Мистический роман Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа" в свое время сильно меня впечатлил. Правда не сюжетом в целом, он то как раз во многом вторичен: сделка с дьяволом, исполнение сокровенных желаний, расплата, которая оказывается несоизмеримо выше, того, что способен дать магический артефакт. Вся эта философски-волшебная канва сообщает о влиянии Гëтте и других популярных мистиков на начинающего писателя Бальзака.
При этом я вовсе не пытаюсь сказать, что роман неинтересен вследствие использованных в нем знакомых приёмов. Роман увлекает и затягивает, держит в хорошем таком, щекочущем напряжении, а герои выписаны ярко и образно, настолько, что провоцируют на сильную эмоциональную оценку, подобно живым людям.
Однако есть один момент, о который, читая роман, мне пришлось будто бы споткнуться, по крайней мере, если до этого моё погружение в него происходило плавно и легко, а каждая строчка лишь будоражила воображение, оживляя в голове мастерски выписанный автором картины, то потом вдруг, словно исчезла некая магия. Меня выкинуло из реальности романа, и далее было просто прочтение книги, непривычно для меня отстранённое.
Я говорю про вторую встречу главного героя, Рафаэля, и Полины.
Напомню немного их историю, не пересказывая все произведение. Молодой человек в целях экономии снимает комнату у матери Полины, женщины, чей муж пропал на войне и теперь ей приходится брать жильца дабы свести концы с концами. Юноша до некоторой степени симпатизирует девушке, но никак не может примириться с ее низким социальным положением. Есть даже момент, когда он довольно откровенно в душе сетует, на бедность Полины, мол в противном случаи, она может была бы и очень даже ничего.
Вскоре однако они расстаются и через какое-то время, пережив ряд ударов судьбы, не связанных с девушкой, Рафаэль снова встречает Полину в театре.
Теперь Полина богата, её отец вернулся домой, и главный герой незамедлительно в неё влюбляется и спешит жениться.
Вот где-то в этом месте всё моё существо, вскормленное кровавым молоком русской литературы вопиëт: "Что????!!!... " - ибо выясняется, что Полина тоже его давно любит и конечно согласна выйти за него замуж. То есть все нормально. Точно такая же, но без денег, она ему на фиг не сдалась, а вот теперь пожалуйста, у него возникло большое и конечно искреннее чувство, и главное саму девушку ситуация похоже совершенно не смущает. Нет, ну как так то? Я соглашусь, что в жизни может быть по-всякому, и как ни жаль, но и так тоже, но в книге мне это место не понятно, в том смысле, что никто похоже не замечает в ситуации ничего предосудительного, включая и автора. История рассказана ровным тоном, и никак не комментируется. Мне сложно с этим смириться, но похоже, сам месье Бальзак вполне принимал своего героя, а случившееся было не более чем очередным поворотом сюжета.
Дочитав до сцены в театре, мне думалось, что вот сейчас жизнь преподаст герою урок, что не следует гнаться за блеском и деньгами, иначе можно упустить настоящее сокровище, ну или что-то в этом роде... Однако нет, все счастливы, и едва ли не больше всех Полина. За весь роман далее не последовало даже намека на вопрос, куда ты, мол, дурак раньше то смотрел, она же и так была рядом? Нет, как будто и впрямь, ну что ему на нее смотреть было, коли она без преданного.
Удивительно и не понятно, не потому, что не жизненно, а потому что подаётся как нечто естественное, не вызывающее и толики несогласия ни у героев ни у автора. Возможно все дело в разнице менталитета, или же это просто совсем другая литературная традиция, но это часть романа так и осталась для меня вопросом без ответа.
Спасибо всем, кто проявил интерес, ваша поддержка очень много значит).