В современном мире много информации, порой пустой. Слова и их понятия наслаивались друг на друга долгое время и сегодня уже трудно понять их исконное значение. Этому способствуют и, так называемые «местечковые авторы», наводящие «тень на плетень». Так произошло и с термином «аланы». Давайте вместе попробуем разобраться.
О возникновении самого термина «алане» очень подробно рассказано Егором Классеном в его труде «Древнейшая история славян», изданном в 1854 году. В нем он систематизировал и классифицировал нарицательные названия племен Восточной Европы, употребляемые всеми античными историками, и объяснил их происхождение.
Не пересказывая всего произведения, я буду ссылаться на некоторые выводы Е. Классена. Например, он утверждает, что «для возведения к прототипу своему некоторых племенных имен славянских, до сих пор еще не разгаданных, необходимо, справляться в областных словарях Русских. У Славян есть обыкновение называть одних лапотниками, других махланами или зипунниками, третьих аланниками». Самое слово «алань» сохранилось у нас и по сие время в некоторых великорусских областных наречиях и означает низменное место, удобное для пастбища и покоса. Производное от того слова: Аланники или Алане - это пастухи занимающиеся скотоводством (Alani)».
Древние историки называли Аланскими горами (Alani montes) местность, из которой вытекают четыре реки. Маркиан Гераклейский уточняет, что Рудон (Двина) и Борисфен (Днепр) вытекают из Аланских гор. Этим свидетельствуется, что Аланские (Alani montes) и Алаунские (Alaunus mons) горы – синонимы и означают одно и то же. И напрасно некоторые историки, роясь в географии, хотят отыскать эти горы в отрогах Кавказа, а некоторые даже и нашли их там, но только в своем игривом воображении. Именно из Валдайской возвышенности (Валдайские горы, иногда просто Валда́й, Алаунская возвышенность, Алаунские горы) берут начало реки Двина, Днепр, Дон, Волга.
Итак, исконно географическое название Алания, или по-научному – топоним местности, обозначает Валдайскую возвышенность, а если брать шире, то все междуречье от Двины до Волги. Отсюда пастухи Аланы распространялись со своими стадами по миру: в Европу, в Сибирь, через Кавказ в Азию. Сразу же уточню, что речь идет о пастухах Аланах занимающихся преимущественно коневодством.
О коневодах живущих восточнее Волги в степях Турана, которые по Л. Гумилеву, периодически в годы засухи вторгались на просторы географической Алании под нарицательными именами: туранцев, печенегов, половцев, монголов, в этой статье мы не будем рассматривать.
Но вот на просторах географической Алании существовали и другие пастухи, например, занимающихся преимущественно овцеводством. Их следует называть Сванами. Ведь если проследить геном распространения европейской Овцы, то ее прародина находится в междуречье Тигра и Ефрата, а точнее в Курдских горах. Следовательно, овцеводов следует называть курдским этнонимом «шьван» - пастух. О них подробно рассказал С. Галлямов в труде «Древние арии и вечный Курдистан». Оттуда, из Месопотамии, пастухи Сваны вслед за своими отарами шли через Кавказ в Европу и Сибирь под нарицательными именами: киммерийцев и леков. Название пастухов Сванов сохранилось, если говорить научным языком, как топоним хребта Свана в Сванетии (Западный Кавказ), а так же как этноним сванского народа, прямо соответствующий макротопониму (напр. франки – Франция). Но это тоже тема для отдельного исследования.
Вернемся к этнониму Аланы. Согласно труду Е. Классена: « …иногда в Алано-Уннах (Alanounni, Alauni) слито племенное название Унны, Уруги-Унны (Urugiunni), перелаженное хронистами в Urugunni, Urugundi, Urugundini. Никифор и Константин Багрянородный называют Волжских пастухов Гунно-Гундурами. Греки вообще называют Уннов Болгарами (Ounnoi Boulgarai)».
Что же в них особенного? Если обратимся к исследованию С. Галлямова, то выясним, что «бычьи» племена назывались у курдов Гуранами. Следовательно, Гуннами можно назвать пастухов занимающимися разведением крупного рогатого скота. Большинство исследователей отводят место их обитания в верховья Волги.
Остается добавить, что Гундури Ургунди, впоследствии Burgundi, означают одно и то же племя. Переселение части Бургундов во Францию и Болгаров к Дунаю могло совершиться как во время царствования Атиллы, который и сам был родом из Волжской стороны, так и после распада Великой Болгарии на Северном Кавказе.
Итак, подведем краткий итог. По роду занятий пастухов называли: коневодов - Аланами, разводивших быков – Гуннами, а овцеводов – Сванами.
Продолжая наше исследование, выясняем, что у Птолемая Алане названы Скифами, у Маркиана - Сарматами, а в грузинской истории - Россями. Историки говорят, что главные племена сарматов составляли: яциги, алане и роксолане. А это кто такие? Давайте разбираться.
