Провозглашен приговор, которым 16-летний Никита признан виновным в прохождении обучения с целью осуществления террористической деятельности, четырех эпизодах незаконного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств и трех эпизодах их незаконного хранения и ношения (совершенных группой лиц по предварительному сговору). Ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием в воспитательной колонии со штрафом в размере 30 тысяч рублей.
Двое его друзей освобождены от уголовной ответственности по «террористической» статье в связи с дачей признательных показаний. За незаконное изготовление, хранение и ношение взрывчатки им назначено наказание в виде 3 и 4 лет лишения свободы условно.
Дело вызвало широкий общественный резонанс, несколько дней не утихают споры относительно справедливости приговора.
Одним из основных доводов в защиту осужденных является то, что террористический акт планировался в компьютерной игре, а значит судить их попросту не за что. Кроме того, многим кажется подозрительным рассмотрение такого громкого дела в закрытом судебном заседании.
За что же осудили подростков?
Итак, в июне 2020 года Никита с друзьями были задержаны за расклеивание листовок «Руки прочь от анархистов», «Государство — главный террорист» и подобных им на административных зданиях (в том числе на здании городского управления ФСБ) в центре Канска.
После задержания у подростков изъяли сотовые телефоны, в которых силовики обнаружили несколько чатов в социальных сетях и менеджерах, где критиковалась действующая власть и ее политика, обсуждались способы создания взрывчатки и самодельного оружия. Тогда же в переписке найдена та самая «подготовка к взрыву здания ФСБ в Minecraft».
Здесь стоит внести немного ясности: естественно, подростки были осуждены не за «игрушечный теракт» - в его планировании молодых людей не обвиняли.
Основанием для их уголовного преследования послужило то, что обсуждением взрывчатых веществ и оружия, просмотром соответствующих роликов и чтением экстремистской литературы дело не закончилось – в телефонах было найдено видео, где Никита и его друзья бросают самодельное взрывное устройство в заброшенном доме.
В ходе обысков у несовершеннолетних найдены химикаты, используемые для изготовления взрывных устройств (имеющиеся в свободной продаже). Следствием доказано изготовление, хранение и ношение «коктейлей Молотова» и «самодельных взрывных устройств осколочно-фугасного действия с огневым способом инициирования взрыва».
Согласно обвинению, осужденные «придерживаясь идей анархизма, насильственного изменения существующего в России государственного и политического устройства в виде ликвидации государственных институтов управления, объединились в группу для последующего совместного осуществления террористической деятельности на территории города Канска».
Для поиска ответов на самые актуальные вопросы, обратимся к уголовному и уголовно-процессуальному кодексам, позиции Верховного Суда РФ.
«Детская шалость» или «подготовка к теракту»?
«Обучение» в целях осуществления террористической деятельности может включать в себя приобретение знаний, практических умений и навыков, изучение способов совершения террористических актов и правил обращения с оружием и взрывчаткой. Преступление окончено с начала выполнения действий, направленных на получение таких знаний и умений.
«Нарушение принципа гласности» или «защита несовершеннолетних»?
Закрытое судебное разбирательство допускается в случае, когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет. На момент совершения преступлений подросткам было 14-15 лет.
«Слишком жесткий приговор» или «справедливое наказание»?
Если условное наказание, назначенное двум участникам уголовного дела, не удивило общественность, то реальный срок, к которому приговорен Никита, многих поразил своей суровостью.
Поскольку рассмотрение дела проходило в закрытом судебном заседании, приговор в свободном доступе не размещен - ознакомиться с изложенными в нем выводами суда не получится, но можно исходить из следующего.
Никита признан виновным в совершении 7 эпизодов тяжких преступлений и 1 - особо тяжкого, за совершение которых предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет (ст. 205.3 УК РФ – от 15 до 20 лет; ч. 2 ст. 222.1 УК РФ - от 8 до 11 лет; ч. 2 ст. 223.1 УК РФ – от 10 до 15 лет).
В силу особенностей назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, за совершение тяжкого преступления осужденным назначается лишение свободы на срок не свыше 6 лет, за совершение особо тяжкого преступления – не свыше 10 лет. В обоих случаях низший предел наказания сокращается наполовину (поскольку по ст. 205.3 УК РФ срок лишения свободы от 15 лет, а несовершеннолетнему можно назначить не более 10 – низший предел составляет 5 лет). При этом сначала назначается наказание отдельно за каждое из преступлений, затем путем частичного или полного их сложения назначается окончательное наказание.
Никита вину в совершении преступлений не признал. Сторона защиты сообщила, что приговор будет обжалован в апелляционном порядке.
А что Вы думаете о данном деле?