Найти тему

Что подарить на день рождения дочери?

Фото из http://fanfishka.ru/uploads/posts/2015-04/1430226576_7.jpg
Фото из http://fanfishka.ru/uploads/posts/2015-04/1430226576_7.jpg

На «юбилей» дочери подарили ей аквариум. Задумали давно, но ждали, когда интерес к рыбам и чувство ответственности пересекутся в точке максимального значения. Решили, что 10 лет – самое оно. Вообще-то ребёнок просил черепашку, но черепашья природа как-то не предусмотрела периода бодрствования на конец мая, а спящих «торопыг» в зоомагазинах не продают. Поэтому аквариум.

В день рождения доча никак не могла угадать, что находится в «чёрном ящике». Поэтому строила самые невероятные предположения, среди которых не прослеживалось ни малейшего намёка на стеклянный ящик для воды. Нельзя сказать, что она была не рада. Скорее не ожидала. Её запросы, судя по тем догадкам, которые она строила по поводу коробки, накрытой покрывалом, были куда скромнее. Мы удивлялись, сколько ещё всего можно было подарить в качестве альтернативы! Но всё же это был аквариум.

Не очень большой по меркам аквариумов – всего-то на 27 литров. По инструкции полагалось запустить его вместе со всем жизнеобеспечением на две недели, но без рыбок, чтобы там завелись определённая грязь, планктон, микроводоросли и кислород – всё, что надо для рыбьего счастья.

До запуска аквариума, судя по книге для начинающих аквариумистов, необходимо было заправить его прокипячёнными грунтом и камнями, засадить водорослями, после чего он должен был помутнеть, потом самоочиститься, что означало бы победу добра над злом. Мы добросовестно принесли ведро речного песка, который просеяли на несколько раз и промыли ледяной водой до золотистого блеска, закипятив его в баке, помешивая деревянной лопаткой. На соседней конфорке скромно ютилась небольшая кастрюлька, до отказа наполненная кремушками и галькой разноцветных окрасок (благо этого добра у нас скопилась в цветочных горшках, коробках и во дворе целая коллекция), предварительно вычищенных зубной щёткой, непременно небольшого размера (чтобы не треснули стенки) и обязательно гладких (чтобы рыбки не поранились).

Конечно, грунт и камни можно было купить искусственные, но мы за натуральность и не ищем лёгких путей!

В магазине рыбок и аквариумов нам сказали, что можно вообще без грунта и камней…

Но мы не ищем лёгких путей!

Стерильный песок был живописно вывален на дно аквариума, камни – аккуратно, небрежным образом, разбросаны по песку, покрыты водой. Высажен куст криптокорины, если верить атласу-определителю для начальной школы (самое популярное научное издание в нашей семье – настольная книга дочери-третьеклассницы). По поверхности непринуждённо плавали роголистник и пистии (по мнению того же атласа-определителя), подгоняемые струёй воздушного фильтра. В общем, вся семья утвердилась во мнении, что рыбкам должно понравиться.

фото из https://reefcoral.ru/wp-content/uploads/7/9/2/792aeb9c5a43a2cfca6cfe0e1f536708.jpe
фото из https://reefcoral.ru/wp-content/uploads/7/9/2/792aeb9c5a43a2cfca6cfe0e1f536708.jpe

Пока наши будущие водные обитатели маялись в ожидании нас, томясь в неведении дальнейшей судьбы, в своём зоомагазине, мы приступили к изучению их ассортимента в мире, используя для этого все доступные источники информации – всё тот же атлас-определитель, книгу «Аквариум дома», открытки «Аквариум дома», соседку, у которой когда-то был аквариум дома. Она поведала жуткую историю, как несколько лет растила скалярий и вуалехвостов, как детей родных, в своём маленьком аквариуме, каждую неделю чистила его, каждые полгода меняла фильтр на новый. Но однажды фильтр взорвался, и рыбки, конечно, не выдержали удара, кроме стойкого телескопика. После этого соседка свела своё подворье окончательно.

