В самом расцвете Серебряного века, в Петербурге царили буйные страсти. Некоторые представители богемы, не стесняясь и не опасаясь осуждения, вели крайне пикантную личную жизнь.
Немалый интерес вызывает любовный треугольник Судейкина-Князев-Кузмин. Вначале можно подумать, что два кавалера боролись за чувства прекрасной дамы, но нет. Здесь все гораздо интереснее: оскорбленная барышня решает отомстить бывшему любовнику своего мужа. Заинтригованы?
Начнем.
Жил-был поэт Михаил Кузмин. Один из наиболее ярких представителей Серебряного века, «подзапретный» в Советском Союзе и слишком «неудобный» даже для современного времени.
Михаил родился в семье морского офицера и был поздним ребенком. Его старшие братья и сестры были взрослыми, поэтому мальчик был одинок.
«Моя семья недружная и несколько тяжелая, с обеих сторон упрямая и самодурная», - отзывался он о родных.
Маленький Миша рос в женском окружении, играл в куклы, а также страстно обожал музыку и чтение. Был впечатлительным, эмоциональным и даже нервным.
Поступив учиться в гимназию, Кузмин начал мучительные поиски себя. В возрасте 12 лет произошло важное событие в жизни Михаила: он понял,что девушки ему не нравятся. Отрешенный от мира всего, он искал «стройности быта» и увлекся поэзией. Через ряд неудач и критики в свой адрес, Кузмин смог добиться признания как поэта. Произведения «Александрийские песни», «Любовь этого лета» и «Крылья» сделали его известным в литературной среде. Михаил также работал в театре композитором.
Первым серьезным увлечением Кузмина стал художник Сергей Судейкин. Чувства оказались взаимны.
И вот в этот момент на сцену выходит вторая героиня истории – прекрасная и роковая Ольга Глебова-Судейкина. По воспоминаниям современников, Оленька обладала необыкновенной кукольной красотой: фарфоровая кожа, большие серые глаза, длинные светлые волосы и тонкая грациозная фигура. Она была актрисой и «жила для искусства».
Воспитанная в семье коллежского секретаря, Ольга не отличалась скромностью. Окончив курсы Императорского Театрального училища, она стала танцовщицей и актрисой. В 1907 году она вышла замуж за видного художника Сергея Судейкина.
Ольге был 21 год. Она страстно любила своего мужа, а он любил ее, как творец любит свое творение. Сергей восхищался её тонкой красотой и буквально боготворил.
Ольга появлялась на публике исключительно в платьях его работ. Эти наряды были шедеврами. Голубое манто и платье из розового тюля, украшенного гранатовыми бабочками, производили немыслимый эффект. В некоторых платьях она снялась для открыток и появилась на подиуме. Таким образом Ольга стала первой манекенщицей в России. Благодаря усилиям мужа, она стала узнаваема среди петербургского бомонда.
Несмотря на обилие поклонников, Ольга Афанасьевна была очень предана мужу. Ее совсем не смущало, что вместе с ними в одной квартире проживает его близкий друг, поэт Михаил Кузмин. Не смущало ровно до того момента, пока она не нашла его дневник и не прочитала. Кузмин писал:
«Видел милого Судейкина. Дома я читал дневник и стихи; потом стали нежны. Было опять долгое путешествие с несказанной радостью, горечью, обидами, прелестью».
Семейное счастье Оленьки было недолгим. По ее требованию Судейкин выгнал Кузмина. Однако это не спасло брак. Потеряв сердечного друга, Сергей обозлился на жену и признался, что давно разлюбил ее и в браке изменял ей даже с куртизанками.
Ольга была раздавлена. Но такой поворот событий не сломил ее. Она высоко поднялась по карьерной лестнице и смогла устроиться в Малый театр Суворина.
Она ушла от мужа, но не развелась с ним. На публике они часто появлялись вместе, хотя парой их можно было назвать с трудом. На Кузмина же Ольга Афанасьевна затаила глубокую обиду.
Следующая встреча Судейкиной и Кузмина состоялась в 1912 году. Их камнем преткновения на этот раз стал молодой красавец Всеволод Князев, гусар и начинающий поэт.
На одном из литературных вечеров 20-летний Князев познакомился с уже известным поэтом Кузминым, который был почти в 2 раза его старше. Этот роман был бурным и продлился 2 года. Часто влюбленные расставались из-за многочисленных сор и случайных связей Князева. Но неизменно каждая ссора заканчивалась «прекрасным звоном гусарских шпор по коридору в направлении комнаты Кузмина».
Михаил оказал большое влияние на Всеволода, помог ему с первыми публикациями и познакомил с литературными представителями Серебряного века. Эти отношения отразились и в их творчестве: в стихах Кузмин называл себя Арлекином, а Князев – Пьеро.
Летом 1912 года влюбленные задумали опубликовать совместный сборник стихов «Пример влюбленным. Стихи для немногих». Иллюстратор нашелся быстро. Им стал Сергей Судейкин. Тогда-то Князев и познакомился с его красавицей - женой.
Любвеобильный гусар влюбился в хорошенькую актрису с первого взгляда. Судейкина, не забывшая про всю ту боль, которую причинил ей Кузмин, решила отомстить. Она с легкостью обворожила Князева. Их роман был пылким и стремительным. Ближайшие пару месяцев она стала для него музой. Он посвящал ей все свои стихи, и называл Коломбиной.
Кузмин теперь оказался на месте Судейкиной. Он яростно ревновал и изводил себя муками любовной тоски. В сентябре того же года он поехал в Ригу, где располагался полк Князева. Возлюбленные поссорились и окончательно разорвали отношения.
Избавившись от настойчивого любовника, Князев полностью сосредоточился на своей новой любви. А Ольга то подпускала его к себе, то отдаляла. Если судить по стихам, поэта то охватывало великое счастье, то безнадежное отчаяние. Сама Судейкина едва ли серьезно относилась к влюбленному в нее юноше. В конце концов, он был лишь одним из ее многочисленных обожателей.
В конце марта 1913 года Князев стреляется. После ранения он прожил неделю и скончался 5 апреля в Риге. Тогда многие посчитали, что в самоубийстве гусара виноваты Ольга Судейкина и Михаил Кузмин.
Анна Ахматова в смерти поэта обвиняла Кузмина. Ее поражало то равнодушие, с которым он отнесся к известию о его гибели. Но, вероятно, Кузмин все же близко воспринял смерть бывшего любовника. Он посвятил ему цикл стихов «Осенний май» и образ «гусарского мальчика» также появляется в его последнем сборнике «Форель разбивает лед». Судейкина отрицала свою причастность к суициду Князева. По слухам, гусар покончил с собой, когда узнал об измене Ольги. Но это лишь ничем не подтвержденные слухи.
Этот любовный треугольник завершился трагедией. История Кузмина, Судейкиной и Князева запечатлена во многих литературных произведениях.
Повесть «Картонный домик» и цикл стихов «Прерванная повесть» рассказывают об отношениях Кузмина, Сергея Судейкина и Ольги. Герои названы чуть ли не по именам. Стоит ли говорить, что произведения шокировали публику своей откровенностью. Ахматова написала «Поэму без героя», где отразила все детали трагедии, невольной свидетельницей которой она стала.
Судейкина развелась с мужем и эмигрировала в Париж. Она умерла в 1945 году в нищете и одиночестве. Кузмина в конце жизни буквально выдавили из литературы. Он так и остался непризнанным поэтом. Умер в Ленинграде от воспаления легких в 1936 году.