Найти тему
FIT BLOG

Dual-Ghia – неудачный америко-итальянский союз 50-х годов

Этот неординарный автомобиль во второй половине 1950-х годов стал предметов обожания и мечтаний для состоятельной американской публики – правда, ненадолго. А своим появлением он был обязан не менее неординарной личности – талантливому предпринимателю Юджину Казаролу.

Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Dual-Ghia 1956-1958 гг.

А был этот самый Казарол личностью весьма любопытной – можно сказать, он был олицетворением неунывающего, энергичного, деятельного, мечтающего американского бизнесмена и одновременно авантюриста-романтика. В какие только жизненные водовороты судьба не бросала его! Родился Юджин в 1900 году. Выйдя сам из бедной семьи, жившей в штате Нью-Джерси, он уже в 1920-х годах обосновался в роскошном номере гостиницы “Уиттнер” в городе Детройт. Свой капитал он заработал, играя на бирже. Затем грянул Черный четверг — биржевой крах 1929 года и последовавшая за ним Великая Депрессия. Казарол, как и миллионы прочих американцев, в одночасье потерял все накопления.

Однако он не отчаялся и устроился простым рабочим на автозавод, где прикручивал бамперы к машинам. Попутно он наблюдал, как устроена жизнь завода. И он отметил интересную вещь – в те годы автодилеры сами приезжали на автозаводы и сами же перегоняли новые автомобили в другие города. Юджин смекнул, как можно улучшить этот процесс. Он заключил с дилерами договора и нанял профессиональных водителей для доставки машин. Также он придумал использовать грузовики (автовозы) для перевозки машин, и тем самым сразу уменьшил затраты на транспортировку втрое!

Чуть позже появились и специальные полуприцепы, еще больше снизившие издержки. Казарол назвал свою автотранспортную компанию “Automobile Shippers”, и в период своего расцвета в её распоряжении был парк из 130 грузовиков!

Автовоз компании Automobile Shippers.
Автовоз компании Automobile Shippers.

Когда началась Вторая Мировая Война, Юджин быстро оценил обстановку и стал перевозить военную технику – джипы, санитарные машины, легкие броневики. А для транспортировки танков он придумал создать специальные тяжелые тягачи с двумя двигателями, и для этой цели основал новое подразделение – “Dual Motors” (“dual” значит “двойной”).

Автовоз компании Automobile Shippers.
Автовоз компании Automobile Shippers.

По окончании войны у Казарола проснулся интерес к автоспорту. Он стал спонсировать команду, выступавшую в гонках “500 миль Индианаполиса”. Там, на соревнованиях, он познакомился с конструктором Фрэнком Кёртисом и приобрел у него спортивный открытый автомобиль со стеклопластиковым кузовом его собственной конструкции. Машина Казаролу понравилась, он даже подумывал о том, чтобы перекупить у Кёртиса его производство – это была его первая попытка организовать выпуск собственных автомобилей. Правда, пока он думал, его опередил другой предприниматель, Эрл Мюнтц (об этой машине я расскажу в другой раз).


Затем в 1952 году последовала вторая попытка – на этот раз он попытался договориться с братьями Тестагуцца из городка Оксфорд в штате Мичиган, которые изготовили несколько автомобилей La Saetta на шасси стандартных Ford и Chevrolet. Правда, и на этот раз ничего не вышло.

Юджин не отчаивался. Он совместно с опытным работником компании Chrysler Фредом Цедером-младшим основывает фирму “Sports Car Development” для разработки нового спортивного автомобиля. А августе 1953 года шасси Dodge и макет машины в ¼ натуральной величины были направлены в Италию в мастерские Нуччо Бертоне, а через 8 месяцев компаньоны получили ответ в виде готового прототипа автомобиля – это было 2-местное купе-хардтоп Цедер-Шторм-Z250. Однако препоны и неповоротливость в лице руководства Chrysler так и не позволили воплотиться этому проекту.

Dodge Zeder Storm Z250 1953 г.
Dodge Zeder Storm Z250 1953 г.

Однако и тут Юджин не стал опускать руки. Он продолжал верить в свою мечту о собственном автомобиле, а ведь ему уже стукнуло 54 года! А тем временем, весной 1954 года компания Chrysler представила четверку очень ярких дрим-каров Dodge-Firearrow, которую в числе других экспонатов возила по разным городам Америки.

Машины были построены итальянским кузовным ателье Ghia по эскизам главного дизайнера компании Вирджила Экснера. Когда на автосалоне в Чикаго Юджин Казарол увидел один из этих концептов, ярко-красный родстер, он буквально влюбился в его плавные красивые формы. Пообщавшись с представителем компании Ghia в США Полом Фараго и с руководством Chrysler, Юджину удалось получить права на конструкцию и разрешение на серийный выпуск этой машины.