После такого обстоятельного рассказа мы разуверились в своём необузданном желании держать аквариум, но, прочно встав на дорогу аквариумистики, отступать было поздно.

Две недели ожидания торжественного запуска рыбок не прошли для нас напрасно в интеллектуальном отношении. Мы узнали, что рыбки не любят жёсткую воду, следовательно, уровень рH в воде должен быть нейтральным, конечно, если это не танганьикские цихлиды, так как эти вредины не признают низкий рН. Все наши знакомые «специалисты» по аквариумам заверили нас, что вода из-под нашего крана с нормальным пэашем, и мы успокоились, твёрдо решив, что никаких танганьикских цихлид в нашем доме не будет (подумываем над суматранским барбусом). «Но уж точно не львиноголвку! – решила доча, – она некрасивая». Папа предложил ротанов, но его никто культурно не услышал. Из всех диковинных названий больше всех нам запомнилось «тиляпия», хотя никто точно не знал, как она выглядит, но предположительно относится к семейству цихлид.

Мы честно держались 12 дней без рыбок. Надо отметить, что аквариум с грунтом и прочим ландшафтом, освещённый диодной лампой, волнующийся при помощи фильтра, колыхающего листики криптокорины, подгоняющий вольных пистий и роголистник, подогреваемый терморегулятором, призванным воссоздать температуру тёплого океанического течения, сам по себе уже привлекателен. Доча шутя предложила на этом остановиться и не покупать рыбок. Мы наблюдали за ним не отходя, боясь представить, что же будет, когда населим его обитателями. За эти дни не произошло ожидаемой борьбы света и тени – аквариум остался чист и светел, без признаков помутнения. Всё ещё впереди – не унывали мы, заподозрив, что так тоже может быть, и, вообще, ну их, эти книги!

фото из https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1937051/pub_5cc186fabdd0e700b37902d6_5cc188cd13574e00b23c1510/scale_1200
фото из https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1937051/pub_5cc186fabdd0e700b37902d6_5cc188cd13574e00b23c1510/scale_1200

На 13 день отправились в зоомагазин. Ни о чём не догадывающиеся рыбки томно плавали за стеклом, без интереса поглядывая на посетителей магазина. А прожорливые гуппи постоянно толпились у передней стенки аквариума, ожидая корма. У стеллажа с ихтиомиром мы с дочей находились примерно столько же, сколько времени требуется обойти областной краеведческий музей, подробнейше ознакамливаясь с этикетками экспонатов. Местный рыбопитомник к счастью не имел в себе тиляпий и прочих танганьикских цихлид, а также львиноголовок – ужас атласа-определителя. То есть ассортимент радовал своей лаконичностью.

Наш улов составил 5 неонов, 4 барбуса (не суматранских) и 2 жёлтых данио, по поводу которых нас уверяли, что они вообще-то зелёные по паспорту, но тем не менее они упорно оказались лимонно-жёлтыми. Взяли и ещё одну улитку-ампулярию, жизненное призвание которой чистить стенки аквариума и по совместительству питаться этим. Приветливая продавщица рекомендовала её как опытного специалиста по клинингу, и каждое уважающее себя аквариумное сообщество должно иметь ампулярию в своём составе.

Рыбок, не желавших менять просторный аквариум на прозрачный пакетик и покидать друзей и знакомых ради новой жизни, вылавливали сачком. Они молчаливо показывали своё несогласие с постигшими их переменами. Неоны даже потускнели. «Пакетик так пакетик», - подумала улитка, пожав плечами и пошевелив глазами, ведь она везде как у себя дома.

Торжественный впуск рыбок в наш аквариум увековечили в сердцах, умах и на камеру. Всех малышек окрестили именами мальчиков из нашей школы. Но они пока не откликаются на них – не привыкли.

