Найти тему
Историк на диване

Лица реконструкции. "Военный медик" Александр Поволоцкий: Увлеченных людей заменяют "профессиональные получатели грантов".

"Историк на диване" продолжает серию интервью с известными реконструкторами о судьбах и перспективах развития нашего движения. Я решил назвать этот цикл бесед "Лица реконструкции". Сегодня на моем уютном канале - реконструктор военно-медицинской службы самых разных эпох Александр Поволоцкий. Многие "реконы" не раз на фестивалях слышали его лекции об эволюции "военмеда". Мы поговорили о том, почему он выбрал такое необычное направление для воссоздания, а еще затронули тему денег, которые, по мнению Александра, сильно испортили (и продолжают портить) наше движение.

Ранее "Историк на диване" публиковал подробную ретроспективу, какие эпохи и регионы воссоздают российские реконструкторы. В этой статье участники нашего движения рассказали, почему выбрали то или иное направление.

Александр Поволоцкий в мундире военврача I ранга (аналог полковника) на одном из мероприятий. Фото из его личного архива.
Александр Поволоцкий в мундире военврача I ранга (аналог полковника) на одном из мероприятий. Фото из его личного архива.

Привет. Почему ты выбрал такое не самое популярное направление, как реконструкция военной медицины? Ведь обычно всех тянет на «поля сражений». К тому же, насколько я знаю (поправь, если ошибаюсь) ты же не врач….

Да, я не врач. Началось все с обычного человеческого интереса к истории медицины. В районе 2009 года в сети Интернет активно продвигалась статья, прости Господи, "Жидовская гангрена советской медицины". А я когда-то давно читал журнальную версию воспоминаний знаменитого советского профессора Николая Амосова, и сразу нашел явные противоречия. Потихоньку я начал искать работы Амосова в интернете (надо понимать, что в те годы с информацией в сети было не густо). Ну а потом в одном из книжных интернет-магазинов я нашел и купил книгу немецкого военного врача (а впоследствии и главы медицинского департамента военного министерства Баварии) Карла фон Зейделя, "Военно-полевая хирургия" 1905 года. Ткнул пальцем - а там бездна. Как полез в нее, так и "копаю" до сих пор.

Расскажи о том, как ты пришел именно в историческую реконструкцию?

Впервые я попал на мероприятие, которое проводилось в Центральном музее Военно-воздушных сил в подмосковном Монино. Там я и познакомился с очень хорошими людьми из объединения "Палатка медсанбата", которые стали моими друзьями. Увы, эта группа уже распалась. В общем я к ним приехал, посмотрел на самолеты (а в Монино, поверьте, есть что посмотреть), послушал их лекцию и сказал: "А можно и я немного расскажу?". В общем, два часа пролетели незаметно. Потом все закрутилось и меня стали довольно часто приглашать на мероприятие выступить с лекциями. Например, Тимур Черепнин из "Гарнизона-А". А потом случилась моя поездка в Крым, на Крымские военно-исторический фестиваль. Тогда я взял в аренду форму и поехал. На мой взгляд, все прошло на высшем уровне.

Тут можно почитать почему я уже 20 лет занимаюсь исторической реконструкцией. И, кстати, "завязывать" не собираюсь.

Александр Поволоцкий в Центральном музее Военно-воздушных сил (Монино) представляет экспозицию, посвященную истории военно-полевой медицины. Фото из его личного архива
Александр Поволоцкий в Центральном музее Военно-воздушных сил (Монино) представляет экспозицию, посвященную истории военно-полевой медицины. Фото из его личного архива

Где берешь необходимый «инструментарий»? Ведь макет «мосинки», по-моему, достать куда легче, чем, например, полевой хирургический набор.

К моему огромному сожалению, сейчас такие вещи взять почти нигде. В районе 2008-2010 года в Российской армии прошла большая "чистка" складов. Эти самые инструменты, которые сегодня днем с огнем не сыщешь, сотнями килограммов просто сдавали в металлолом. Я, к моему величайшему сожалению, упустил этот момент. Поэтому собираю все "с миру по нитке", постепенно (и чаще всего очень дорого). Но в последние год-два ощущение такое, что все уже "подобрали", а второго завоза не будет. Но я не теряю надежды...

Ты занимаешься разу несколькими эпохами. Я, конечно, сам «многостаночник», но как удается совмещать такие разные направления, как, например, Великая Отечественная и Гражданская война в США? Есть ли «любимая» эпоха?

Моя эпоха, если ее можно так назвать, это сто лет, с первого применения наркоза в полевых условиях до конца Второй Мировой войны. Знаю, что это неподъемно много, но уже начал заниматься. И бросать не собираюсь. Вот такая вот у меня "любимая эпоха".

"Историк на диване" уже писал, почему в России, помимо прочего, занимаются реконструкцией Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг).

