И снова старые вестерны о главном, а, именно, об апачах. Видимо, это самое популярное племя в США, про которое раньше снимали фильмы данного жанра. Только после них с большим отрывом идут команчи и прочие. На этот раз речь идет о ленте "Винтовки апачей" и реальном историческом персонаже – вожде Викторио. Но, как обычно, кинодельщики сляпали свою версию происходивших событий, и объединили гибель Викторио во время боя и индейскую засаду на кавалеристов капитана Доусона в каньоне Лас-Анимас.
Викторио (ок. 1825-1880) – военный вождь апачей. Он родился, вероятно, близ Черных Гор в Нью-Мексико и принадлежал к восточным чирикахуа (называемым также мимбреньо или «апачи Теплого Источника»). Его настоящее происхождение до сих пор находится под большим вопросом, так же, как и фотографии, приписываемые ему. Существует версия, что он не погиб во время резни, устроенной мексиканским генералом Хоакином Терразасом при Трес-Кастильос в октябре 1880-го года. Викторио вынесли с поля боя, и он под личиной мексиканца по имени Клементе Агилар прожил на юге США до 1939-го года.
Главную роль капитана Джеффа Стэнтона сыграл Оди Мёрфи, отличившийся не только на актерском поприще своей белозубой улыбкой, любовью к кантри и написанию стихов, но и участвуя в военных действиях во время ВМВ. Правда, поначалу его не хотели брать в армию из-за невысокого роста (165 см.). Оказавшись в Европе, Мёрфи параллельно с регулярными ранениями зарабатывает награды и очередные звания. И есть за что. К примеру, Медаль почета он получил после боя за городок Хольцвир, во время которого он распорядился уцелевшим солдатам отступить, и, оставшись в одиночку, отстреливался из пулемета, установленного на подбитой самоходке, корректируя артиллерийский огонь.
В итоге, на гражданку он возвратился с ПТСР со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде пристрастия к снотворному и заряженному револьверу под подушкой. В 1955-м на экраны выходит фильм «В ад и обратно», снятый по автобиографии Мёрфи, где Мёрфи сыграл сам Мёрфи. По воспоминаниям бывшей жены актера, Оди часто плакал, просматривая эту ленту.
Фильм начинается с того, что на смену командира кавалерийского подразделения, преследующего мятежного Викторио, прибывает капитан Стэнтон, более известный, как «убийца и истребитель индейцев». Еще давалась вводная, что отец ГГ, будучи тоже военным, в свое время пошел на поводу у краснокожих, из-за чего погибло 350 его подчиненных. Поэтому Стэнтон так ненавидит коренных американцев. Вся его ненависть выразилась в том, что он два раза в начале фильма буркнул под нос: «грязные индейцы». Да, и на печально известного охотника за скальпами Джона Глэнтона капитан что-то совсем не похож. Я решил, что в тихом омуте черти водятся, и он дальше себя покажет. Но, судя по всему, черти были в отпуске или, вообще, уволились.
Центральным столпом в картине стал любовный треугольник в лице кэпа, миссионерки Дон, боявшейся признаться нашему страшному убийце чингачкуков в том, что она наполовину индеанка, и сына Викторио-Красного Ястреба, который на протяжении всего фильма попадал в плен и подрабатывал у отца переводчиком с испанского на английский. Оказавшись в таком переплете, несостоявшийся маэстро геноцида Стэнтон часть фильма мечется между индейцами, старателями и начальством, пытаясь все уладить. Тем самым перейдя из категории "убийцы индейцев" в статус "любителя индейцев". Как ни странно, его подчиненные одобряют действия бывшего потрошителя краснокожих.
В близлежащем от армейского лагеря городке капитан сталкивается с противостоянием местных старателей, негласно находящихся под руководством местного бакалейщика Оуэнса, подозрительно похожего на Уинстона Черчилля, и все теми же индейцами, которым выделили место под резервацию на землях, где располагаются шахты. В отличие от реальных исторических фактов, когда те самые земли в Аризоне оказались непригодными для жилья, и апачи во главе с Викторио начали бузу, киношные индейцы с радостью решились обживать предложенный вариант.
Более того, воду здесь постоянно мутят два великовозрастных гопника Гриер и Ходжес, которые для накала обстановки еще и золото в шахтах нашли. Чтобы уж совсем обострить отношения, гопники убивают индейской стрелой нового комиссара по делам индейцев Томпсона. За чем следует неизменная бойня безоружных краснокожих в резервации. Последствия не заставляют себя ждать, и апачи выкапывают не топор войны, а достают из кустов те самые винтовки из названия.
По ходу фильма Гриер постоянно огребает от кэпа Стэнтона. Весьма зрелищна финальная схватка, когда выяснять отношения противникам постоянно мешали отряды апачей, и дерущимся приходилось ныкаться в складках местности. Но победителем здесь вышел револьвер в руках капитана, под дулом которого он отвел Гриера к осажденным апачами кавалеристам, и заставил того во всем сознаться полковнику Перри. Так же, под дулом револьвера, детектив Стэнтон напаивает Ходжеса для получения сведений и проводит все остальное расследование, временами включая стелс-режим а-ля «Assassins Creed».
В конце концов, коварные белые подавляют восстание, а Стэнтон, поручившись за вышестоящее начальство и давший индейцам слово, что им за миниреволюцию ничего не будет, получает в бок заостренным ритуальным посохом от Красного Ястреба. На последних минутах фильма капитан и сын Викторио мило беседуют о своем долге (наверное, после того, как тебя протыкают посохом, и ты три недели лежишь в больнице – это так, мелочи). В заключение, Красный Ястреб приглашает Стэнтона с Дон и их будущими детьми в гости к себе в резервацию в Техасе.