В XVII–XVIII вв. Британия завоёвывала статус «владычицы морей». Для определения координат в открытом море, как известно, точные часы просто необходимы. На призыв английского правительства найти метод измерения времени прибором, чья точность хода не зависит от внешних факторов и имеет минимальную погрешность, откликнулось множество ученых и мастеров со всей Европы. Однако изобрести первый морской хронометр удалось Джону Гаррисону.
Он разработал часы на основе собственного анкерного механизма, который во время морских испытаний в 1761 году дал погрешность только на 54 секунды за 5 месяцев. Джон Гаррисон получил награду в 20 000 фунтов и навсегда вписал свое имя в историю часового дела.
В 1676 г. часовщики Эдвард Барлоу и Даниэль Квэйр представили первые часы с репетиром, отбивающим часы и четверти часа. Оба они стремились запатентовать свое изобретение, и спор пришлось решать королю Якову II. Предпочтение было отдано часам Квэйра.
«Отец английского часового дела» Томас Томпион в конце XVII в. совместно со своим учеником Джорджем Грэмом разработал цилиндрический анкерный ход, позволивший делать часы миниатюрными. Грэм одарил мир множеством изобретений: разработал свободный анкерный ход (1713), используемый и по сей день, применение камней для уменьшения износа осей механизма (1725), хронограф. А уже ученик Грэма Томас Мьюдж в 1777-м создал первые часы с вечным календарем.
Львиная доля усовершенствований механизмов часов, используемая и в наши дни, была разработана именно английскими мастерами. Английские часовые мастера работали на будущее, выпуская в XVIII веке часы, которые удивляют и сегодня.
О.Е. Гагина
Окончание следует