпендриться и крикнуть вселенной, что это он всего сам добился и достиг, преодолел уйму препятствий и лишений, и он много чего в этой жизни значит (что скорее всего правда). Вот посмотрите и медальку ему вручили.
Отличный разбор про "бизнесы из гаража" делал в своё время Егор Иванов с канала Плохой сигнал. Всем рекомендую к обязательному просмотру.
Люди добровольно делают из себя карго-людей, об этом их усердно просит "телевизар" и "компухтер", навязывая ролевые модели успешного человека. Пытаются навести внешний лоск без внутреннего содержимого. И вся армия бизнес-тренеров формирует установку людей о самовизуализации себя в будущем.
Только вам никто из них не расскажет, что исследование, на которое они ссылаются было проведено среди атлетов, чьи действия уже были доведены до автоматизма и процесс визуализации работал именно для них. И их мотивировал сам факт визуализации себя на пьедестале. Что за счёт одних и тех же действий они смогут его достичь, тренируясь ещё самоотверженнее. Теперь вопрос: если все начнут визуализировать себя на пьедестале, то кто победит? А вот повторные исследования показали, что визуализировать надо не результат, а ПУТЬ. Оно проводилось среди студентов одного из американских университетов. Как оказалось визуализация пятёрки, никак не повлияла на получение пятёрки. А вот визуализация действий для получения пятёрки мотивировали студентов выполнять эти шаги и среди таких испытуемых пятёрок было больше. Подитог: работает не визуализация себя на троне, а визуализация методов, действий, шагов для выполнения целей и задач, сценариев развития ситуации.
Важное умозаключение, на мой взгляд, касающееся такого когнитивного искажения как "ошибка выжившего" - а это именно оно: Ты никогда не наденешь тапочки человека и не пройдёшь его путь. Ты не знаешь где он умирал, где замерзал, где сгорал, где выживал, где убивал, где обманывал, где воровал, где получил в дар, где подкупил, где был изнасилован, где насиловал сам, где отвернулся от морали и продал честь и душу. Это правило равносильно для всех, для богатых и бедных. Поэтому не стремись примерить чью-то обувку и пройти в ней чужой путь. Многие методы тебе, просто на просто, не подойдут, да и неподвластны. Давайте вспомним сколько бизнесов закрываются в первые годы, сколько было поглощено, отжато, захвачено, сколько людей были убиты? Может спросим у них про успешный успех с визуализацией и смузи? Спросим какие книжки они читали, на какие тренинги ходили, и воображали ли они себя на троне?
Подражание и Карго-культ
Подражание свойственно человеку, кроме того, личный пример один из самых эффективных способов обучения. Именно поэтому, среди наставников и хороших руководителей так распространены полевые коучинги.
«Стремление человека к подражанию – одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь мир представляет из себя ряд сходств, произведённых разнообразными видами подражания: подражанием‑модой или подражанием‑привычкой, подражанием‑симпатией или подражанием‑повиновением, подражанием‑образованием или подражанием‑воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». / Жан Габриель Тард, французский социолог и криминолог
"Есть такая фраза: «Fake it till you make it», которая переводится как: «Притворяйся, пока не получится». Её и взяли на вооружение люди, про которых можно сказать, что у них завышенная самооценка. Только проблема в том, что притворство, как правило, не приносит удовлетворительного результата. Мало просто притворяться, нужно знать внутренние механизмы, обладать соответствующим мышлением, убеждениями и взглядами, которые и делают самооценку здоровой, а человека счастливым.
Мы наблюдаем за другими людьми и, если видим какие‑то эффективные модели жизни, стараемся им подражать. Подражание – естественное поведение, которое увеличивало шансы наших предков на выживание и сытую жизнь. Ведь если повторять за успешным человеком, есть вероятность, что тоже станешь успешным. Но здесь кроется ошибка мышления: не факт, что, повторив за другими, мы получим такие же результаты, что у них. Ведь мы не можем учесть сотни и тысячи невидимых факторов, которые сделали человека таким, какой он есть. Люди с низкой самооценкой пытаются подражать тем, кто уверен в себе. Они смотрят на их внешность, поведение, покупки, одежду и на всё то, что видно со стороны. Человек с низкой самооценкой покупает похожие вещи, гаджеты, одежду и другие товары часто лишь для того, чтобы стать таким же, как тот, кому он подражает. Очень легко прийти к поверхностным и неверным выводам, лишь посмотрев на другого человека со стороны. Это и есть карго‑культ. Смотря на людей, мы не знаем полной картины их жизни. Не знаем деталей их биографии, не имеем представления об их опыте, о везении, о том, как они оказывались в нужное время в нужном месте. Каких людей встречали по жизни, и как эти люди на них повлияли.
