Многие родители отдают детей в спорт, считая это хорошей формой воспитания, местом, где ребенок получит не только физическое развитие, но и дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие, самореализацию и др. важные морально-волевые качества.
Но не многие задумываются, что для успешного развития данных личностных качеств недостаточно привести ребенка в зал. Важно помнить о тендеме родителя и тренера.
Рассмотри несколько негативных моделей поведения родителей спортсмена:
1. Отрицательная мотивация/давление. Все родители хотят видеть своего ребенка успешным, но иногда это желание перерастает в давление и нравоучения, которые не мотивируют ребенка, а лишь подавляют желание что-то делать. Когда ребенок вынужден доказывать родителям, что он чего-то достоин, когда проигрыш ребенка на соревнованиях подкрепляется негативной характеристикой ребенка со стороны родителя, т.е "неудачник", "я плачу зря, ты все равно ничего не можешь" и все остальные фразы, оценивающие не действие, а самого ребенка, то подсознательно формируется негативная установка, которая распространяется не только на спортивные достижения, но и на остальные сферы жизни. Не стоит брать на себя роль тренера.
2. Равнодушие. Родители, которые привели ребенка на занятия "для здоровья" могут быть не заинтересованы в его успехе. Если вы видите, что для вашего ребенка важно выступать на соревнованиях, то не стоит к этому относиться равнодушно. Безразличие родителей приводит к недоверию и нежеланию делиться своими проблемами и достижениями со стороны ребенка. Это не только негативно складывается на его успехе, но и на взаимоотношениях в семье, ребенок чувствует себя ненужным, закрывается, а в переходном возрасте будет масса конфликтов, а при возникновении проблемы, спорной ситуации он уже не придет к вам, а будет искать поддержку в другом месте.
3. Снятие ответственности, отсутствие поддержки и диалога. Когда родители не равнодушны, они заинтересованы, материально они делают всё для успеха ребенка, но родители забывают об их роли. Для ребенка важно видеть поддержку от родителей, есть фразы, которые имеет вес именно из уст родителей, если то же самое скажет тренер, то спортсмен не получит той же мотивации. Чаще всего такие родители думают, что делают все для своего ребенка, что кроме материальной составляющей от них ничего не требуется, но это далеко не так. Тренеру намного сложнее работать, если ему приходится выполнять роль родителя, безусловно, он постарается замотивировать ребенка, но для ребенку важно услышать, что именно вы им гордитесь, вы знаете, что любите его безусловно, но нужно уметь это показывать.
Рассмотрим здоровый тандем тренера и родителя:
Во-первых, родителю нужно поинтересоваться нравится ли ребенку этот спорт и этот тренер. Нельзя отменять человеческий фактор, тренер с ребенком могут не сойтись характерами. Во-вторых, родителю нужно научиться слушать ребенка, разговаривать с ним. Если у ребенка было неудачное выступление, то тренер объяснит ошибки, он может наругать, но от родителей в такой кризисный момент нужна поддержка, не поощрение проигрыша, а вера в ребенка. Любой тренер, работающий для детей, ради их успеха, всеми силами старается довести спортсмена до пьедестала, но эта лодка не поплывет, если не будет второго "весла". Для создания благоприятных условий развития личности, нужны гармоничные отношения между родителем-тренером-спортсменом. Если потерять одну составляющую, то работать и развиваться будет намного сложнее.
Уважаемые родители, давайте делать наших детей успешнее вместе! Скажите своему маленькому или уже подрастающему спортсмену, что вы им гордитесь, что вы в него верите и что вы его любите!