Найти в Дзене
Бумажные комиксы

«Бесконечный Кризис» Джеффа Джонса и Фила Хименеса (очередное Абсолютное издание ещё одного классического романа DC; надо брать)

«Бесконечный Кризис» Джеффа Джонса ни на секунду не скрывает, что он появился как прямой ответ на ставший к тому времени классическим «Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена; это прослеживается в сюжете, об этом неоднократно упоминается в прилагаемых к Абсолютному изданию дополнительных материалах. И тут есть, пожалуй, лишь один важный нюанс, о котором следует сразу сказать, одно принципиальное отличие. Конечно, как признаёт занимавший ключевые посты в «DC Comics» Дэн Дидио, «трудно переплюнуть масштаб разрушений и перемен оригинального “Кризиса”» («Так что мы решили напирать не на изменение вселенной, а на эмоциональную сторону»); но в то же время: «Не забывайте, эта история создавалась в мире после 11 сентября, когда американцы чувствовали себя уязвимыми и нуждались в героях». Об этом же говорит в своём предисловии Грант Моррисон (не только писатель, но и историк жанра). Отмечая, что Джефф Джонс «провёл необходимый курс психотерапии, поставив юнгианские гиперсимволические культ

«Бесконечный Кризис» Джеффа Джонса ни на секунду не скрывает, что он появился как прямой ответ на ставший к тому времени классическим «Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена; это прослеживается в сюжете, об этом неоднократно упоминается в прилагаемых к Абсолютному изданию дополнительных материалах.

И тут есть, пожалуй, лишь один важный нюанс, о котором следует сразу сказать, одно принципиальное отличие. Конечно, как признаёт занимавший ключевые посты в «DC Comics» Дэн Дидио, «трудно переплюнуть масштаб разрушений и перемен оригинального “Кризиса”» («Так что мы решили напирать не на изменение вселенной, а на эмоциональную сторону»); но в то же время: «Не забывайте, эта история создавалась в мире после 11 сентября, когда американцы чувствовали себя уязвимыми и нуждались в героях».

Об этом же говорит в своём предисловии Грант Моррисон (не только писатель, но и историк жанра). Отмечая, что Джефф Джонс «провёл необходимый курс психотерапии, поставив юнгианские гиперсимволические культурные ориентиры вроде Супермена и Бэтмена на службу эпической приключенческой истории», он подчёркивает, что «миф об утраченной невинности, воплощённой в комиксах периода холодной войны, должен был стать центральным для всех супергеройских историй эпохи после 11 сентября» – и представленный читателям в 2005 году роман «предлагает собственный символический ответ на этот экзистенциональный кризис».

Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Вообще, как предисловие, так и послесловие посвящены не только конкретной книге, но в принципе объясняют нам само понятие «Кризиса» в комиксах. Тот же Дидио укладывает всё самое главное буквально в пару предложений, цитируя своего коллегу Джули Шварца, который «сказал, что каждые лет десять вселенной DC нужно ставить клизму»: «Ну сами понимаете: вычистить все старые истории и освободить место для новых, которые несут бесконечные возможности».

Моррисон чуть более подробен, углубляясь во времена, когда «Кризис» «стал кодовым словом для каждой суперважной истории, в которой Лига Справедливости с Земли-Один и Общество Справедливости с Земли-Два сообща спасали не один мир и даже не одну Вселенную, а две или больше». Тут он даже слегка противоречит сам себе, одновременно и отправляясь в 1963-й, и называя вышедшую двадцать годами позже монументальную серию Вулфмена «матерью всех “Кризисов”»; понимать это, конечно, следует не в хронологическом, а в концептуальном значении: «проект, грандиозностью вполне соответствующий своему названию», в середине 1980-х задал те ориентиры ивентов и кроссоверов, которые с тех пор воспринимаются всеми эталонными образцами.

Но каким бы масштабным не был один «Кризис», рано или поздно неизбежно грянет другой – ну а как теперь без этого? Супергерои – как и их создатели – скучают без дела, им постоянно подавай новые вызовы, всё более и более грандиозные!.. И вот всего лишь спустя полтора десятилетия после одного событийного романа DC решается на другой – призывая взяться за руль Джеффа Джонса, хорошо нам сегодня известного.

Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

90-страничный бонусный раздел «Бесконечные возможности» даёт максимально подробную картину того, как обстояло дело. Тут и отрывки из служебных писем с изложением издательского плана («В этих документах вы увидите некоторые идеи и сюжетные ходы, определившие курс этого поворотного события»), и заявка – «производственная библия, в которой Джефф Джонс определил основные сюжетные ходы в серии, а также заложил фундамент для посткризисной вселенной DC», и (традиционно) сценарий первой главы, сопровождённый ещё только карандашными рисунками, и даже наброски в стиле тяп-ляп, призванные только-только обозначить будущую мизансцену. Конечно, есть и «Бесконечное обсуждение», в ходе которого ключевые фигуры творческой команды вспоминают, как это было, и делятся своими впечатлениями от уже готового результата.

Говоря короче, для тех, кто погружён в эту Вселенную с головой и старается узнать о ней всё, что только возможно, тут масса бесценного материала – и это не считая, разумеется, самого романа.

Основная идея «Бесконечного Кризиса» заключается в том, что эта история разворачивается в худшее для вселенной DC время. Не важно, где наши герои – на Земле, в космосе и в царстве магии, – все они на грани; катастрофы угрожают самому нашему существованию. И все эти катастрофы происходят одновременно. Герои вынуждены расставлять приоритеты и разделяться, чтобы противостоять тем угрозам, которые считают наиболее важными. Одни команды распадаются, но формируются другие, основанные на личных убеждениях героев. И иногда старые связи оказываются прочнее новых. Как ни посмотри, вселенная DC изменится и, может быть, в итоге станет ещё более опасной.

«Мир катится к чёрту», – полагает Чудо-Женщина. «Всё катится к чертям», – того же мнения Бэтмен. «Они боятся нас», – сокрушённо признаёт Супермен. К сожалению, «три величайшие надежды» нашей планеты «рассорились в пух и прах» и более «не способны действовать сообща», а тратя время на осмысление сего прискорбного факта и переживания, с этим связанные, упускают момент, когда всем позарез была нужна их помощь.

И речь не только о Земле: в галактике Полярной звезды бушует война, а Оа впервые в истории перестаёт быть центром вселенной («Космический баланс смещается, сама ткань бытия рвётся»). Отмечая, что «ситуация выходит за рамки межгалактического конфликта», Стражи понимают: «Кто-то или что-то сознательно меняет природу нашего космоса» – и не ждут от этого ничего хорошего.

Титаны из мифов уже покинули нашу реальность, потому что, по их словам, этой вселенной скоро придёт конец. Нечто неизвестное станет угрозой всему, что нам дорого, и какие-то несколько секунд решат всё.

С болью в сердцах за разрастанием этого хаоса наблюдают Супермен с Земли-2, Александр Лютор и Супербой-Прайм – они сыграли ключевую роль в событиях предыдущего кризиса, после чего вместе с Лоис Лейн обрели покой в «месте, подобном раю».

Оттуда мы наблюдали за развитием новой Земли.
У неё был потенциал. И всё начиналось так хорошо. Так обнадёживало. Я не сомневался, что Земля в хороших руках.
Однако вскоре мы поняли: здесь что-то в корне не так. Новая Земля была не лучше, а хуже. Тьма как будто расширялась, коверкая жизнь героев.
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Понимая, что многие тут «сбились с пути», а бездействие лишь усугубляет плачевную ситуацию, троица героев чувствует в себе силы спасти всех – для этого всего-то и надо… переписать историю! Ведь «всё пошло наперекосяк» лишь потому, что в прошлый раз «мы спасли не ту Землю»! Опрометчиво выбранная и оставшаяся в единственном экземпляре Земля-1 – «тёмная, порченая» («Это место, где живут… ужасные люди. И здешние герои ничуть не лучше»), тогда как Земля-2, которой пришлось пожертвовать, «была полна надежды и любви» («Герои вели себя как герои. Да, мы совершали ошибки, но это было несравнимо с тем, что творится здесь»)!

И вот теперь необходимо всё переиграть – и просто-напросто «вернуть правильную Землю»!

