Представьте, что работаете с опасными отходами без защитного костюма, — именно так Ольга Сорина — психолог, руководитель центра развития психологических компетенций сотрудников и руководителей «Вдох» и автор телеграм-канала «Чтобы не выгорать» — описывает влияние эмоционального выгорания на человека. Она подробно рассказала нам о том, чем это состояние опасно для работника и как работодатель может помочь.
Эмоциональное выгорание — это не болезнь. По определению Всемирной организации здравоохранения это синдром, то есть комплекс симптомов. Он возникает как реакция на хронический стресс на рабочем месте, с которым человек не может справиться. В этом определении важно каждое слово: стресс должен быть хроническим, а не эпизодическим, и чрезмерным для конкретного человека. Если так происходит, то постепенно человек перестает управлять влиянием этого стресса. Как тот, кто зашёл в реактор без защиты, не может управлять льющимся на него излучением.
Здесь вопрос в том, что именно в работе человека вызывает у него чрезмерный стресс. Это очень индивидуально, однако мы знаем, что больше всего подвержены эмоциональному выгоранию те, кто по долгу службы много общается с разными людьми. Это учителя, врачи, психологи, менеджеры по продажам, эйчары. Общение очень трудозатратно в плане эмоций, требует постоянной включенности и сильно утомляет. Если взять метафору автомобиля, то чем больше контактов в течение дня, тем выше расход бензина, и если бак вовремя не залить, машина встанет.
Вот три основных симптома выгорания:
- Эмоциональное и/или физическое истощение. Эмоциональное — это когда ничего не хочется делать, нет мотивации. Физическое — это тотальная усталость и проблемы со сном: сложно уснуть и сложно проснуться. Трудно восстановить силы: на второй день после отпуска снова приходит опустошённость.
- Снижение эффективности и профессиональной уверенности. Сотрудник обесценивает свой вклад, не уверен в себе и качестве своей работы. И это — страшный сон работодателя, потому что выгоревший работник не приносит пользы, а это в свою очередь влияет прибыль компании.
- Другое отношение к работе/коллегам/клиентам. Работник теряет смыслы, становиться отстраненным, раздражительным.
Эмоциональное выгорание не возникает одномоментно, оно развивается постепенно и, если вовремя не отследить тревожные звоночки и не предпринять мер, усугубляется и может привести к серьёзным проблемам со здоровьем — депрессивным и тревожным расстройствам.
Профилактика выгорания — ответственность работодателя. Потому что именно работодатель определяет тот стресс, с которым сталкивается работник в своей должности. И административный состав имеет все ресурсы, чтобы понизить уровень стресса на рабочем месте. ВОЗ отмечает, что сам термин «выгорание» относится к профессиональной сфере и не должен применяться для описания опыта в других сферах жизни.
Но на начальника надейся, а сам не плошай: каждому следует понимать, какие в его работе есть стрессоры и как он будет с ними справляться.
Давайте разберём это на примере:
В команду приходит маркетолог. Его работа предполагает много общения с людьми, ему требуется поддержка — и его руководитель с HR должны это понимать. В идеальном мире ещё на этапе онбординга нужно обсудить, как именно сотрудник будет бороться с переутомлением и чем именно компания может ему в этом помочь. Инструментов много: чат, где можно выпустить пар, короткие перерывы, чтобы «прийти в себя» после трудных переговоров, посещение профессиональных конференций, тренингов и тд.
Важно, чтобы каждый работник знал, что именно в его работе приводит к сильному стрессу, а каждый работодатель помог организовать условия для того, чтобы уровень этого стресса снизить.
И здесь мы подходим к очень важному вопросу: что может сделать каждый работодатель для того, чтобы сотрудники не выгорали? Первое, за чем следует следить, это соблюдение Трудового кодекса. Никакие мероприятия не смогут помочь, если на предприятии не соблюдаются законные права работников, нет достойных условий труда, нет времени на отдых. Давно пора осознать, что чем больше и лучше человек отдыхает, тем лучше и продуктивнее он работает.
Вот пример того, как делать не надо. В компании невысокие зарплаты, но за переработки платят в двойном размере. Получается, что работодатель стимулирует переработки и то, что человек работает больше нормы. Вначале работник будет рад сверхурочным, но в долгосрочной перспективе это проигрышная стратегия и для него, и для бизнеса: усталость имеет свойство накапливаться, а выгоревший специалист — увольняться.
Выигрышная стратегия — соблюдать закон: платить белую зарплату и не задерживать её, выплачивать больничный, давать возможность отгулять отпуск, не усложнять процедуру выхода из компании и тд. Человек должен чувствовать себя защищенным — это основа основ.
Важно развивать корпоративную культуру, которая уважает личное время каждого сотрудника и его границы, помогает наладить партнёрские отношения между работниками и руководством.
Профилактика выгорания — это системная работа, ежедневное внимание к тому, что происходит в коллективе, как выстроены процессы. Она начинается с заинтересованности в том, чтобы каждому работнику было спокойно и комфортно, с отношения не как к подчинённому, а как партнёру в делах.
А как в вашей компании проявляют заботу о сотрудниках? Очень ждём ваших комментариев!