Мы снова перемещаемся на 120 лет назад и продолжаем гулять по "детской" Москве, какой её увидела юная Анастасия Цветаева. (Начало здесь и здесь.)
Мы остановились у булочной Филиппова (Тверская,10). На очереди - ещё парочка "вкусных" адресов из прошлого. Они расположены на этой же улице.
В книге А.И. Цветаевой есть такой отрывок:
"Сиу, Эйнем, Абрикосов – шоколад, торты, конфеты и карамели, волны запахов у подъездов и фонарей. У Сиу были – розовые шары, матовые. У кого-то – голубые, как луны".
Первые три слова - это фамилии "шоколадных королей" той эпохи. Адольф Сиу, Фердинанд Теодор фон Эйнем и Алексей Абрикосов - в начале века они практически контролировали половину всего кондитерского рынка Российской империи.
Фамилия Эйнем многим не скажет ни о чём, зато все знают фабрику "Красный Октябрь": после национализации предприятия название поменяли на более актуальное. Таким же образом "С. Сиу и Ко" превратилась в фабрику "Большевик", а "А.И. Абрикосова сыновья" - в "Бабаевский"... Но вернёмся в дореволюционную Москву и попробуем отыскать места, где когда-то продавали сладости "шоколадные короли".
6. Кондитерская "С. Сиу и Ко" (Тверская, 8*).
Один из магазинов Торгового дома «С. Сиу и Ко» находился на Тверской, в домекупца В. Варгина (номер 8). Сюда любили заходить и сестры Цветаевы. Заведение было небольшим - работали один кондитер и его ученик.
Можно сказать, что эта маленькая кондитерская стала началом создания целой "империи сладкого": она выросла в настоящую фабрику, поставлявшую в московские магазины торты, шоколад, конфеты, пирожные и мороженое. Вот такие обёртки конфет "С. Сиу и Ко" очень нравились детям:
А этот любопытный фантик от конфеты "Гоголь" - с портретом главного героя поэмы "Мертвые души" и маленькой цитатой:
Сегодня здания, в котором когда-то работала кондитерская "С. Сиу и Ко", уже нет. На его месте в начале 1940-х появился многоквартирный жилой дом под номером 8. На первом этаже уже тогда открылся большой книжный магазин "Москва":
7. Магазин Абрикосова (Тверская, 15*).
На противоположной стороне улицы мы видим дом номер 15. Если напрячь воображение, то можно представить, что на этом месте располагался когда-то фирменный магазин Абрикосова.
На следующей фотографии 1900-го года запечатлён зал магазина.
Леденцы от кашля "Утиные носы", карамель "Раковые шейки", мармелад "Царский", нежный зефир, сахарная халва, глазированные фрукты, торты, шоколадные конфеты - чего только не было в этом магазине!..
Оказывается, шоколадных Дедов Морозов к празднику начали выпускать именно на фабрике товарищества "А.И. Абрикосова сыновья"!
Много времени прошло с тех пор, когда в магазин заглядывали сестры Цветаевы. Сейчас на этом месте можно видеть девятиэтажный жилой дом, построенный в 1940 году.
И несколько слов о третьем "шоколадном короле". Продукция «Товарищества паровой фабрики шоколадных конфект и чайных печений «Эйнемъ» тоже завоевала искреннюю любовь покупателей в Москве (да и в других городах Российской империи): карамель, шоколад и шоколадные конфеты, пастила, мармелад, печенье, тогда ещё экзотический напиток под названием "какао"...
Кондитерские магазины Эйнема работали на Театральной площади, на Петровке, в ГУМе, на Маросейке, на Арбате. В каком из них бывали сестры Цветаевы? История умалчивает...
А мы движемся дальше. Следующее место тоже запомнилось девочке Асе на всю жизнь. Чтобы увидеть его, прогуляемся до начала Петровки.
8. Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (впоследствии ЦУМ, ул. Петровка, 2).