Dodge Firearrow 1954 г.
Dodge Firearrow 1954 г.

В марте 1955 года на Женевском автосалоне был представлен 4-местный серийный кабриолет, получивший название Firebomb. Это был доработанный концепт Dodge-Firearrow, который довел до ума инженер Ghia Савонуцци. В США Казарол всем пообещал, что выпуск машин начнется через три месяца. Однако доводка машины до ума затянулась примерно на год – первые серийные машины были изготовлены лишь в июле 1956 года!

Дело в том, что Firebomb поначалу получился “сырым”, и нуждался в серьезной доводке. Рама от серийного Dodge была слишком узкой и нежесткой, а лобовое стекло было слишком узким и низким, из-за этого и потолок получился слишком низким, пассажиры упирались головами в матерчатый верх.

Dodge Firebomb 1955 г.
Dodge Firebomb 1955 г.

Доводкой машины занялся сам Пол Фараго, для чего он отправился в Италии на фирму Ghia. Он сам был опытным инженером механиком и итальянцем по происхождению. На Ghia он сделал кузов машины длиннее и шире, сместил двигатель от Dodge-500 назад для лучшей развесовки, доработал раму и крепление к ней панелей кузова, в результате чего увеличилась жесткость кузова. Лобовое стекло заменили на более высокое стандартное от того же серийного седана Dodge-500. От него же модель получила рулевое управление, пружины передней подвески, бамперы.

Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Барабанные тормоза с усилителем и амортизаторы позаимствовали от моделей Chrysler. Задняя рессорная подвеска была усилена из-за возросшего до 1720 кг веса. Также увеличилось пространство для пассажиров и вместимость багажника. Длина кабриолета составляла 5159 мм, ширина – 2007 мм, колесная база – 2921 мм. То есть, по габаритам это был самый настоящий американец, без всяких скидок. Дизайн в целом остался неизменным, лишь сзади были добавлены небольшие плавники на крыльях по настоянию самого Казарола.

Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание

Итак, V-образная “восьмерка” объемом 5162 см³ развивала 230 л.с. Этот двигатель носил имя собственное – Dodge Super Red Ram. Он позволял довольно тяжелой машине разгоняться до 200 км/ч, а время разгона до 60 миль/ч занимало 8,2 с. Коробка передач была автоматическая, как и положено американской машине. Доплатив ещё 100 долларов, можно было получить еще более мощный двигатель – 260-сильный Chrysler-Hemi с полусферическими камерами сгорания.

Двигатель Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Двигатель Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание

Багажник Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Багажник Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Что любопытно, усилитель рулевого управления тоже предлагался как опция – его можно было получить, доплатив 95 долларов. Салон был отделан роскошно, как и подобает престижным машинам – высококачественная кожа, мягкий ковер в ногах, много хрома на панели приборов. Не считая самых первых машин, остальные получили электрические стеклоподъемники.

Салон Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Салон Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
-13

Широкой публике доработанный кабриолет был явлен в начале 1957 года и мгновенно завладел вниманием богачей. Из звезд эстрады и шоу-бизнеса, политиков, бизнесменов и богачей всех мастей выстроились самые настоящие очереди! При этом Юджин Казарол еще и не всякому продавал эту машину мечты! Например, отказ сначала получил киноактер Дин Мартин – на том основании, что он уже владел “Ягуаром”. Dual-Ghia стал хитом №1 в сезоне 1957 года, затмив собой лучшие Cadillac, Ferrari, Jaguar, Mercedes-Benz.

Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание

Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание

Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Машина получилась, безусловно, дорогой – она стоила 7646 долларов. Впрочем, самые дорогие Cadillac и Lincoln оценивались еще дороже – Cadillac Eldorado Brougham стоил $13074, а Lincoln Continental MkII — $10400. Удивительно, что цену удалось удержать в этих рамках, учитывая особенности сборки машин. А процесс изготовления был ох как непрост!

Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание
Dual-Ghia 1956-1958 гг. Добавьте описание

Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Шасси будущих моделей отправлялись из Детройта кораблем за 9000 км в итальянский Турин, где их дорабатывали, ставили на них изготовленные вручную кузова, окрашивали и отделывали. Только работы на Ghia занимали 1300 часов! Затем с машин снимали лобовое стекло и в таком виде отправляли обратно в США. Окончательная работа на заводе Dual-Ghia занимала еще 200 часов и включала установку двигателя, подвески и колес (Спустя три десятилетия похожим образом собирали престижный родстер Cadillac Allante – он также совершал вояж в Италию и обратно).

