Как отличить травлю от конфликта и что делать, если травля возникла

3,4K прочитали
Источник pexels.com
Источник pexels.com

«Дети всегда дрались в школе! А кто не дрался? Что ж теперь, запретить?»

«У меня тоже была травля в детстве, и ничего»

«Травля — это конфликт двух разных мнений, она будет всегда»

«Как можно заставить всех дружить и любить какого-нибудь откровенно противного ребёнка? Это нереально»

Это цитаты из комментариев здесь на канале. Я слышу это так часто, что стало понятно следующее. Если раньше никто не знал слова «травля», об этом было не принято говорить. То сейчас травлей называют все подряд. И это плохо. Потому что, во-первых, сильно путает. Во-вторых, подстёгивает критически относиться к той работе, которая наконец-то в России началась по уменьшению этого явления.

Давайте разбираться.

Важно! Все, что ниже, это не личное мнение. Это экспертная статья, в ней приведены те методики и те термины, которые в данный момент приняты в экспертом сообществе, как российском, так и мировом.

Как понять, что коллектив заразился травлей?

У травли или буллинга (да, это не разные явления, это синонимы, хотя я встречала среди обывателей мнение, что это два разных термина) есть 4 характеристики. Важно, чтобы была комбинация всех четырёх. Тогда можно сказать наверняка — это травля.

1. Насилие, нарушение границ. Физическое и / или психологическое. Много чего подходит под это описание. Повторюсь, чтобы была травля, нужно ещё три характеристики.

2. Намеренность, неслучайность. Миша может случайно ударить Васю. Бывает. Это не травля. А вот если намеренно... подождите, терпение. Это тоже не всегда травля. Нужно ещё две характеристики.

3. Систематичность. Если ребёнка однажды ударили (или обозвали, посмеялись), это неприятно. Но это не травля. Тем более, если случайно не подумав. А вот когда это происходит постоянно, то как бы вам ни объясняли, что дети так играют, что это не специально, это не так. Однако, даже при такой комбинации трёх проявлений (нарушение границ + намеренность + регулярность) это может не быть травлей. Знаете, в каком случае? Когда это постоянно один ребёнок против другого. Миша и Вася могут драться и обзываться каждый день. С этим нужно что-то делать, как минимум включать медиацию, сдерживать, чтобы не травмировали друг друга в стенах школы. Это не очень приятно. Но! Это не травля. Нужен четвёртый компонент.

4. Неравенство сил. Вот если к Мише присоединяются ещё дети. Хотя бы один Петя. И они вместе унижают Васю. Если Миша и Петя ежедневно держат Васю, пока кто-то четвёртый его избивает, это, простите, не просто драка. Вот это уже травля.

Все четыре компонента в комбинации: насилие, намеренность, систематичность, неравенство сил.

Травлю нужно отличать от других проявлений агрессии. Важно! Агрессию принципиально не нужно сдерживать. С ней не нужно бороться. Это, действительно, нереально. Люди не могут существовать без здоровой агрессии. Мы не говорим о создании мира с розовыми единорогами. Мы говорим о безопасной среде в школе. Как сказала Людмила Петрановская, каждый ребёнок имеет право без содрогания заходить в школу. Поэтому отсечём лишнее.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Чем травля не является?

Травля — это не игра. В игре весело всем. В травле весело агрессору и свите, а жертве невесело. Ей страшно. Свидетелям тоже страшно — хоть бы со мной так не играли.

Травля — это не недолюбливание. Ребёнок может быть непопулярным. Из-за своих качеств, из-за неумения общаться. Это печально, он может грустить. Но он не боится при этом идти в школу. Никто не обязан никого любить. А вот травить, издеваться (словесно или физически) ни над кем не имеют право. Даже над самым непопулярным.

Травля — это не конфликт. В конфликте есть несовпадение мнений, интересов. В травле интерес один — издеваться над выбранной жертвой, потому что иначе скучно или потому что можно самоутверждаться за её счёт.

Травля — это не агрессивное поведение одного ребёнка. Это тоже неприятно. Но! Фраза «у нас в классе мальчик всех затравил» некорректна до тех, пор, пока к мальчику не присоединились ещё дети, которые тоже вместе с ним травят.

С тем, что такое травля, а что порой путают с травлей, разобрались. Кстати, обратите внимание, мы отсекли явления, которые травлей не являются. И тем не менее по статистике в России каждый второй ребёнок когда-то в течение школьного периода подвергается травле. Именно травле. Речь не про конфликты, не про недолюбливание. Речь про травлю в чистом виде. Тут данные совсем немного разнятся, но все крутятся около одной цифры. По данным «Михайлов и партнёры» за 2019 год — 52%, по данным UNICEF за 2020 год — 48 % (Россия в Европе третья с конца по этим цифрам), по данным комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ за 2021 год — 40%. Последнее исследование проводилось на выборке в 1 миллион человек!

Теперь — что делать. И чего делать при травле нельзя.

Чего делать нельзя?

1. Пытаться поменять жертву, что-то в ней скорректировать, повысить популярность. Это можно делать при недолюбливании, чтобы не допустить травлю. И это нужно будет делать в определённый момент при лечении травли. Но! Если травля уже есть, то начинать надо не с этого. Это только раззадорит агрессоров. Кстати, на канале есть история учительницы, которая поймала зачатки травли как раз ещё на стадии недолюбливания. И не довела до травли, вытащила ребёнка.

2. Начать с работы с агрессором. Это можно делать в случае, когда один агрессивный ребёнок всех затерроризировал, но при этом другие дети его не поддерживают. Это нужно будет делать в определённый момент при лечении травли. Но, как и в первом пункте, если травля уже есть, другими словами, имеется не только агрессор, но и свита, начинать нужно не с этого.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

3. Мирить, искать компромисс, проводить переговоры. Это всё имеет смысл, если между детьми конфликт. Вот тогда можно и нужно блистать умениями медиации. Собирать стороны, обсуждать, кого что не устраивает, что нужно изменить в действиях каждого и так далее. На канале есть пример такой истории, как педагог помогла разрулить конфликт, не довела его до травли.

При травле это будет бессмысленно и даже вредно. При травле никого уже не интересует никакой компромисс, нет никаких пересекающихся или конфликтующих интересов. Травля — самоцель. Поэтому сама постановка вопроса: «Что вас не устраивает в Васе?» нормализует травлю и подтверждает, что тот, кто задаёт этот вопрос, согласен, что в Васе что-то должно не устраивать, и он достоин такого обращения.

4. Отдавать на откуп детям, говорить, что они сами разберутся. Здесь не буду даже останавливаться. Об этом писала очень много. И многочисленные истории на канале подтверждают. Как и исследования. Нет, дети сами не разберутся. Травля может стихнуть. Но когда? У кого-то она длится три года. У кого-то десять. Травля всегда оставляет травму. Пока мы ждём, что она сама стихнет, мы только создаём дополнительные риски для самых плачевных исходов (стрельба, уход из жизни).

5. Искать объяснение явлению. Все эти фразы «так было всегда», «это в природе человека», «мы ничего не можем с этим сделать», «учитель ничего не может (говорят учителя)», «родители беспомощны, травлю запускают сами учителя (говорят часто родители)». Это всё понятно, и давно на этот счёт написано много трудов, в том числе на русском языке. Да, есть биологическая природа травли, однако в биологии homo sapiens много такого есть, что регулируется Уголовным кодексом и просвещением. Да, так было всегда, но много чего было, а теперь нет, человек эволюционирует. Да, в рамках школы только взрослые, которые работают в этой школе, могут не довести до травли, это учителя, директор, администрация. И да, утверждение про родителей тоже верно, пока сами родители транслируют устаревшие понятия о нормализации насилия, глобально сложно что-то поменять.

