Найти тему
Инновации детям

Как внедрить интерактивную песочницу в образовательный процесс?

Оглавление

Приобрести интерактивное оборудование в детский сад и использовать его – это две совершенно разных истории.

К сожалению, ситуации, когда дорогостоящее оборудование в садике стоит без дела – весьма распространённые. Педагоги часто испытывают трудности с тем, чтобы использовать интерактив на занятиях, ведь образовательных программ, которые бы предполагали обязательное его использование, не существует.

Между тем, применять интерактив на занятиях настоятельно рекомендует ФГОС, а воспитателю или другому педагогу садика интерактивное оборудование даёт широчайшие возможности. Сегодня расскажем подробнее о том, как педагог может использовать интерактивную песочницу в своей ежедневной практике.

Песочница: база

Условно мы разделили бы всю методическую "начинку" песочницы на 2 большие части – готовые игры, которые можно использовать на занятиях и конструктор – возможность для педагога создавать свои собственные занятия на любые темы. Имеет смысл для начала разобраться с тем контентом, что уже заложен в программу. Оговоримся сразу: в этой статье мы будем ориентироваться на работу педагога, который не занимается коррекционной работой. Возможности интерактивной песочницы для коррекционного педагога очень широки, но это отдельная тема.

Интерактивная песочница имеет множество режимов, которые можно использовать для широкого круга занятий из календарно-тематического плана воспитателя. Это и "Окружающий мир", и тема безопасности, космос, вода и ее обитатели, животные разных широт. Педагогу доступны занятия на развитие логики, скорости реакции, мышления.

ПРАКТИКА: Педагог-психолог детского сада № 18 (г. Челябинск) Анастасия Плохова создала занятие на экологическую тему с использованием интерактивной песочницы, используя один из базовых режимов - "Подводный мир". Такое простое и эффективное решение - наполнить песочницу пустыми упаковками от продуктов, которые представляют собой бытовой мусор - и вот, дети уже почти по-настоящему очищают океан. Дети убирают не виртуальный, а реальный мусор, задействована сенсорика, а красивая картинка захватывает и радует глаз. Занятие доступно как для нормотипичных детей, так и для малышей с особыми образовательными потребностями.

Конструктор занятий


Конструктор – это возможность воспитателю загружать в готовую структуру режима или игры свои собственные файлы. Это могут быть изображения, видеофайлы, звуки. Игра с конструктором, как и любое занятие, потребует небольшой подготовки, зато
возможности педагога становятся безграничными!

Конструктор есть в 4-х режимах песочницы: "Природа", "Мультфильмы", "Релаксация", "Мемори". Важно понять, что, используя конструктор, мы можем полностью уйти от базовой темы режима и использовать лишь механику игры, а тему создать свою собственную.

-2

Режим "Релаксация" подразумевает загрузку видео и звукового файла. То есть, педагог может загрузить свой видео-и аудиофайл для показа детям. Методист компании "Инновации детям" Яна Кононенко, создавая занятие по ПДД, загрузила в конструктор видео одного из городских перекрёстков с камер видеонаблюдения. Дети могли обсудить, как двигаются автомобили и пешеходы, видя знакомый им перекрёсток. В режиме "Релаксация" предполагается простое воспроизведение видеофайла и соответствующего звука.

В режиме "
Мультфильмы" тоже воспроизводится видео, но есть интересная деталь: прежде чем будет проигран видеофайл, один из кадров видео оказывается спрятан под слоем песка. То есть, ребёнок должен откопать изображение (либо, наоборот – насыпать горку, чтобы его увидеть). Увидев часть изображения, малыш догадывается, что же спрятано внутри: пробуждается азарт. Кроме этого, дети учатся видеть часть и целое. Таким образом, можно изучать цифры, буквы и вообще, создавать занятия на любые темы.

В режиме "
Природа" конструктор ещё интереснее. Он предполагает наличие 4-х слоев песка в глубину. Представьте себе торт в разрезе: на каждом слое вы можете заложить какую-то картинку. В конструкторе вы увидите 4 слоя: первый (самая глубокая часть короба песочницы), второй (средний слой), третий (эталонный слой – его видно, когда песок выровнен) и четвёртый - то, что мы видим, когда насыпаем горку. Самое простое – создать природную зону: показать детям глубину почвы, слой, где растут растения, поверхность земли и горы.

-3

Отдельной функцией можно добавить природные явления: дождь, молнию, радугу. Но гораздо интереснее загрузить в песочницу любые темы, которые можно раскрывать поэтапно, или где педагог с детьми отрабатывает схему "что за чем идёт". Может быть, это будет режим дня, может быть состав – торта или слоёного пирога – что угодно.

В режиме "Мемори" конструктор позволяет создавать простые и сложные игры. Простой режим – это стандартная игра "Мемори", где переворачивая по очереди карточки, ребёнок должен найти пары. В конструкторе можно загрузить на эти карточки любые нужные педагогу картинки. В сложном режиме пара из карточек собирается из двух разных картинок: например, часть и целое, антонимы, буква и предмет на эту букву – любая механика, где нужно подобрать что-то к чему-то. Пары устанавливает сам педагог.

Песок - идеальный инструмент для развития сенсорики

Абсолютно во всех режимах дети взаимодействуют с песком. Как правило, они откапывают что-то из глубины, либо насыпают горку, на которой появляется изображение. Так же они могут прокапывать длинные каналы, рисовать пальцами, играть при помощи небольших пластиковых или деревянных игрушек, которыми можно дополнить практически каждый режим. Вам пригодятся:

  • животные разных стран, дикие и домашние;
  • игрушечные деревья, кусты, растения;
  • транспорт: наземный, водный, воздушный;
  • фигурки людей разных профессий.
  • игрушечные здания, строения.
  • природный материал (шишки, ракушки, камни, веточки).
  • любой бросовый материал, который вы можете использовать для занятий.
  • ламинированные карточки с картинками, либо картинки, насаженные на палочки (их удобно воткнуть в песок, чтобы обозначить место или персонажа).
-4

Для воспитателя интерактивная песочница - удобный инструмент, который позволяет расширить, углубить занятие, разнообразить его. Занятия с песочницей идеально подходят для иллюстрирования и закрепления пройденного материала.

Важно понять: вы сможете реально изменить образовательный процесс в детском саду только тогда, когда использование интерактивного оборудования станет для вас и ваших коллег привычным, ежедневным делом. Не стоит давать детям интерактив "по праздникам" или "за хорошее поведение". Осваивайте все возможности оборудования так, чтобы использовать его было так же просто и легко, как блокнот, ручку или книгу. Ваши возможности возрастут безгранично, а родители и дети 1000 раз скажут вам "спасибо" за самые яркие и интересные занятия.

-5