Ничто так стабильно не растёт последние годы, как цены на общественный транспорт в Петербурге. Наши тарифы уже обогнали московские, хотя петербургские маршруты не сравнятся со столичными ни по протяжённости, ни по количеству станций. Да и инфляцию, которая является одним из предлогов повышения цен, мы тоже давно оставили позади. Чтобы в этом убедиться, предлагаю немного поиграть в математику и посмотреть, что происходило с тарифами последние 20 лет.
Дисклеймер: автор статьи не имеет экономического образования и не претендует на полную достоверность своих рассуждений.
С 2001-го и до 2016-го года включительно повышение цен на метро (возьмём его как основной пример) двигалось равномерно и в большинстве своём совпадало с инфляцией. Максимум сверх инфляции составлял один рубль. В некоторых случаях цена повышалась чуть меньше, а иногда даже замораживалась, например, в 2014-ом, в год выборов губернатора.
Начиная с 2017-го года с тарифами начали происходить какие-то аномалии. В самом 2017-ом цена скакнула на 10 рублей, т.е. на 28,57%, в 5 раз превышая инфляцию, составлявшую в 2016 году 5,39%. Скорее всего, это было сделано, чтобы в следующие два года, когда должны были быть выборы президента и губернатора, электорат не смущать очередным повышением цен. Такой ход можно было бы понять и даже принять, если бы не 2020-й год: цена снова скаканула на 10 рублей (в данном случае это 22,22%), обгоняя инфляцию за 2019-й год уже в 7 раз!
По итогу всех манипуляций, с 2016-го по 2020-й цена на метро выросла на 50,79%, чем превысила инфляцию за все эти годы суммарно в 3 раза, а именно на 15,2%. При соответствии инфляции, без резких скачков и заморозок, проезд на метро в 2020 году должен бы был составлять 42 рубля, но составлял 55 рублей, т.е. превышал расчётную цену на 30,95%.
Но на этом перевыполнение плана по повышению тарифов не остановилось. Последние два года мы получаем новогодние подарки в виде дополнительных 5 рублей в цене на все виды транспорта, что тоже не совсем соответствует инфляции.
Даже если мы примем, что стоимость проезда на метро в 2020-ом году была приемлема, 2021-й год снова порадовал нас превышением инфляции, пусть и не таким серьёзным, как раньше: цена выросла на 9,09% при инфляции в 4,91%. Превышение всего в 2 раза, что для тенденции предыдущих лет – совсем не много.
Повышение цен в 2022-ом для городских властей стало неожиданно приятным. Впервые с 2016-го года их манипуляции соответствовали инфляции. Но тут дело не в том, что это повышение, наконец, стали рассчитывать в соответствии с инфляцией, а в том, что инфляция за 2021-й год оказалась самый высокой за этот период и составила 8,38%. Такое среднее повышение цен идеально соответствует повышению тарифа на метро на 5 рублей, тут даже не придраться.
Такая тенденция с завышением цен на общественный транспорт уже никого не удивляет. Проезд в метро сейчас дороже проезда на электричке по маршруту такой же протяжённости, хотя «человекопоток» и частота поездов в метро явно больше. Общественный транспорт от этого становится всё менее привлекательным для людей, ведь чаще дешевле вызвать такси на компанию от двух человек, чем ехать на метро или автобусе. Так быть не должно, ведь общественный транспорт – важная часть городской инфраструктуры и он должен быть удобным и доступным для людей. Это относиться и к ценовой доступности.
Автор: Тайя С.
#МаякОсвещает