Александр Поволоцкий в форме медика армии Союза на одном из мероприятий, посвященных Гражданской войне в США. Фото из его личного архива.
Александр Поволоцкий в форме медика армии Союза на одном из мероприятий, посвященных Гражданской войне в США. Фото из его личного архива.

Как ты считаешь, в каком направлении в целом будет развиваться отечественная историческая реконструкция? Какие у этого движения, по твоему мнению, перспективы?

К сожалению, тут я печален и пессимистичен. С одной стороны, в реконструкцию пришли деньги. Но, как следствие, возникло жесткое пихание локтями из-за контроля финансовых потоков. И, как еще одно следствие, людей, ориентированных на качество, выживают, если их можно так назвать, "профессиональные получатели грантов". Поймите, реконструкторы как таковые им не нужны. Их вполне устроят аниматоры, которым можно платить, условно, по 500 рублей в день, одетые вот что-то, отдаленно напоминающее форму, купленное за 5000 рублей где-то на Али Экспрессе. Есть и еще одна проблема: СХП (охолощенное оружие, - "Историк на диване") привлекло внимание силовых структур. И в результате мы рискуем лишиться сразу нескольких направлений "эпохи пороха" - от XVI века до "наполеоники" (к сожалению, с точки зрения, назовем их вежливо, "людей с синдромом вахтера", реплика мушкета - страшно опасное оружие, владение которым необходимо зарегулировать, а лучше и вовсе запретить). Под "удар" попадают и другие эпохи. Так, например, на более современные СХП на уровне Думы предлагают ввести сквозной пропил на 3/4 длины ствола, запрет автоматического огня и запрет имитации выстрела с истечением газов из дульного среза. Да и мои рассказы формально тоже запрещены законом о просветительской деятельности. Получается, что мне нужно пройти семь кругов "бюрократического ада": с кем-то заключать договор, проходить экспертизу (при том, что людей, знающих историю военмеда в природе существует исчезающе мало). В общем, тратить неделю на подготовку лекции в полтора часа. К сожалению, выходит, что государство у нас превращается в своего рода, скажем вежливо, "анти-Мидаса". То есть, то, к чему оно прикасается, превращается в определенную неаппетитную субстанцию. А какие были надежды в 2014 году, когда реконструкторов везли в Крым бортами МЧС, давали деньги на доставку тяжелой техники... Жалко, что "патриотический порыв" закончился и началась эпоха "тащить и не пущать".

В последнее время движение ИР стало, говоря языком современной молодежи, довольно «токсичной» средой. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы уменьшить число конфликтов среди реконструкторов и реконструкторских объединений?


Этот вот "фарш" с токсичностью рекона, боюсь, назад уже не провернуть.
Повторюсь, деньги портят движение. Реконструкция средневековья и историческое фехтование, кажется, свой кризис перебороли. Но там, насколько я знаю, в основном фигурируют деньги коммерческих спонсоров. А в более поздних эпохах, на которые есть "патриотический запрос", выделяются деньги государственные. Думаю, комментарии здесь излишни... Хотя, конечно, очень буду рад ошибиться в своих пессимистичных прогнозах.

Кстати, ранее я уже писал юмористическую статью о том, какие "виды" реконструкторов можно встретить в их "естественной среде обитания" - на исторических фестивалях.

Александр Поволоцкий на одном из исторических мероприятий. Фото из его личного архива
Александр Поволоцкий на одном из исторических мероприятий. Фото из его личного архива

Кстати, ранее на канале "Историк на диване" в рамках цикла "Лица реконструкции" вышла серия интервью с известными деятелями нашего движения. Ниже - ссылки на беседы

1. Руководитель клуба "Белая рысь" и организатор фестивалей Виктор "Князь" Кралин.

2. Организатор фестиваля "Русборг" Павел "Паль" Семенов

3. Блогер, военный историк и реконструктор Клим Жуков.

4. Организатор "Турнира Святого Георгия" Дмитрий "Дитмар" Савченко.

5. Директор Выборгского объединенного музея-заповедника Валентин Белоусов.

6. Создатель парка живой истории "Форпост" Стас Лесник.

7. Руководитель клуба военно-исторической реконструкции "Доброволец" Сергей "Флинт" Старцев.

8. Известный фехтовальщик и исследователь истории фехтования Вадим Сеничев.

9. Боец "Русского ордена" и ветеран движения исторической реконструкции Айдер "Морган" Кадыров.

10. Руководитель женского клуба исторической реконструкции Елизавета Рылова.

11. Руководитель клуба "Контуберний" (Византия) Василий "Грек" Пателарос.

12. Руководитель московского отделения клуба "Нюрнберг" и 21-го Огайского добровольческого пехотного полка Денис "Чарли" Спиридонов.

13. Французский реконструктор Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг) Винсент Хемо.

14. Британский реконструктор комиссара Красной Армии Вильям Керрс.

15. Паспортист фестиваля "Былинный берег" Андрей "Шуйский" Лузанов.

16. Руководитель КИР "Марка Белфри" Леонид Маневич

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: из личного архива Александра Поволоцкого