Об яцигах историки говорят мало, потому, как они были относительно малочисленными и располагались по берегам Черного и Азовского морей. Е. Классен, ссылаясь к надписи на могильном камне Энея, производит их название от древнеславянского бога Ясменя, а тех, которые считались происшедшими от него, называл Яси, Язи или Азы, Асы.
Наиболее многочисленные Роксоланы (Roxolani, Roxi-Alani), по Е.Классену, «есть название, слитое из названий племени и касты». Roxi-Alani занимали бассейн реки Дона и междуречье до Волги.
И вот тут мы сможем дополнить Е. Классена современными изысканиями древнейшей славянской истории Александра Асова. Согласно реликтовым памятникам, родоначальницей Алан Асов (язигов, ясов) считалась Ася звездинка, одна из Плеяд, дочь Атланта, славянская богиня Небес. Ее охотничьи угодья располагались в Крыму (Таврида). Отсюда и распространение Алан Асов по побережью.
А вот Роксоланы своей родоначальницей почитали русалку Рось, дочь Аси и реки Дона. Отсюда и распространение Алан Россов по бассейну этой реки.
А что же просто Аланы спросите вы? Ответ простой. Это пастухи, ведущие род от других богов или их тотемов. Например, от Небесного Волка (Ашина), в славянской традиции это бог Велес.
Снова подведем краткий итог. Пастухи коневоды делились на три основных рода по происхождению: от плеяды Аси, от русалки Роси, от бога Велеса (Волка).
Продолжая исследовать дальше, находим, что историки так же делят Сарматов на классы или касты: Геты, Алане и Руги. В исторических памятниках эти названия иногда встречаются слитыми. Е. Классен предполагает, что это имена видовые и племенные, как, например, Алани-Рси (Alanorsi), Rugiani, т.е. Руги-Унны (Rugioni , Urugi), Getai Russi.
Гетов, Ружан и Алан мы находим не только в Европе, но так же, в Азии, рассеянными около Гиндукуша, в стране, носившей название Гедросия, или правильнее сказать Гето-Россия, что составляет нынешний Белуджистан. Рассмотрим эти классы подробнее.
Если принять Алан за класс скотоводов, то Руги (Rugi) по Е. Классену – это класс земледельцев, прозванных у славян ружанами или ружниками. Значение этого наименования сохранилось в слове руга, означающем условную выдачу зерновым хлебом. Об этом же говорит и С. Галлямов: «Каждое племя делится на два клана: первый пастухи, второй земледельцы реаты». Добавим, что греческие Руги, курдские Реаты, шумерские Эреду у славян назывались Ариями в честь праотца Ария, мифического прародителя славян (от «aro» (инд-ар) – пахать) он же греческий Деметр, бог земледельцев. Персы-иранцы также как и славянские Руги, свой род ведут от Ария. Исследованиями А. Асова установлено, что географическая Ария находилась в Семиречье Гиндукуша. Оттуда, согласно труду «Авеста» легендарного Заратустры написанного в 10 веке до н.э., переселенцы Ариев расселялись по миру: в Переднюю Азию и Африку, и через Кавказ в Европу. На Заратустру ссылается в своем труде и Е. Классен.
Ну и, конечно же, земледельцы не могли существовать без пастухов. О взаимоотношениях земледельцев и пастухов подробно рассказал в своем труде С. Галлямов. Земледельцы строили города, а Пастухи объединяли города в государства.
С кастами Алан и Ругов разобрались. Теперь посмотрим, что мы знаем о Гетах.
Обратимся снова к Е. Классену и выясним, что у древнейших греческих писателей, в верхней Италии сидели Геты-Руссы (Getai Russi), которых позднейшие историки переделали сначала в Гетрусков, а потом в Этрусков. Летописец Иорнанд же, принадлежавший сам к готскому народу, называет соплеменников своих Гетами в сочинении своем: «de rebus Geticis»; но как он сам объявляет, что он происходит от Алан, следовательно, он сделался Гетом, только вступив в их касту; ибо не мог же он происходить от Гетов и Алан вместе.
Таким образом, можно утверждать, что Геты составляли пограничное или сторожевое население, вроде нашего казачества, или военной сторожевой линии. Надо полагать, что и самое казачество есть остаток Гетов, ибо оно сохранило и должностное звание для своего начальника Гетман, произведенное от Гета и в песнях своих слово геть или гейть, соответствующее нашему гей-ты или смотри-ты и означающее сторожкость, входящую в их непременную обязанность.