Dual-Ghia 1956-1958 гг
Dual-Ghia 1956-1958 гг

Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Вообще же за 1957 год счастливыми обладателями этого эксклюзивного кабриолета стало очень много известных личностей – например, певец Фрэнк Синатра, бизнесмен Фред Коул, политик Ричард Никсон, актер и политик Рональд Рейган, политик Линдон Джонсон, музыкант Рик Данко, певцы Питер Лоуфорд и Эдди Фишер, актеры Гленн Форд и Дези Арназ, певица Дэбби Рэйнольдс, композиторы Дэвид Роуз и Хоги Кармайкл.

Фрэнк Синатра со своим Dual-Ghia.
Фрэнк Синатра со своим Dual-Ghia.

Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Реклама Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Юджин Казарол рассчитывал производить по 150 кабриолетов “Dual-Ghia” в год. Однако, этим радужным планам не суждено было сбыться. Воедино сложилось несколько неблагоприятных факторов. Во-первых, осенью 1957 года концерн Chrysler отказывался от рамных седанов и переходил на несущие кузова – соответственно, Dual-Ghia оставалась без шасси. Во-вторых, в том же год разразился кризис перепроизводства, и Chrysler не мог распродать уже выпущенные машины. А значит, автовозы “Automobile Shippers” простаивали без работы, компания Казарола несла убытки. В-третьих, фирма вложила большие деньги в разработку новой машины – “Dual-Ghia-400” на базе шоу-кара “Джильда” с двигателем мощностью 310 л.с. Правда, эта машина так и была запущена в серию. Стало быть, деньги на её разработку были потрачены впустую. Ну и плюс к тому сам Юджин серьезно заболел в ту пору.

Dual-Ghia 400 1958 г.
Dual-Ghia 400 1958 г.

Dual-Ghia 400 1958 г.
Dual-Ghia 400 1958 г.

В итоге за 1956-1958 годы сумели изготовить всего 117 оригинальных кабриолетов “Dual-Ghia”. Кстати говоря, качество машин не всегда соответствовало их большой стоимости. Так, к качеству окраски кузовов были нарекания, несмотря на громкие рекламные увещевания. На самом деле, 200 часов окраски и 15 слоев лака, наносимых вручную, оказались самым обычным рекламным пшиком. Итальянцы наносили тяжелую грунтовку, которая не была рассчитана на холода и на морозе трескалась.

Dual-Ghia 1956-1958 гг
Dual-Ghia 1956-1958 гг

Dual-Ghia 1956-1958 гг
Dual-Ghia 1956-1958 гг

Вдохнуть жизнь в угасающее предприятие попытался Пол Фараго. Он сконструировал новую машину самостоятельно, а в оформлении задней части поучаствовал сам Вирджил Экснер. Купе вместимостью “2+2” назвали “Dual-Ghia L6,4” и презентовали осенью 1960 года на Парижском автосалоне. В названии угадывался рабочий объем двигателя – это была V-образная “восьмерка” Chrysler объемом 6414 см³, которая выдавала 335 л.с. Максимальная скорость достигала 220 км/ч.

Dual-Ghia L6,4 1961-1963 гг.
Dual-Ghia L6,4 1961-1963 гг.

При прежней базе длина выросла на 178, а ширина – на 50 мм. Машина теперь целиком изготавливалась в Италии, от Chrysler использовали помимо двигателя подвеску, а от прежнего кабриолета “Dual-Ghia” новое купе позаимствовало основание пола. Цена машины заметно выросла – сначала до $12000, а потом и до $13500. Уже пожилой больной Казарол окончательно отошел от проекта, автомобиль стал называться просто “Ghia L6,4”, и проект потихоньку загнулся – с 1961 по 1963 год при участии итальянской фирмы “Osi” было собрано всего 26 таких купе.

Dual-Ghia L6,4 1961-1963 гг.
Dual-Ghia L6,4 1961-1963 гг.

Так закончилась история компании “Dual-Ghia” – компании, которая сумела на один сезон взорвать американский рынок роскошных машин и предложить изысканной публике нестандартную машину-мечту, выросшую из концепт-кара. До наших дней дожили 32 кабриолета “Dual-Ghia” – меньше четверти от выпущенных, а купе – 17 из 26, и все они бережно охраняются своими владельцами, ведь на аукционах такие машины стоят не меньше $200000 каждая!

Dual-Ghia 1956-1958 гг.
Dual-Ghia 1956-1958 гг.

Автор: Andrey Golubev aka Anderson1977