Всем известный ЦУМ начинал свою историю как магазин шотландских бизнесменов "Мюр и Мерилиз". В 1885 году предприниматели купили трёхэтажное здание на Петровке, которое, к огромному сожалению, было уничтожено пожаром в 1900-м. Через восемь лет на месте пепелища вырос семиэтажный чудо-замок в стиле английской готики с элементами модерна.
Девочки Цветаевы - как и большинство москвичей, наверное - с нетерпением ждали открытия полностью обновлённого магазина.
"Вторая новинка, осиявшая Москву светом и блеском, был многоэтажный магазин Мюр и Мерилиз на Театральной площади".
Вторая - потому что первой стало появление в это же время в Москве электрических трамваев. Но вернёмся в "Мюр и Мерилиз". Первое посещение его действительно могло стать настоящим потрясением. Судите сами.
"Этажи! Сверканья! Бредовая множественность вещей! Невиданный взмах лестниц! Блеск стекла и посуды! Картины! Чучела медведей! Украшения! Игрушки!"
Но самым невероятным, думаю, было наличие лифта. Даже двух! Ведь именно здесь появился первый в Москве электрический лифт, находящийся в общественном здании. Тогда и в жилых домах это чудо техники было большой редкостью. Кстати, многие приезжали сюда специально для того, чтобы увидеть лифт и прокатиться в нём.
"Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролёты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности…"
"Мюр и Мерилиз", конечно, посещали не только из-за наличия электрических лифтов. Здесь можно было купить практически всё, за исключением продуктов питания: от канцелярской скрепки до велосипеда.
Что случилось с чудо-магазином после 1917-го? Его национализировали и переименовали в "Мосторг", а затем в ЦУМ. Но для москвичей он долгое время оставался "Мюром".
Сегодня ЦУМ - это крупнейший универмаг в Европе, занимающий целый квартал. Но обычных канцелярских скрепок здесь уже не купишь: магазин торгует товарами класса «люкс».
9. Фотоателье Фишера (Кузнецкий мост, 21/5).
Одно из первых воспоминаний девочки Аси связано именно с этим местом:
"Мне было год четыре месяца, когда мама повезла фотографировать меня на Кузнецкий Мост, к Фишеру".
"Фотоателье Фишера" - этот адрес знала тогда вся Москва. Даже номер дома называть не надо было!
Карл Андреевич Фишер (1859 - 1923?) - один из самых известных российских фотографов 1890-х - 1900-х годов и владелец популярнейшего фотоателье «К. Фишер, бывшая Дьяговченко» на Кузнецком мосту. Официально он именовался так: "фотограф Московских Императорских театров и Университета, Московского Публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств Александра III".
Мастера фотоателье занимались и портретной съёмкой, и архитектурной, и театральной. Фишер также выпускал альбомы с фотографиями экспозиций музеев и выставок, а также огромное количество открыток.
Более двадцати лет просуществовало это фотоателье в доме Тверского архиерейского подворья (здание тогда носило номер 11, а позже стало номером 21/5). В 1915 году фотоателье было разгромлено: Фишер имел прусское гражданство, а в годы Первой Мировой войны в российском обществе росли антигерманские настроения.
О дальнейшей судьбе Карла Фишера мало что известно. Он продолжил работать по специальности и после 1917 года, но в 1923-м следы его теряются...
-----
На этом наша прогулка в стиле ретро подходит к концу, но, естественно, не заканчиваются адреса "старой Москвы". Знаменитый писатель Герберт Уэллс говорил: "Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое — воспоминания; то, что уносит в будущее — мечты". Так что каждый из нас запросто может стать путешественником во времени. Главное, найти на это время!..
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новое путешествие!
Ставьте "лайк", чтобы другие интересные истории "Одного большого путешествия" обязательно появлялись у вас в ленте!
* Всё о московских достопримечательностях прошлого и настоящего - здесь.