Поразительно, но фильм мне понравился, и одновременно он меня выбесил. Такое редко бывает: чтобы настолько живые диалоги и настолько точно отражающие реальность сцены скреплялись воедино настолько безмозглой главной героиней. Поймите меня правильно: она никакая не злодейка и даже не худший человек на свете (как значится в названии). Она — типичная представительница поколения, рождённого в 90-е. Собирательный портрет героини нашего времени, в которой каждая девушка немного узнает себя. И, вероятно, именно поэтому картину номинировали на главный «Оскар».
Чем же так примечательна Юлия? Полным отсутствием самоанализа и саморефлексии. Но это я говорю, как её парень Аксель, привыкший всё раскладывать по полочкам и добираться до самой сути. А ведь она ему всё равно бросит в ответ: «Я просто хочу жить и чувствовать! Просто чувствовать и ничего не анализировать!» Вот она так и живёт, порхает с одного цветка на другой. Сначала мучается выбором профессии, а затем, с появлением стабильных романтических отношений, вдруг успокаивается на должности продавца-консультанта и погружается в сентиментальные страдания. И этот парень ей «не такой», и другой, с которым поначалу возникает искра, через некоторое время тоже превращается в «не такого»... И оказывается, что первый-то был ого-го, вот только ничего уже не вернуть.
Я знаю много людей своего возраста, похожих на Юлию, — и женщин, и мужчин. Могу с уверенностью заявить, что режиссёр очень точно охарактеризовал «болезнь» нашего поколения. Мы сами не знаем, чего хотим. Хотим каких-то сильных эмоций — и чтобы они сами вошли в нашу жизнь без малейших усилий. Если любовь, то обязательно с первого взгляда и обязательно до гроба. Чтобы ни секунду не сомневаться, что это «тот самый» человек. Если работа, то чтобы каждый день и каждый час приносила моральное удовлетворение и помогала раскрывать творческий потенциал. Но жизнь никогда не оказывается настолько идеальной. И вместо того, чтобы анализировать собственные эмоции и отделять зёрна от плевел, мы либо отказываемся от всего («Любви не существует», «Работа нужна ради денег»), либо порхаем от одного момента к другому в поисках чего-то идеального и неизменно разочаровываемся.
Кто виноват и что делать? Режиссёр не задаётся такими вопросами (как и главная героиня). Он просто рисует очень точный, местами пронзительный портрет современных «поисков себя». Фильм похож на ленту в инстаграме — без фильтров, без рекламы и без излишней бытовухи. Просто набор моментов из жизни, в чём-то милых и забавных, в чём-то остроумных, местами очень правдивых и трогательных. Даже структурно картина больше напоминает сборник рассказов (или сторис), чем, скажем, классическую пьесу: здесь двенадцать глав с прологом и эпилогом, и каждая часть сама по себе довольно небольшая. Иногда — просто настроение, а не событие.
Смотрится всё это легко и увлекательно, потому что очень уж узнаваемо и близко. И в то же время в какие-то моменты хочется отвернуться, как от кривого зеркала, чтобы не видеть собственную тридцатилетнюю несостоятельность. «Моя прабабушка в 30 лет была вдовой и воспитывала 8 детей, а я бросила три университета и живу с парнем, которого люблю и одновременно не люблю». «В какой-то момент я сдался, и теперь живу прошлым. Пересматриваю одни и те же фильмы, слушаю одну и ту же музыку. Если и открываю для себя что-то новое, то оно всё равно старое, созданное в то время, когда мне было 20». Лично я сейчас обнаруживаю себя где-то на стыке этих двух поколений (или двух состояний), и потому фильм резонировал со мной почти каждой сценой. И всё же, я не могу сказать, что он что-то во мне перевернул или останется со мной на века. То есть, это безусловный лайк и подписка (если бы фильм был аккаунтом в соцсетях), но никак не почётное место в моём личном иконостасе.
Прогноз на «Оскар». Статуэтку за «Лучший фильм» вряд ли дадут, а вот за «Лучший оригинальный сценарий» — вполне. Основным конкурентом здесь будет «Не смотрите вверх».