Найти тему
SPIK.KZ

Операция «Железный конь»: много шума и… ничего

Программа – новая, проблемы – старые. Именно эта фраза как нельзя лучше характеризует нынешние потуги казахстанских чиновников, пытающихся направить в экономику накоплены от утилизационного сбора миллиарды тенге.

В конце января нам громко объявили о том, что Министерство экологии, индустрии и инфраструктурного развития совместно с общественностью приступило к пересмотру механизма взимания и ставок по утильсбору. При этом часть средств было решено направить на обновление запущенной несколько лет назад программы льготного автокредитования, идея которой заключается в приобретении автомобилей казахстанской сборки в недорогом сегменте. Так сказать, для «поддержки среднего класса».

По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева, «самый главный посыл в поручении президента – обеспечить доступность автомобилей. С 2015-го по 2018 год государством было выделено 82 миллиарда тенге на льготное автокредитование с учетом револьверных средств, это примерно 140 миллиардов тенге. Сейчас по данной программе новые средства не выделяются, имеющиеся средства револьверно крутятся. Их недостаточно, мы это признаем. Мы рассматриваем возможность выделения определенного пула денег из средств, имеющихся на счетах «Оператора РОП», для автокредитования населения под 4%. При этом обсуждаем возможную отмену первоначального взноса по программе в размере 20%».

И вот буквально на днях в ходе расширенного заседания правительства премьер-министр Алихан Смаилов сообщил, что на программу льготного автокредитования будет дополнительно выделено 100 миллиардов тенге.

Однако тот самый средний класс, который намеревались облагодетельствовать чиновники, воспринял эту идею без особого энтузиазма и почему-то не оценил проявленную о нем заботу.

Судя по комментариям в социальных сетях, претензий у населения накопилось предостаточно, и многие из них – вполне себе обоснованные.

«Только не казахстанкая сборка – качество очень низкое. Вроде, КЗ в ВТО – так уменьшите таможенные пошлины и НДС, чтобы люди могли дешевле покупать качественные немецкие и японские автомобили», – примерно так считает большинство из тех, кого взволновала тема новой программы автокредитования.

Здесь, пожалуй, стоит напомнить, что даже руководство «КазАвтоПрома» заняло весьма непопулярную среди тех, кто принимает решения, позицию. В организации уверены, что все автобренды, официально представленные в Казахстане, должны стать участниками льготного кредитования. А председатель правления «КазАвтоПрома» Аскар Амиртаев прямо заявляет, что средства от утильсбора появились на счетах «Оператора РОП» лишь благодаря выплатам собственников импортных машин, поскольку на собранные в Казахстане автомобили утильсбор не накладывается. По его словам, только в прошлом году такие дилерские центры, как Toyota, Nissan, Volkswagen, BMW, Subaru, Audi, Mitsubishi и другие, оплатили порядка 50 миллиардов тенге в счет утильсбора.

Однако наше «слышащее государство» даже если и услышало эту довольно здравую позицию, все же посчитало, что основная масса казахстанцев заслуживает передвигаться преимущественно на Hyundai, KIA, JAC, Chevrolet, и LADA отечественной сборки.

Впрочем, даже если смириться с мыслью о том, что третий сорт – не брак, вряд ли можно всерьез предполагать, что «дешевые» автомобили будут доступны казахстанцам. Наше правительство опять «смазало» деньгами старые рельсы, которые, как утверждают люди бывалые, ведут исключительно в коррупционный тупик. Комментаторы откровенно делятся в Сети собственным горьким опытом:

«Думаю, фигня все это, машины будут получать знакомые и через блат, как это было в прошлом аналогичном проекте по «льготному автокредитованию». Я тогда полгода бегал за ним, в итоге так и не нашел знакомого в банке».

«Купил у перекупа недавно, потому что в салоне даже приблизительные сроки не обозначили. Через пять дней у перекупа во дворе еще одна такая же машина стояла».

«2–3 месяца – еще цветочки. Мне сказали ждать полгода, а потом и вовсе программу закрыли».

Главный минус, на котором заостряют внимание пользователи социальных сетей, – стремящийся к нулю экономический эффект от данной меры.

«Льготное кредитование никогда не приводило к снижению цен. Просто автосалоны поднимут цены на авто еще на 20 процентов, а народ еще больше увязнет в долгах», – считают одни.

«Маневр был понятен и предсказуем. Народ ведь ожидал снижения цен после снижения ставки утильсбора, а эта мера только подогреет рынок, цены вырастут в том числе и на автомобильный хлам. О чем думают люди, принимающие такие решения?» – вторят им другие.

Третьи же подтверждают эти выводы конкретными фактами:

«Машины уже подорожали после нового года на 1–2 ляма. Я об этом писал. «Шевроле Спарк» в декабре стоил 4,7 ляма, а после нового года – 6,5 ляма. «Лада Гранта», механика, стоила в декабре 3,4 ляма, а сейчас – 4,7 ляма».

Из всего услышанного и сказанного можно сделать один-единственный вывод – новое правительство предпочитает действовать по старым лекалам своих предшественников, принимая решения, вызывающие в обществе раздражение, что в свою очередь только усиливает имеющийся кризис доверия народа к власти.

Как написал один из пользователей соцсетей, «думал, КЖТ реально изменит этот тренд, поменяет экономическую политику, уберет надутые проекты и «мыльные пузыри». Но в реальности олигархат как был, так и остается основным заказчиком политической повестки в Казахстане. Очень жаль…»