– Брюс… Я предлагаю тебе шанс начать всё заново. {…}
– Что случится с жителями этой Земли, когда вернётся твоя?
– Они станут частью её исторической ткани.
– То есть умрут.
– Нет. Они заменятся. Как заменились все жители моей Земли. Но они станут лучше.

Однако хороший план хорош лишь отчасти, и совсем скоро переформировывание Мультивселенной приводит – ну кто бы мог подумать! – к ещё более плачевным последствиям:

Ваша Земля вновь раскололась на тысячу миров. Мультивселенная вернулась, но она нестабильна. Продолжая делиться и дальше, Земли будут становиться всё слабее и слабее. И если в ближайшее время их не объединить в одно целое, произойдёт новый большой взрыв. Погибнет всё сущее.

Такие вот дела. Надо, конечно, что-то делать. Причём срочно.

Тем более что в криптонском языке «нет слова “сбежать”».

Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Рассказ о «Бесконечном Кризисе» будет, конечно, неполон без упоминания художника, всю эту красоту создавшего: «Фил Хименес, – как со знанием дела пишет Грант Моррисон, – был очевидным наследником того стиля, который Джордж Перес довёл до совершенства в 1980-х».

…Фил выстраивает свои панели как мозаичное замощение или многоэкранные окна, так что на некоторых страницах оказывается девять, десять и больше кадров. Здесь мы видим страницу как единое дизайнерское решение, отказ от кинематографического подхода в пользу увеличенной цифровой нагрузки и фокусировки внимания на деталях или выражениях лиц, где время нарезается тоньше и резче, заставляя вспомнить монтаж музыкальных видеоклипов.

А каков, например, разворот, когда сквозь панели с мирным разговором одних героев призрачно проступают фрагменты кровавой битвы других?!. А одномоментно нахлынувшие на Пауэр Гёрл воспоминания, расходящиеся от неё по кругу! А красота множества Земель, в кульминационный момент зависших в ночном небе?!. Безусловно, эта книга более чем достойна называться ещё и шедевром изобразительного искусства.

И потому имеет смысл перечислить и тех мастеров, кто помогал Хименесу на определённых этапах работы, внеся свой бесценный вклад в эту историю: это Иван Рейс, Джерри Ордуэй и… сам Джордж Перес, нарисовавший тот самый оригинальный «Кризис на бесконечных Землях»! Вот она – подлинная преемственность поколений!

Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Когда случается такое, когда весь мир сходит с ума, начинаешь сомневаться в существовании бога. И если бог существует, то чем мы его так разозлили?

Стоя в двух шагах от апокалипсиса («…Сотни Земель вот-вот уничтожат наш мир»), Зелёный Фонарь даже и не думает о неминуемой гибели, предвкушая вместо этого начало игрового сезона на следующей неделе: «У Гая есть билеты на стадион “Янкиз”. Ряд за скамейкой запасных. С нами не хочешь?» – «С меня попкорн», – принимает приглашение Зелёная Стрела, синхронизируясь тем самым и с позитивным взглядом на происходящее.

«Как вы можете вести себя так, будто всё это нормально?» – удивляется подобной беспечности их совсем юный друг, не привыкший ещё ко вселенским подвигам. На что получает столь же спокойный ответ: «Это не нормально, Хайме. Это история. И мы её творим».

Как говорит здесь Супермен:

Важно не то, где ты родился. Или какие у тебя способности. Или что за знак ты носишь на груди.
Важно то, что ты делаешь… Важны твои поступки и действия.

Нам всем надо помнить об этом.

Обложка графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Джеффа Джонса и Фила Хименеса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

#БесконечныйКризис #КризисНаБесконечныхЗемлях #ДжеффДжонс #ФилХименес #ГрантМоррисон #DCComics #комиксы #графическийроман #супергерои #классика

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса

«Справедливость» Джима Крюгера и Алекса Росса

«Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса

«Кризис героев» Тома Кинга

«Вселенная DC. Rebirth» Джеффа Джонса

«Зелёный Фонарь» Джеффа Джонса: «Самая Тёмная Ночь. Абсолютное издание»

«Зелёный Фонарь» Джеффа Джонса: «Самый Светлый День»

«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)

«Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)

«Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)

26-й анонс «Бумажных комиксов»: девять новых книг (DC и манга)

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!