Не знаем, как мыслят уверенные в себе, как смотрят на жизнь. Кто бы что ни говорил, а проникнуть в голову к человеку невозможно. А ведь именно там и кроется секрет людей со здоровой самооценкой. Карго‑культ распространяется на всё, что мы видим вокруг. Человек выхватывает лишь то, что лежит на поверхности, при этом не принимая во внимание скрытое за кадром.
Может сбивать с толку, как тот, кто кажется самовлюбленным, следящим за собой, покупающим модную красивую одежду, регулярно ухаживающий за внешностью, может страдать от низкой самооценки. Но, разобравшись в вопросе, становится понятно, что человек таким образом пытается повысить свою самооценку. Достаточно взглянуть на рекламу: уверенный в себе, красивый, ухоженный мужчина, с ослепительной улыбкой, выглядит расслабленным, удовлетворенным жизнью. И вот он садится за руль нового, модного, дорогущего автомобиля. Какой посыл считывает человек по ту сторону экрана? Что если он приобретет новенький седан, как у героя из рекламы, то станет таким же уверенным. Рекламные ролики, профили звезд, знаменитостей и блогеров в Интернете и социальных сетях ежедневно демонстрируют нам некие послания. Мы их считываем и пытаемся повторить чужую жизнь в надежде получить уверенность в себе. Но такое поведение и мышление неэффективны и часто не приводят к нужным результатам." - как пишет когнитивный психолог Анна Погребняк, в своей книге "Люди, которые себя любят"
Каргономика
Всем нам с голубых экранов, без устали назидательно повторяют, что нам нужны традиционные ценности древних предков, они помогут нам в 21 веке вызвать мощнейший голубой поток святых денег в нашу богоданную экономику.
В наше время, после проигранной войны Хрущёвым объявленной покойному Сталину, было много попыток выдавать свои достижения за достижения того же... Сталина. Та же выставка Россия, где многие предприятия построенные в 1949 - 1955 году, выдаются за современные построенные при его высоком сиятельстве Путине. Клирикальная элита, монархисты так усердно и самозабвенно рушат историю СССР, чтобы выстроить Россию, которую они потеряли с Потёмкинскими деревнями, французской булкой, чинопочитанием, безропотным народонаселением и Ильиным с Красновым на знамёнах, по образу и подобию, что несомненно, сходств неотвратимо всё больше и больше с каждым днём. В таких случаях я предлагаю копнуть ещё глубже и начать копировать мудрость, строй и хозяйственную деятельность неандертальцев. Но и тут, они подсуетились и вот-вот запретят эволюционизм, астрономию и генетику.
И это всего лишь одна ветвь элиты. Вторая ветвь элиты строила 30-лет каргономику по образу и подобию США, являясь при этом экспортной полупериферией. При этом публичных амбиций на гегемонию хоть отбавляй.
Мы щас вам тут всем покажем! Это ещё называют Эготизм — термин гештальтпсихологии, означающий преувеличенное мнение о себе, преувеличенное чувство значения своей личности.
Такая вот внешняя компрадорская каргономика с претензией на гегемонию.
Мы продолжаем поставлять ресурсы стратегическим врагам, по территориям врагов, которые, из них, выливают пули, танки и бомбы для убийства наших героев-бойцов. При этом, фарисеи, без зазрения совести, воруют средства на БПЛА, танки, ракеты и самолёты, лицемерно заявляя, что мы за "русский мир", "за победу", "за гойду", завозя сюда эшелоны гастарбайтеров и радикалов.
Такие вот карго-патриоты, которые мечтают уехать на ПМЖ в Монако или Бали, Дубай, Гавайи и т.д., и т.п.
Что же касается внутренней каргономики, то многое из того, что вам рассказывают коучи - абсолютная неправда. Люди даже не подозревают что им никогда-никогда, никогда-никогда не попасть в 0.001% населения владеющего всем. Ладно, никогда не говори никогда, оставим единицам маленькую лазейку посредством связи и шанса оказаться в нужном месте, в нужное время, с нужными духовными и материальными ресурсами.
Такие навязываемые фабулы нужны для финансирования индустрии консалтинговых услуг и для сдерживания социального напряжения. Вы ВСЕГДА должны думать, что тоже сможете если... далее по списку
В капиталистическом режиме общество достаточно атомизировано, и стремление к власти, доминированию над остальными, к демонстрации своей исключительности - затмевает разум обывателей. Они не понимают, что машина в кредите - заржавеет, а кредит может остаться. Они даже и не думают, что жилплощадь может сгореть. Они не понимают, что та работа, которой они кичатся, может предать их опале. От тюрьмы и суммы не зарекайся. Для питания системы нужны не только карго-люди, но и карго-бизнесы, которые, пока следуют по формуле "успешного успеха", выкладываются полностью. Как я и говорил ранее, а потом их имущество, их деньги, их бизнес прибирают к рукам, действительно "успешные" и светлоликие атланты, и силачи мира сего.
