Программу преподавания литературы в школах часто критикуют родители, дети и даже сами учителя. Но, несмотря на это, подростки по-прежнему изучают произведения, которые были написаны для взрослых читателей.
По мнению сторонников такого подхода, это делается как бы «на вырост». То есть задача учителя – открыть ребенку классическую литературу. А уж станет ли он ее читать в будущем – дело времени. Преподаватели IT-школы Hello world рассмотрели 2 взгляда на этот вопрос.
Мнение сторонников классического обучения
Родители, воспитанные в советских традициях, считают, что классика позволяет увидеть и прочувствовать прошлое. Не просто узнать о каких-то исторических фактах, а именно погрузиться в описанные автором времена. Соприкоснуться с бытом и менталитетом живущих в тот период людей.
Интересно ли это детям? Сделайте так, чтобы они увлеклись. Вы же хотите быть с ребенком «на одной волне»? Тогда нужно знакомить его с литературой, местами, фильмами, которые важны для вас. Вряд ли ребенок когда-нибудь пожалеет о том, что вы открыли ему мир, в котором сами выросли.
Вот аргументы родителей, которые приучают детей к чтению серьезных книг:
1. Это вырабатывает навык работы с текстом. В классических произведениях, в отличие от современной литературы, часто приходится искать скрытый смысл, анализировать, делать выводы. Это помогает выработке умения ориентироваться в сложной информации, запоминать и сопоставлять много разных сведений. Такие навыки пригодятся ребенку в учебе и в освоении любой профессии.
2. Развивает кругозор и формирует вкус. Сегодня выпускается очень много книг, кто из авторов станет классиком, еще не известно. Но чтобы разбираться в современной литературе, нужно обладать вкусом. А для этого необходимо прочитать лучшие произведения литературы, уже признанные классическими.
3. Знакомит с историей и культурой разных стран. Мы говорили о возможности погрузиться в жизнь в прошлых веках. В частности, это необходимо для сравнения с современными устоями и традициями.
Например, детям трудно представить себе ситуацию, послужившую сюжетом для бессмертной трагедии «Ромео и Джульетта». Почему персонажи не уехали от враждующих родителей? Важно объяснять ребенку, что в те времена пойти против родни означало стать изгоем. Потерять все, вплоть до возможности нормального существования.
Или путешествия Филеаса Фога в приключенческом романе Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Почему герою потребовалось столько времени на передвижение, если он мог облететь весь земной шар на самолете? Расскажите, насколько отличалась от современной жизнь людей до появления воздушного транспорта.
Беседы о прочитанном дают положительные эмоции, сближают с ребенком, запечатлеваются в его памяти.
Разумеется, художественную литературу не стоит рассматривать как замену уроков истории. Но заинтересовать ребенка в новых знаниях она точно поможет. Когда же еще знакомиться с литературой, как не в школьном возрасте, пока ты не занят учебой по специальности или работой с утра до вечера?
К чему апеллируют сторонники необязательности классики в программе
Среди тех, кто не согласен вкладывать в умы детей сюжеты и проблемы, описанные в «Вишневом саде», «Мертвых душах» или «Онегине», есть уважаемые и заслуженные педагоги.
Очевидно, они тоже исходят из опыта, когда говорят, что таким способом школа не открывает детям литературу. Наоборот, еще больше отдаляет. У ребенка вырабатывается неприятие к произведению, которое в юном возрасте ему «не зашло». Надеяться на то, что он перечитает его, будучи взрослым, и воспримет по-другому?
Разве школа – единственный механизм передачи культуры? Забыты Моцарт и Бетховен? Или люди не ходят в оперу, на фестивали и концерты? А ведь в школе нет обязательного музыкального образования. Разве не любуются картинами Серова, Дали или Куинджи? Хотя художественное образование также необязательно.
В конце концов, нынешняя действительность показала, что среди успешных людей далеко не все отличаются начитанностью или художественным образованием. А километровый перечень прочитанной литературы отнюдь не гарантирует получения выгодной должности или семейного счастья. В мире есть другие точки опоры, нужно просто учить детей их находить.
А с каким мнением готовы согласиться вы?
Читайте еще: