Начало вы можете прочитать тут и тут.
Итак, Лариса начала понимать обращенную речь. Еще не полностью и только когда говорили медленно, короткими фразами. Но сам факт уже давал большие надежды. К этому времени мы отзанимались полгода. Накопился хороший словарь внутри фраз с жестким контекстом. Это такие выражения, продолжения которых мы хорошо знаем. Например, "во дворе лаяла злая..." и у человека вылетает "собака". К ним также относятся пословицы, поговорки, стихи и песни. Эти слова произносятся единой словоформой, воспринимаются целостно. Человек еще не может их склонять, но уже сама возможность хоть что-то произнести, его определенно воодушевляет. Нужно было переносить этот навык с занятий в повседневную жизнь. Я стала давать задания родственникам, где им нужно было создавать этот жесткий контекст и превращать ситуацию из лабораторной в обыденную. Задача была не из легких. Одно дело произнести строчку из стихотворения и дать договорить последнее слово на тренировке, а другое - вплести всё это в коммуникацию. Например, встать утром и сказать: "Доброе ...утро". Или "сегодня мороз и солнце, день... чудесный". А потом посмотреть в окно на блестящий снежок. Все это сделать медленно, как будто ты никуда не торопишься. Сначала ничего не получалось, в нашем чате то и дело звучали слезы отчаяния со стороны близких. Но вот дело двинулось. Получилось один, второй, третий раз. И они не заметили, как автоматизмы прочно вошли в повседневную жизнь. Это было весело и интересно, но еще не обеспечивало полноценного человеческого общения. Наступало время освоения произвольных слов. Но Лариса с большим трудом произносила что-то произвольно. Рот переставал ее слушаться, когда надо было проартикулировать конкретный звук. Так проявляют себя нарушения кинестетического праксиса. Пропадает обратная связь от органов артикуляции, и мозг не может проконтролировать артикуляторную позу. Поэтому когда человек хочет сказать "Ма", он говорит "Тшп" или что-то другое, такое же невнятное. Даже гласные звуки даются с трудом. Мы начали готовить базу. И вскоре на тренировках я стала замечать, что у Ларисы уже хорошо получаются звуки И, Д, С и А. Из них мне и предстояло придумать короткую фразу-коммуникатор - такую, которая могла бы использоваться каждый день в разных ситуациях. Я решила попробовать словосочетание "иди сюда". Мы стали разбирать его на занятиях, и к счастью оно прекрасно усвоилось. Лариса уловила его смысл, и ей очень нравилось его отрабатывать. В итоге, получилась прекрасная фраза: "Дима! Иди сюда!". Это был величайший прорыв в ее личной реабилитации! Наконец-то появилось нечто, пусть и заранее отработангое, что она могла сказать сознательно, от себя. Фраза быстро прижилась в быту, и очень радовала Ларису и ее близких. Постенно мы ввели еще несколько коротких фраз для повседневной жизни. Наконец-то семья стала общаться посредством речи. И пусть набор инструментов для общения был пока невелик, но главное, что оно началось. Этот уровень сложности был пройден. Теперь перед нами стояла самая главная задача - освоить ситуативное самостоятельное произнесение слов "от себя".
<Продолжение следует>
#инсульт #афазия #реабилитация #логопед для взрослых #медицинский логопед #истории восстановления
Если вам интересны вопросы речи взрослых людей, вступайте в группу Recovery 🌱 в VK https://vk.com/speech_recovery
Записаться на консультацию по проблемам речи у взрослых можно в мессенджерах WhatsApp и Viber +79116747131
Задавайте вопросы, пишите отклики и ставьте лайки ❤ мне будет приятно 😉
И подписывайтесь 😘 пусть нас будет больше 👍🏼
Всем добра 💐