Ассоциация «Грузавтотранс» начинает подведение промежуточных итогов автопробега по регионам России, который состоялся в августе-сентябре 2021 года. Группа общественного контроля побывала в 26 регионах и только за время пробега прямо с колес направила 115 обращений в правоохранительные, надзорные и ведомственные структуры о выявленных нарушениях в сфере автомобильных грузоперевозок.
Основной упор уже на первых сотнях километров был сделан на работу автоматических пунктов весогабаритного контроля, работающих некорректно и бессовестно обирающих перевозчиков. Сегодня анализируем ситуацию в Самарской области.
Рамка в Алексеевке
Группа общественного контроля во главе с президентом ассоциации «Грузавтотранс» Владимиром Матягиным 5 сентября 2021 года осмотрела автоматический пункт весогабаритного контроля, расположенный рядом с населенным пунктом Алексеевка. Напомним, в области с 1 июня прошлого года начали работать два пункта АСВГК, и у перевозчиков сразу же появилась головная боль. Они пожаловались в ассоциацию на некорректную работу рамок, в результате чего транспортникам вменяют огромные необоснованные штрафы за перегруз или негабарит машины, хотя нормативы соблюдаются.
У рамки в Алексеевке 5 сентября собралось около десятка самарских перевозчиков, уже испытавших на себе все прелести автоматического контроля и получивших «письма счастья». «Фура может быть загружена на 60-70% от разрешенного веса, но вот незадача. Она везет груз, неравномерно распределенный по прицепу, и нагрузка уходит на одну из осей. Либо же грузовой автомобиль везет жидкостный груз, где перемещение веса с одной оси на другую просто неминуем. Странный факт – нарушения норматива нет, а штраф за перегруз есть. Да еще и какой – от 100 до 500 тыс. рублей! Здесь на пустые машины прилетает штраф, неплохо, да? – возмущались люди. - Были случаи, когда человек двигался без нарушения, но проехав несколько пунктов такого весового контроля, получал впоследствии штрафов больше, чем на миллион рублей! А суды наши доводы не принимают, смотрят на метрологические поверки, где сказано, что все хорошо. Геодезическую проверку надо проводить только за свой счет. Вот что делать и как работать?»
Общественные инспекторы после осмотра и замеров рамки пришли к выводу, что есть все основания для жалоб. Как отметил Владимир Матягин, по регламенту площадка должна быть идеально ровной, чтобы датчики весов фиксировали замеры без искажений, но рамка оказалась установлена с нарушением правил эксплуатации весов. Она расположена на дороге с уклоном, и даже визуально фиксировались наклоны и колейность полотна. То же самое подтвердили замеры. Кроме того, не были опломбированы ящики с метрологическими оборудованием АСВГК. Это грубейшее нарушение, потому что в работу приборов может вмешаться кто угодно.
К слову сказать, на штрафы попадают честные перевозчики, которые знают, что загружены по нормативу, поэтому и едут по рамкам. А вот машины с перегрузом вообще не ездят под Алексеевской рамкой. Как только она заработала, кто-то нашел средства и материалы, и это явно не перевозчики, чтобы отсыпать съезд с трассы на объездную дорогу через дачное товарищество, лишив тем самым садоводов покоя и чистого воздуха. Когда экипаж автопробега приехал на рамку, часть грузовых машин встала на обочине, явно дожидаясь нашего отбытия. Стало понятно, что потом, когда лишних глаз не будет, они тронутся в объезд пункта весогабаритного контроля.
«Мы не против контроля на дорогах, мы «за»! - подчеркивает Владимир Матягин. – И дороги хорошие нам нужны, да и перевозчики тоже берегут свой транспорт. Только контроль этот должен быть объективным. Мы просим, чтобы не было споров, оборудуйте пункты контрольными стационарными весами, и тогда прекратятся конфликты, закончится этот непонятный балаган на дорогах. Появится более здоровая конкуренция в отрасли. Но может кому-то просто не выгодно, чтобы был порядок?»
По итогам работы в Самарской области группа общественного контроля отправила жалобы в контролирующие органы на несоответствие АСВГК нормам законодательства РФ в части весогабаритного контроля и нарушении инструкции эксплуатации весов на предмет их проверки и приостановки деятельности этих пунктов, аннулирования ранее выписанных необоснованных штрафов автогрузоперевозчикам. И ответы начали поступать.
