В послевоенные годы на улицах советских городов часто встречались нищие и голодающие люди. Росла преступность. Страна победила в страшной войне. Требовалось время, чтобы наладить процессы мирной жизни.
Понимая важность образования и воспитания детей, по всей стране открывали Дворцы пионеров, где создавались тематические кружки по интересам. После школьных уроков дети бежали на занятия танцами, пением, игры на музыкальных инструментах или чтения.
Одной из таких школьниц, спешивших после занятий в Дворец пионеров, была восьмиклассница Сусанна Печуро. Она посещала литературный кружок. Для увлеченной книгами девочки, место, где можно было обсудить прочитанное, стало вторым домом.
На одном из занятий она присоединилась к спору с руководителем кружка из-за стихотворения выпускницы о будущем. В нём автор рассуждал о страхе перед неизвестной жизнью после беззаботных школьных дней. Педагог, возглавляющий группу, признал стихотворение антисоветским:
- Такого стихотворения у советского школьника не может быть. У него же счастливое детство! Должны быть бодрость и задор!
Первым, кто высказал своё несогласие с мнением руководителя, был неформальный лидер группы – Борис Слуцкий. После недолгого спора он заявил, что покидает кружок. На занятиях он больше не появлялся, но продолжал поддерживать отношения с ребятами. Вскоре у него дома был организован альтернативный литературный кружок, свободный от цензуры.
Из воспоминаний Сусанны Печуры:
- И мы сказали, что с нас хватит. И стали заниматься сами. И с этого началась наша организация.
От обсуждения поэтов Серебряного века подростки плавно перешли к самостоятельному изучению трудов Ленина в ранних изданиях, а затем сравнению их с идеями товарища Сталина. Они пришли к выводу, что принципы, озвученные Лениным, утратили свой первоначальный смысл и не соответствуют действительности. Таким образом, литературу заменили рассуждения о национальной политике.
- Младшие, которые остались в кружке, но ходили к нам, простодушно и восторженно рассказывали руководительницы, чем занимаются и о чем говорят в квартире у Бориса. И руководительница написала донос на Лубянку.
За ребятами, посещавшими квартиру Слуцкого, началась слежка. Весной 1950 года Борис впервые заговорил о том, чтобы выступить против существующего режима. Так появилась подпольная организация для борьбы со сталинским режимом. Юношеский максимализм и романтизм не дали понять Борису всю серьёзность задуманного. Он не догадывался, что принятое решение будет стоить ему жизни.
Организацию назвали «Союз борьбы за дело революции». Фактически в ней состояло три человека: Борис Слуцкий, Владилен Фурман и Евгений Гуревич. С последним Слуцкий познакомился на вступительных экзаменах в МГУ, куда обоих не взяли, как они утверждали, по национальному признаку.
Литературные собрания прекратились. Бывшим участникам кружка Слуцкий запретил приходить к нему домой, в том числе и Сусанне Печуро. Но девушка была в него влюблена, поэтому даже когда узнала, чем они планируют отныне заниматься, решила быть с ними до конца. Организация выпустила свою программу. При последующем анализе её признают троцкистской, чем она в действительности и являлась.
Аресты начались в январе 1951 года. По делу проходило 16 человек, половина из них являлась активными участниками, другие – знакомыми «Союза», которые были установлены как «связь» и могли что-то знать.
Через год на закрытом заседании Верховного суда СССР был зачитан приговор:
- Евгений Гуревич, Борис Слуцкий, Владилен Фурман приговариваются к высшей мере наказания. Ирэна Аргинская, Ида Винникова, Феликс Воин, Григорий Мазур, Владимир Мельников, Екатерина Панфилова, Сусанна Печуро, Алла Рейф, Майя Уланова и Инна Эльгиссер приговариваются к 25 годам заключения. Тамара Рабинович, Галина Смирнова, Нина Уфлянд – к 10 годам лишения свободы с последующей ссылкой и поражением в правах на пять лет.
Из воспоминаний Сусанны Печуро:
- И когда ребятам объявили высшую меру, все стали кричать и плакать. Девчонки особенно. И кто-то сзади кричал: «Пишите на помилование, пишите, просите помилования!». Женя обернулся и сказал: «Мы не будем этого делать». Я знаю, что они отказались. А остальным…троим из нас дали по 10 лет. Моей несовершеннолетней сестре, которая ни в чём не участвовал. И ещё двоим, Тамаре Рабинович, которая ни в чем не участвовала, и Гале Смирновой, которая тоже практически ничего не знала. Замечательная формулировка: «За отсутствие состава преступления – 10 лет».
По материалам следствия суд счёл доказанным, что летом 1950 года в городе Москве по инициативе Слуцкого, Фурмана и Гуревича была создана антисоветская организация «Союз борьбы за дело революции» для свержения существующего в СССР строя путём вооруженного восстания. Приговор привели в исполнение 26 марта 1952 года. Им было по двадцать лет.
До того момента, когда дело пересмотрели и Сусанна Печуро через пять лет вышла на свободу, она сменила 11 тюрем и 7 лагерей, став инвалидом.
В 1989 году её реабилитировали. Расписываясь в постановлении прокуратуры, она уточнила:
- Здесь написано, что никакой антисоветской организации не было. А она была.
Ушла из жизни в 2014 году, потратив большую часть своего времени на правозащитную и просветительскую деятельность.