Стратегия нашего поведения в той или иной ситуации вытекает из приобретённого ранее опыта, либо его компенсации.
Для того чтобы выжить в семье, ребёнок подстраивается под родителя и вырабатывает уникальный безопасный паттерн поведения. Например, чтобы угодить авторитарной, властной матери, которая не думая могла дать подзатыльник, он начинал либо лебезить «мамочка, я тебя так люблю, прости меня, пожалуйста», либо терпеть насилие, сжимаясь и скрипя зубами, не сметь высказать своё недовольство.
Получив двойку/тройку/четверку (да, для какой-то матери четверка- плохая оценка), он идёт со школы сгруппировавшись и обдумывает как он будет спасаться от материнского гнева.
Он может сделать что-то по дому- перемыть посуду или пол, приготовить еду, сходить в магазин, встретить ее с комплиментами или постарается не встретиться с ней- уйти к бабушке, друзьям, спрятаться в комнате.
В любом случае, он тратит огромное количество психоэмоциональной энергии только для того чтобы выжить. С такой матерью он не может жить и развиваться. Он не может ей доверять. Если бы ему не было опасно, он бы шёл к ней за помощью «мама, помоги мне учиться лучше. Объясни, научи.»
Вырастая, уже взрослый сформировавшийся человек, точно также реагирует на жизненные ситуации. Боится начальника или людей с похожим типом поведения как у родителя. Он точно также группируется, также лебезит или избегает, как когда-то в детстве.
Либо компенсирует прошлый опыт в нападении. Никогда не подчиняется, старается «быть сверху», доминировать, бурно реагирует на похожие выражения лиц, напоминающие лицо его родителя в детстве. Тот детский страх вынуждает его быть всегда начеку и нападать, опережая «противника».
⁉️ Все эти процессы происходят бессознательно, человек не понимает почему он выбрал такую стратегию поведения. Обе они деструктивные, так как затрачиваешься много психоэмоциональной энергии в первом случае на выживание, чтобы остаться на плаву, во втором - на удержание контроля, доминирующей позиции и тоже в итоге на выживание.
Времени и сил на то чтобы просто жить и просто быть не остаётся. Хорошая новость в том, что все можно исцелить в личной терапии.