Наше хозяйство с ходу определило для себя ареал обитания – каждый свой. Ампулярия сразу принялась за дело на стенках аквариума, совмещая приятное с полезным (питание и уборку), барбусы замаскировались под грунт, неоны предпочитали держаться своей бандой в середине толщи воды, а жёлтые данио не были солидарны друг с другом в своих предпочтениях среды обитания: который поменьше плавал повсюду, а его здоровый коллега сразу занял козырное место – у поверхности, поближе к еде. Он охранял свои территориальные воды, гоняя всех, кто их нарушал, без учёта пола и цвета кожи. Когда по поверхности расплывалась щепотка высушенных толчёных личинок, называемых кормом, рыбы интенсивным скопищем своими маленькими ротиками хватали эти крошки с таким видом, будто не ели вечность. Большой жёлтый данио не знал, что для него в тот момент важнее: молниеносно поглотить всё съедобное, чтобы никому больше не досталось, или отгонять непрошенных гостей. Одинаково хорошо делать и то, и другое одновременно у него не получалось, так он и мечется во время ужина из одной крайности в другую. Поэтому рыбы успевают и поесть, и вдоволь посмеяться над неудачливым жадиной-агрессором.

Бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду, стиральную машину во время стирки, но аквариум в этом списке всё же не первый. Конечно, по началу дети даже принимали пищу исключительно созерцая жизнь подводного мира, даже телевизор с мультиками им заменял аквариумный экшн. Но со временем привыкли, стихли визги восторга по поводу барбуса, вытворяющего кульбиты и сальто под струёй воздушного фильтра.

Правда, кормили добросовестно – 1 раз в день, с разгрузочными днями по воскресеньям – всё, как было заведено на их родине – в зоомагазине. Прошло немного времени, и мы решили разнообразить внутренний мир загончика – подселили туда двух сомиков (коридорас), задача которых заключалась в чистке дна своими встроенными пылесосами на месте ротового аппарата. На сдачу взяли ещё одного данио на сей раз зелёного цвета. Точно зелёного.

Случилось так, что рыбы стали пропадать из аквариума. В один прекрасный постразгрузочный день мы не досчитались маленького жёлтого данио и обыскались второго сомика. У сомиков привычка сливаться с дном, выше которого они поднимались редко, считая ниже своего достоинства общаться с остальными рыбами. Поэтому обычно потеряшки находились внезапно. Но в этот раз поиски не увенчались успехом, и сомик не объявился ни вечером, ни следующим утром. Рыбок не было ни в живых, ни в мёртвых. Их вообще не было. Ни в аквариуме, ни около, ни под ним. По поводу таинственного исчезновения мы строили разнообразные логические предположения, например: в конец обнаглевшие кошки, пользуясь отсутствием хозяев, открывают крышку аквариума, вылавливают за хвостик наших друзей, после чего закрывают крышку, как ни в чём ни бывало; или рыбки замучились жить в четырёх стеклянных стенах, и как в мультфильме «В поисках Немо», отправились искать свою историческую родину. С маленьким жёлтым данио всё итак ясно: с одной стороны он не выдержал прессинга своего большого брата-близнеца, с другой – зелёного конкурента. Для него пословица «Старый друг лучше новых двух» оказалась жизненным кредо.

Но улики, точнее их отсутствие, намекали нам, что рыбы самоуничтожались при помощи своих же коллег. Конечно, криминальные подозрения сразу же пали на драчуна данио, которого всей семьёй рентгеновским взглядом, преисполненным укора, мы просвечивали на предмет преступления. В наказание рыбкам объявлялось двухразовое питание и забастовка разгрузочным дням. Как вариант, рыбки могли умереть сами, от тоски, а остальные, больше не усматривая в них своих собратьев, из санитарных и других рациональных соображений устранили следы их пребывания в аквариуме. Последней жертвой стал второй сомик. Его останки дети обнаружили около красного камушка. Через какое-то время исчезли и они. Рыбы не равнодушны к смерти себе подобных, и не хотят, чтобы она оказалась напрасна. Сомиков решили больше не брать – они не справились со своими обязанностями.

По нашим представлениям при новой диете каннибализм должен был быть исключён, но мы снова не досчитались на сей раз барбуса. На следующий день интерьер и экстерьер аквариума обновили путём его очищения его дна и стенок до первозданной чистоты (насколько это было возможно). Барбус нашёлся.