В паутине отписок
Все учреждения и ведомства, за исключение одного и об этом чуть позже, ответили как под копирку примерно следующее – нарушений и оснований для жалоб нет. А потому сразу возникает вопрос: «Господа-чиновники, а вы хотя бы знаете, где и как работает Алексеевская рамка?». Подобных писем «Грузавтотранс» получил море, и стало понятно, что проблему заматывают в паутину отписок. Некрасиво? Да, зато эффективно. Стандартная метода бюрократа, основанная на том, что мало кому хватит сил и терпения пробивать эту гибкую, липкую сеть.
Только Кинельская межрайонная прокуратура произвела объективную проверку по доводам ассоциации в ноябре 2021 года и выявила нарушения требований законодательства. А именно: на участке, а/д Самара-Бугуруслан 31 км, где расположен пункт АСВГК, выявлены дефекты покрытия проезжей части: 31 км+345, а именно колея (глубина 4-6 см на участке длинной 100 м) и т. д.
Но что произошло дальше? «Грузавтотранс» получил следующий ответ от прокуратуры Самарской области от 13 января 2022 года:
«Ранее по Вашему обращению о дефектах дорожного покрытия на участке автомобильной дороги Самара - Бугуруслан Кинельской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудников Госавтоинспекции проведена проверка.
По результатам указанной проверки в связи с выявлением дефектов дорожного покрытия на участках автомобильной дороги Самара - Бугуруслан, 31 км+З45 м, 31 км+350 м, 31 км+360 м, 31 км+370 м, 31 км+380 м, 31 км+390 м прокуратурой в адрес филиала «Кинельское ДЭУ» ГКП СО «Асадо» внесено представление, Госавтоинспекцией возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12. 34 KoAП РФ, о чем Вам 19. 11.2021 сообщено.
При этом, по информации МО МВД России «Кинельский» названные недостатки выявлены на левой полосе движения в направлении г. Самары, в связи с чем повлиять на корректность работы АПВГК не могли. При таких обстоятельствах оснований для вмешательства прокуратуры области не усмотрено».
Что это? Прокуратура области перечеркнула работу своих коллег? Где же перевозчикам искать справедливости? Кстати, информация для тех, кто не покидает кабинетов, вообще-то датчики установлены по обе стороны движения.
«Мы видим дисбаланс в этой системе, одно ведомство сработало, другие просто сидят ровно и копируют их письма, - анализирует ситуацию президент национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Зачем нам эти копии, зачем такое количество чиновников разных рангов, которые просто проедают бюджетные средства? Учреждения, которые отвечают за дороги и получают за это деньги, ни в какую не признают свои ошибки. Они твердят, что метрологическое оборудование поверено – и на этом всё. А то, что колейность, уклоны, наклоны на дороге влияют на точность показаний приборов, никого не волнует. Вообще не учитываются такие факторы как дождь, снег, ветер, потоки воздуха от встречных машин, жара. А ведь в жару слой асфальта в месте установки датчиков может измениться, налипнет лишнего сверху, пятно давления на датчик увеличится и повлияет на данные измерений. Слой асфальта должен быть строго регламентирован согласно инструкции эксплуатации весов. Также у нас много фактов, когда тентованный грузовик раздуло ветром, и его тут же хлопнули на штраф 150 тысяч за негабарит. Поэтому мы остро ставим вопрос о стационарных контрольных весах на каждом пункте, поскольку только в статичном состоянии можно нормально, объективно измерить автомобиль. Кроме того на программном обеспечении должна стоять специальная электронная пломба, которую может снять только независимая комиссия. Где эти комиссии, есть ли эти пломбы, и кто их устанавливает и снимает, где журналы регистрации и соответствующие документы? Если нет этой пломбы, любой программист даже на удаленке может вмешаться в работу оборудования, накрутить там чего угодно. Очень много опций и факторов влияют на работу АСВГК. Но никому из чиновников не хочется с этим возиться, вникать в тонкости. По характеру полученных писем мы видим, что от нас просто, грубо говоря, пытаются отмазаться. Когда пишут, что составили комиссию, которая принимала данные пункты, мы видим, что в комиссию вошли только заинтересованные стороны – представители эксплуатирующей организации и заказчика. Нет ни контролирующих, ни надзорных структур, ни экспертов общественных организаций».
По Алексеевке не последовало никакой реакции на незаконный объезд, который там устроен. Это показывает, власть в регионе прикрывает свои местечковые компании, работающие с перегрузом. Денег в АСВГК вбухано много, реально ничего толком не сделано. Даже те дорожные компании, которые к этому причастны, объезжают пункт, потому что понимают, что датчики работают некорректно. Вопрос уже не просто в том, что не работает законодательство, тут вырисовывается другая проблема – на местах все друг друга покрывают.
