Найти тему
Кино и немцы

"Ритуал" - британский ужастик, который может оказаться интереснее, чем кажется

"Ритуал" ("The Ritual") был снят британцами в 2017 году в Швеции, недалеко от настоящей туристической тропы и национального парка в гористой местности, которые на самом деле существуют. И если смотреть этот фильм исключительно как банальный ужастик, то он совершенно ничем не будет выделяться на фоне прочих. Разве что интересным дизайном своего главного и единственного монстра - лесного великана йотуна. Но некоторые сцены указывают на то, что понять кино можно далеко не столь однозначно.

Символический ритуал прощания с погибшим другом парни проводят на вершине одной из сопок. После этого все и начинается...
Символический ритуал прощания с погибшим другом парни проводят на вершине одной из сопок. После этого все и начинается...

Основной сюжет, которому уделено 90% экранного времени, совершенно стандартен и описывается словами "хижина в лесу". Группа молодых людей отправляется в поход по незнакомой дикой местности, находит в лесу заброшенный дом, и с ними начинают происходить странные и нехорошие вещи.

Но есть и самое начало фильма, которое к этому сюжету лесного путешествия, казалось бы, отношения не имеет. Мы видим, как эти же парни с еще одним другом сидят в пабе и выпивают, обсуждая перспективы общего отпуска в какой-нибудь другой стране. Потом двое из них хотят продолжить банкет и заходят в виноводочный магазин. Где внезапно натыкаются на двух грабителей с бейсбольной битой. Один из парней прячется за полкой с бутылками, а другой отказывается отдать обручальное кольцо и из-за этого погибает.

Старые хижины встречаются им на лесном пути трижды. Есть версия, что именно в хижинах, пусть там и страшно, им надо было оставаться. Так как в сами дома йотун не вторгается, его территория - только лес.
Старые хижины встречаются им на лесном пути трижды. Есть версия, что именно в хижинах, пусть там и страшно, им надо было оставаться. Так как в сами дома йотун не вторгается, его территория - только лес.

Так как погибший мечтал пойти в туристический поход по Скандинавии, они находят подходящий маршрут в Швеции и отправляются по нему, чтобы почтить память друга.

И в какой-то момент встает вопрос, насколько реально их путешествие. Дело в том, что Люк, тот самый, который прятался за полкой в магазине и видел гибель друга, мучается совестью из-за того, что не попытался прийти на выручку. И в лесном путешествии его начинают посещать все более реалистичные галлюцинации, в которых окружающий лес странным образом совмещается все с тем же злополучным магазином. Лампы дневного света освещают лесные тропы, а ряды деревьев превращаются в стеллажи с бутылками. Чем глубже компания заходит в лес, тем ярче эти образы. А в последних кадрах они - магазин и лес - совмещены уже на сто процентов.

Можно списать это на наведенный морок, который насылает преследующий группу парней йотун. Но в самом фильме на это ничего не указывает. А можно предположить, что никакого путешествия нет, а мы видим образное погружение Люка в его собственный внутренний мир, где чудовищный монстр - это его психическая травма, полученная в том самом магазине. Травма пытается подчинить себе человека полностью, завладеть им, отнимает у него друзей и любые жизненные перспективы. А люк сначала пытается от нее сбежать, а потом вступает в поединок. Причем, сражение чисто символическое. Очевидно, что не в силах Люка причинить вред монстру. Однако именно сопротивление, отказ подчиниться и восстание против темной силы неожиданно выводят страдающую душу на солнечный свет из-под темного полога леса.

В самом начале Люк получает особый знак на груди. Как ему потом объясняют бессмертные слуги йотуна, "это потому что твое страдание самое сильное". Но этот же знак может означать, что Люк в этой истории единственно реален.
В самом начале Люк получает особый знак на груди. Как ему потом объясняют бессмертные слуги йотуна, "это потому что твое страдание самое сильное". Но этот же знак может означать, что Люк в этой истории единственно реален.

Показаны нам и люди, которые полностью отдались своему страданию и буквально поклоняются ему. Страдание - древний титан йотун - взамен дарует им вечную жизнь. Но это подарок с подвохом. Бессмертие не означает отсутствие старости. И его поклонники со временем превращаются в неподвижные, но все еще живые, мумии...

Если смотреть фильм с позиций психоанализа, то получается гораздо интереснее. Ну, и сам йотун действительно страшная и впечатляющая штука. Со времен "Чужого" это, пожалуй, самый оригинальный и проработанный монстр из всех, что я видел. Ради него взглянуть стоит.