Тема отходов неожиданно вышла на первый план. Она не то чтобы потеснила (несостоявшуюся?) войну с Украиной, но занимает много места и вызывает дискуссии.
Локальные битвы против размещения полигонов вблизи населенных пунктов и СНТ потребовали масштабных решений. За ними потекли серьезные федеральные деньги. При том, что ручейки, собираемые с населения, тоже никуда не делись.
Ленобласть перешла на работу с единым оператором два года назад, Петербург присоединился только сейчас. В феврале «Невский экологический оператор» представил общую концепцию «мусорной реформы».
Представили бы и раньше, но в январе город погрузился с коллапс, связанный со сменой действующих лиц (довольно неожиданно от процесса был отстранен «6-й парк»), и презентовать реформу на фоне заваленных отходами контейнерных площадок сочли неуместным.
Ну, наконец, случилось.
Единая концепция по обращению с ТКО на территории Петербурга и Ленобласти призвана синхронизировать территориальные схемы. Документ разработал петербургский «Институт проектирования, экологии и гигиены». Специалистам не понравилось.
В числе наиболее серьезных претензий: нет достоверных данных о количестве образующихся отходов. (Собственно, на этом можно было и остановиться – «во-первых, у нас не было пороха»).
Для Петербурга расчеты основаны на показателе 1,675 млн тонн (в том числе в образовании 1,37 млн тонн «виноват» жилой сектор), для Ленобласти – 711 тысяч тонн (в том числе 590 000 – от жилья). Для расчета инвестиций отходы решили посчитать по максимуму.
Сейчас в регионе действуют 15 полигонов, часть подлежит закрытию, некоторые формально уже закрыты, но по факту продолжают действовать. В ближайшие два года планируют построить и открыть восемь объектов общей мощностью 1,1 млн тонн.
Здесь и кроется главная «загогулина»: мусор производят (в основном) в Петербурге, а везти на переработку его будут в область, потому что в городе – почти некуда. Общие затраты составят более 21,4 млрд рублей.
Зоны для строительства комплексов по переработке отходов ориентировочно определены. На севере-востоке это: 4-й километр трассы «Скандинавия» у поселка Левашово, 33-й километр автодороги «Кола»и поселок Рахья во Всеволожском районе. Юго-западную зону будут обслуживать КПО на Волхонском шоссе, 116, у 14 километра дороги Петергоф - Кейкино и у деревни Шаглино в Гатчинском районе.
Специалисты указывают на то, что в Концепции нет сведений о делении массы отходов по классам опасности, очень приблизительно учтены затраты на логистику.
Еще три полигона - Островское, Дубровка и Брандовка – включены в документ условно: для их организации придется выводить часть земель из состава лесного фонда, да и местные (традиционно) против.
По словам областных специалистов, некоторые объекты, запланированные к строительству, в концепции не учтены вовсе. Потому что ими занималось не НЭО, а областной оператор - АО «УК ООЛО».
Жители (кроме тех, кому не повезло жить рядом со свалкой) пока не настолько глубоко разбираются в теме, чтобы судить о нюансах. Им важно, чтобы мусор не жгли (губернатор Александр Дрозденко вроде бы обещал), чтобы полигоны располагались подальше от жилья, и чтобы власти, наконец, пресекли образование стихийных свалок.
«Мусорная тема» потому и считается во всем мире супервыгодной (наряду со строительными подрядами), что позволяет в иных случаях резко экономить: довез до ближайшего оврага – и сэкономил.
Как сообщила пресс-служба областной администрации, за прошедший год на территории области было ликвидировано больше тысячи несанкционированных свалок общим объемом более 143 тысяч кубометров.
Больше половины отходов (62%) размещались на землях лесного фонда, еще 20% - на муниципальных землях.