В дополнение можно сказать, что отряды Гетов совершающие набеги в Переднюю Азию называли Хеттами. Иногда завоеватели оставались на покоренных территориях. Как тут не вспомнить Ветхий Завет, рассказывающий о Хеттусе, третьей жене патриарха Авраама. Но набеги совершали не только Аланы, но и Сваны. С. Галлямов дополняет Е. Классена, утверждая, что народ Хатти в 3 тыс. до н.э. (протокурды) составлял коренное население Восточной и Центральной Анатолии и имеет родство с абхазо-адыгскими народами Кавказа, носителями западно-кавказских языков.
Снова подведем итог. Итак, оседлые земледельцы (Арии, Руги, Реаты) строили города, создавали культуру и несли прогресс. Кочевые пастухи (Сваны, Аланы, Гунны) объединяли города в государства. Профессиональные военные (Геты, Хетты, Готы) охраняли границы, либо совершали набеги на сопредельные территории, завоевывая города и государства.
Теперь попробуем разобраться с государствами, носящими название Алания.
Исторически так сложилось, что мы не знаем собственных названий большинства государственных образований Восточной Европы и Азии. Мы принимаем обозначения принятые в римских и греческих памятниках, реже иранских, в которых они и дошли до наших дней и стали официальными. В античной истории известны три подобных образования: на территории Франции, в Турции и на Кавказе.
Итак, вновь обратимся к труду Е. Классена: «В 94 году до Р. X. роксолане, сарматское племя, (сидевшее) между Доном и Днепром, являются как союзники Скифов, сыновей Скилура VI, скифского князя, (выступившие) против Митридата, царя Понтийского». И далее: «Сарматы выступили в I веке из-за Дона под именем роксолан (Roxolani, Roxi-Alani, Rossi-Alani)… На запад Европы Азовские яциги двигались постоянно с роксоланами вместе. Часть их, оставшаяся в Венгрии, и до сего времени существует под именами ящагов и русняков».
В пределах северной Франции (в нынешнем Соммском департаменте) роксолане образовали особое государство – Аланию, под тем же своим именем (Roxolani), но потом они являются нам уже под именем Новоруссов (Noworutha). « В дополнение заметим, что река, называемая ныне Somme, орошавшая некогда поля древней Алании, там существовавшей, называлась в то время Самарою, а город, построенный на обоих ее берегах, нынешний Amiens, носил имя Самаробреги (берега Самары). Этих двух названий достаточно, чтобы утвердительно сказать, что Алане были Славяне; ибо как Самара - славянское имя, так и бреги - славянское слово». Все предельно ясно.
О происхождении античного района Аланья в области Анталья современной Турции нет точных сведений, в связи с тем, что турецкие власти не приветствуют исследование истории до сельджукской оккупации. Можно только предположить, что на территорию Византии кавказские Геты (Аланы) были переселены для охраны границы империи от набегов арабов.
Больший интерес для нас представляет Алания — средневековое государство, в предгорьях Северного и Центрального Кавказа просуществовавшее около трех веков. Образование этого государства можно смело назвать успешным русско-византийским проектом.
Интересы Римской империи с незапамятных времен были направлены на Кавказ, как на караванный узел торговых путей из Китая в Европу. Первый проект Византии 7-го века, государство (каганат) Великая Болгария, простирающееся от Центрального и Северного Кавказа и до Днепра просуществовало около века, как СССР, и распалось. Затем началось противоборство Византийской империи и Хазарского каганата за эти территории. Чтобы привязать к себе племена и народности, империя создавала на этих землях христианские церковные округа. Хазары же активно насаждали мусульманство и, как привилегию, иудаизм в высших эшелонах власти.
Византийская империя победила, когда по ее наущению Великий князь Руси Святослав Храбрый в IX веке разгромил Хазарский каганат в устье Волги и на Северном Кавказе. Руси достались Восточные и Западные Ворота Кавказа. На освобожденной от хазарской зависимости территории Северного, Центрального и частично Западного Кавказа, на основе Аланского христианского церковного округа входившего в патриархию Константинополя было создано государство Алания. И первый ее исторический царь Урдуре принял христианское имя Михаил.
Все три века своего существования средневековая Алания была верной союзницей Византии, охраняя 100 мильный римский торговый путь Кисловодск - Сухуми и исправно поставляя в империю наемных Гетов, пока не пала под нашествием татаро-монголов.
И в заключение. Можно ли считать современных жителей Кавказа аланами?
Если по роду деятельности – то вряд ли. Коневодство давно кануло в Лету. И современных пастухов выпасающих овец в долинах гор скорее следует называть Сванами.
Если по принадлежности к средневековому государству – тоже нет, потому, что оно не существует уже больше восьми веков. Смешно, например, называть жителей Италии - римлянами.
Исключение составляют жители республики Северной Осетии – Алании. Научно говоря: этноним жителей республики, независимо от национальной принадлежности, обратно соответствует топониму. Например: государство Франция – ее жители французы, даже если они выходцы из Африки. И этот этноним является современным, не имея никакого отношения к средневековому государству. Это надо ясно понимать.