Женя, помоги с заказчиком разобраться, не хочет остаток мне оплачивать — обиженным голосом в трубку телефона жалуется Виктор. Ты же с ним в хороших отношениях, объясни ему, что он неправ.
Заказчик в нашей компании покупал материалы для отопления. Витю я посоветовал как монтажника. Он ему сделал систему отопления, водоснабжения и канализации. Заказчик остался доволен и с Витей за эти работы рассчитался.
Потом заказчик заказал у нас систему автоматики. Когда она приехала, он договорился с Витей на её монтаж.
Монтажник Виктор написал смету на 75 000 рублей, отдал её заказчику и взял у него аванс 50 тысяч. За несколько дней поставил автоматику, прокинул для неё провода и подключил. Но не успел её настроить, как приехал заказчик и сказал, что в смете высокие цены и теперь Витя должен вернуть 35 тысяч.
По мнению заказчика, эта работа стоит максимум 15 тысяч рублей.
За свою жизнь я много раз попадал в конфликтные ситуации. Пытался разрулить их разными способами. Самым эффективным, на мой взгляд, в таких конфликтах будет сделать следующее:
- Забрать свои инструменты с объекта. Если заказчик отказывается их отдавать или не пускает на объект, то вызвать полицию и уже с ними забрать свои инструменты. Это ваше имущество и никто не имеет права его удерживать;
- Заказчику сказать следующее: я обозначил свои условия работы, но вам они не нравятся. А ваши условия не нравятся мне. Предлагаю взять паузу и передоговориться.
В большинстве случаев удаётся договориться заново на условиях, которые устраивают обе стороны.
Витя, понимаешь — говорю я монтажнику — у заказчика, кроме тебя, есть ещё куча проблем. У него могут быть авралы на работе, конфликты с женой или родственниками. Он может просто встать не с той ноги, у него появится плохое настроение, и вот он уже срывает свой стресс на строителях или просто хочет их прогнуть, чтобы сэкономить.
Все мы люди. Надо взять паузу и успокоиться, а потом договориться заново.
Если не получится, то ничего тебе не мешает написать досудебную претензию и потребовать с тобой рассчитаться. По моему опыту, 95% заказчиков не хотят доводить дело до суда и решают дело миром.
Если это не поможет, тогда пиши исковое заявление в суд. Даже если у тебя нет договора и вы договаривались устно, ты же его ознакомил со сметой и он дал тебе аванс. Заказчику в суде придётся доказывать, что вы договаривались на других условиях.
Доказательство с твоей стороны — смета и фотографии выполненных работ. А заказчик что будет доказывать? Что он смету не видел?
Тогда ему придётся объяснять суду, на каких основаниях и условиях монтажник у него работал.
Приведу аналогию: человек приходит в кафе. Заказывает, например, салат, первое, второе и компот. Кушает, выпивает компот. Когда ему приносят счёт, он говорит, что отказывается оплачивать салат.
Мол, я вчера в Пятёрочке покупал по килограмму огурцов и помидоров, и заплатил всего 300 рублей. А вы за 300 грамм салата хотите получить 300 рублей. Дорого, не буду платить за него. Если бы я видел в меню, что он столько стоит, я бы его не заказал.
Согласитесь, бредовая ситуация?
Каждому приносят меню, ты можешь смотреть в него, а можешь нет. Но заказывая что-то, ты автоматически соглашаешься с условиями продавца.
Так и на стройке: ты можешь не смотреть смету, но если мастер сделал работу, то заказчик должен её оплатить.
Хочется сэкономить? Договаривайся о расценках, сроках и качестве до начала работ, а не после того, как они выполнены. И если мастер нарушил какие-то условия, то тогда предъявляй ему претензии. Иначе придётся оплачивать работы по расценкам исполнителя.
Если вы оказываете услуги, то напишите в комментариях, как бы поступили, когда обозначил стоимость работ, заказчик дал аванс, а по окончании работ заказчик говорит, что дорого и требует вернуть часть денег.