К чему я это? Все эти философские рассуждения давно известны и не имеют смысла, пока конкретные дети страдают в школе от травли. Это слова, а не дела. Пока мы, взрослые, таким образом «умничаем», мы только позволяем травле быть.

Поэтому алгоритм лечения травли примерно следующий:

1. Назвать вещи своими именами. Признать, что травля в коллективе есть и присвоить ответственность. Присвоить её должны взрослые. Сотрудники школы и родители класса. В общем-то, это главный пункт алгоритма. Если он выполнен, то дальше вам мои советы даже не нужны. Когда педагог и руководство школы признают, что травля есть, они всегда найдут способ это остановить.

2. Дать однозначную оценку. Травле — нет! Травли в моём классе не будет! Травли в нашей школе не будет! Если педагог (или директор) сами не готовы так однозначно относиться к этому явлению, то каких-то реальных действий ждать сложно. К слову, мои друзья из «Травли. НЕТ» уже 4 года БЕСПЛАТНО предлагают школам принять антибуллинговую хартию, дать методические рекомендации, обучить персонал. Ещё ни одна муниципальная школа до конца на это не пошла. Переговоры ведутся, разговоры разговариваются, был даже регион, который полностью хотел «охартить» все школы, пока это было интересно одному политику в рамках предвыборной гонки. Но ни одна государственная школа до сих пор не приняла документ, в котором сказано, что травля — это плохо.

3. Прекратить травлю. Любыми путями остановить это для жертвы. Если для этого требуется временно не ходить в школу, значит, не ходить. Если родителям понятно, что школа ничего не будет делать, значит, ребёнка нужно переводить. «В другом коллективе будет также или хуже» — это тоже расхожий миф. Однако следующую школу, действительно, нужно выбирать осторожно. Буквально задавать вопрос директору: «Что в школе делается для того, чтобы не было травли?» «Приведите примеры, как разруливали случай травли или пограничные случаи?» Если в ответ вам мямлят, говорят что-то неопределённое про вселенскую дружбу, и как это важно, значит, школа ничего не будет делать. У моего сына в его текущей школе травля определена в Уставе, описана, регламентирован алгоритм действий. Есть также политика урегулирования конфликтов. В этом году было два конфликта. Их урегулировали цивилизованно. Не довели до самого страшного.

4. Лечить группу. Как это делать, я рассказывала в нескольких статьях на конкретных примерах. Не буду повторяться. Можно почитать, например, здесь. Важно понять. При травле лечим группу. Не жертву (это потом). Именно группу. Если травля в коллективе уже есть, вы можете убрать жертву, но травля перекинется на следующую.

5. Выработать правила класса, если их раньше не было. В идеале, правила школы, кодекс школы. Ещё идеальнее принять антибуллинговую хартию от «Травли. НЕТ», которую они готовы даже адаптировать под конкретную школу.

6. Настал момент работы с конкретной жертвой и с агрессором. В острых случаях эта работа понадобится раньше. У меня были случаи, когда ребёнка из школы увозили сразу в психиатрическую клинику. Но я хочу донести важную мысль. Услышьте меня. Первое, что нужно сделать, это, в любом случае, признать травлю. Не бросаться исправлять жертву, повышать её популярность или улучшать агрессора. До них очередь дойдёт. Но это точно не первое. Наверняка, им обоим понадобится психологическая помощь. Важно! Агрессора не нужно сразу загнобить. Ребёнок ведёт себя так неспроста. Наверняка его границы также нарушались где-то, в семье или в той же школе. Надо разбираться с источником такого поведения. Агрессору тоже нужна помощь. Это, само собой, в бОльшей степени, работа родителей.

PS в случае травли педагога детьми или другими педагогами, принципиально алгоритм примерно тот же, только ответственность должен присвоить директор и администрация.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.