Подливают масло в агонию потребительства и психологи: "Вы должны делать то, что вам хочется" - а если на это нет денег? И актрисы-психологи: что это за бездомные собаки мужчины без собственного жилья? Золотой телец поглощает мысли людей за гонкой к успеху. Они не понимают, что никогда они не войдут в класс господ. Где индивид зарабатывает 1 000 000 рублей в час. И всё равно упорно гонятся, гонятся, и гонятся за статусом исключительного, посмотрите какой я прекрасный с зарплатой в 25 тысяч рублей в месяц. Таких людей можно спокойно назвать Homo Cargo - люди, которые отказываются принять себя, выстроить хоть какие-то естественные пути самопрогресса и применяют мистический образ притворства, копирования действий людей, которыми не являются. Не сотвори себе кумира.
Карго-авторитеты
Кстати, о кумирах. Артисты, спортсмены, арлекины, актёры, певцы и придворные шуты, да, зарабатывают многим больше чем простолюдины, но они всё равно не правят страной. Но их, всё равно, зовут на голубые экраны и на вездесущие и вездеснующие шоу в качестве экспертов по экономике, по геополитике, по социологии, истории, психологии, межнациональной политике.
Это тоже признак Карго. "Пипл хавает" - отвечают худруки этих шоу, поэтому: - "свет, камера, мотор!". То есть "пиплу" важно не то, что думает эксперт по вопросу эволюции, например, Дробышевский, а что думает конкретный шут и балагур, который своей то жизнью не совсем управляет и зависит от контрактов. Всем интересно, что там думает Лия Дойка или Дуся Блевотина. Да, актёры, шуты и прочие - это зеркало морали, этики, эстетики, смыслов, целей и ценностей правящего класса (независимо от его спектра). Однако в поисках истины, люди примеряют мнения людей, истиной не владеющих. Почему если у вас прорвало стояк вы не звоните лифтёрам, а звоните слесарю? Почему не звоните певцу, танцору или гитаристу, а звоните человеку, который умеет чинить прорванный стояк? Вам самим не кажется, что вы занимаетесь подменной? И сами добровольно ведёте себя по ложному пути, всё более спутывая свои мысли?
- Почему вы так думаете? - Потому что так сказал певец ртом Егор Крид, фигуристка Роднина, космонавт Леонов, сын Толстой - дизайнер Лебедев, интервьюер Юра Дудь. Блеск! Таким образом у вас сформировалась истинная-экспертная картина мира? Почему, вообще, посторонние люди влияют на вашу жизнь, умонастроение и на ЗНАНИЯ? Как эти посторонние люди изменят вашу то жизнь, если только, что и делают - водят вас за нос, развлекаются и веселятся? Они в своей то жизни не способны разобраться, вспомним того же набожного Малафеева, уведшего обвенчанную чужую жену, или бездетных депутатов призывающих рожать по 8 детей. Зато потом все будут смотреть первый канал с шоу воспоминаниями этих людей о том где они ошиблись, где опростоволосились и чего простить не могут друг другу. А сейчас все смотрят им в рот и прибывают в экстазе от их "правильных" советов. Может стоит пересмотреть каталог своих авторитетов? Не всё то что доступно и блестит - золото. Не выводите себе карго-авторитетов.
Итоги
Не надо пародировать уникальную снежинку, поверьте мне, вы УЖЕ самобытная уникальная снежинка. Призываю, Вас, дорогой читатель, прекратить гонку в заведомо проигранном старте, сконцентрироваться на элементарных базовых вещах, таких как семья, дети, собственное жильё, природа, увлечения. Интерпретаций успеха много, так преуспейте же в том, что Вам действительно нравится, чего и кого Вы любите. Никто не понесёт ответственность за Вами принятые решения, ни один коуч, тренер, актёр, советчик. Это Ваша жизнь, она у Вас одна, и Вам её жить. Поэтому, решайте сами, косить под кого-то, таковым не являясь, или быть собой, принимать себя и принимать реальность за реальность, с теми благами, что нам дарованы природой или Господом, если хотите.
А там глядишь, мы сплотимся и организуем партию. Партию успешных, здоровых и счастливых людей. =) Всем мир!
С уважением, Максим Экстрин.
Если кто-то хочет задать вопрос лично и для связи:
Телеграм | Youtube | Вконтакте | Rutube