«Когда эти товарищи отвечают, что мы, общественный контроль, не можем дать объективную оценку нарушениям, а оцениваем ситуацию по внутренним убеждениям (Надо же какое определение нашли, апофеоз чиновничьего красноречия!), хотя бы посмотрите материалы видеофиксации, которые мы вам отправили, - продолжает руководитель ассоциации. - В той же Алексеевке в день нашего выезда шел дождь. Вода скопилась в лужах на рамках, стекала по откосу полотна. Она лучший природный прибор, который четко обозначает все дефекты дороги. Свидетели тому – десятки людей, которые приехали на пункт АСВГК, в том числе, кстати, и патруль ДПС. Лужи распрекрасно демонстрировали ширину и глубину проблемы, которую господа-чиновники никак разглядеть не могут. Просто они не выезжают на места, а рисуют отписки. Никто не хочет работать. Безалаберное, халатное отношение чиновников, которым без разницы на людей».
Эта канцелярская волокита продолжается уже полгода. Как констатирует руководитель Самарского представительства ассоциации «Грузавтотранс» Дмитрий Колесниченко, в области за прошедшее время, к сожалению, ничего не изменилось, рамки никто не приводил в порядок. Представительство неоднократно пыталось наладить диалог с региональным министерством транспорта и даже прозвучало предложение о проведении совместного совещания. Но после этого достучаться до минтранса не удалось. А проблема по-прежнему сохраняет свою остроту, отметил Дмитрий Колесниченко: «Люди пытаются через суд отменить постановления о штрафах, но сделать это крайне сложно. Нужно собрать серьезную доказательную базу, провести геодезическую съемку, либо другие дорогостоящие экспертизы, что, неподъемно в одиночку. Надо найти юриста, понимающего все аспекты проблематики».
Ассоциация располагает такими специалистами и знаниями и помогает своим членам. Кстати, представительство ассоциации в Самаре появилось как раз после приезда экипажа «Грузавтотранса» в сентябре, когда местные перевозчики увидели, что есть люди, которые готовы защищать их права, как бы сложно это ни было. Ассоциация «Грузавтотранс» потому и говорит перевозчикам, что нужно объединятся, собирать воедино все факты чиновничьего беспредела, тогда и голос будет сильнее.
Не в бровь, а в глаз
Вот когда понимаешь, почему наши классики бессмертны. Их меткие замечания злободневны по сей день. Вчитайтесь: «Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени… совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: …надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, то есть, чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами.., а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно» (Лев Толстой, «Воскресение», 1889-1899 г.г).
Проехав по территории Российской Федерации, группа общественного контроля ассоциации убедилась, что некорректная работа АСВКГ – системное нарушение. Можно говорить о существовании санкционированной системы поборов, потому что на всех весовых постах, за исключением пункта у Крымского моста, обнаружены проблемы один в один. Но почему бы не оборудовать пункты весогабаритного контроля везде так же, как у Крымского моста, где есть порядок и есть статичные контрольные весы для решения спорных моментов? Возникают совершенно логичные вопросы: «Так кого сегодня кормят пункты АСВГК, и какие цели преследуют заказчики в лице региональных властей: сохранить дороги или просто заработать, разоряя грузоперевозчиков?»
На кон поставлены жизнь и благосостояние работников автотранспортной отрасли, их семей, людей из смежных отраслей. Необоснованные колоссальные штрафы порождают негатив в обществе, недоверие к государственным структурам, потому что люди не понимают, как добиться справедливости. Рост финансовой нагрузки на отрасль, естественно, влияет на все цены. Штрафы опустошают не только счета перевозчиков. Именно из кошелька конечного потребителя государственно-частные партнерства, эксплуатирующие некорректно работающие пункты автоматического весогабаритного контроля, вынимают деньги. Это отнюдь не способствует улучшению социальной ситуации. Все происходит потому, что нет системы единого объективного контроля или заинтересованности в этой системе. Все вопросы решаются местечково и келейно.
И все же когда чиновники по каким-то своим причинам не могут или не хотят работать, они забывают, что и на них есть управа. Существует наказание за халатность, служебный подлог, взятки и прочие бюрократические грехи. Работа ассоциации продолжится уже на более высоких уровнях, поскольку, чем больше приходит пустых отписок, тем больше возникает острых вопросов, которые, как говорится, бьют не в бровь, а в глаз.
Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»