А вы знаете, что средневековая Москва состояла из нескольких крепостных поясов? Ведь Кремль представлял собою только центр города, где находилась резиденция князя, здания государственных учреждений и усадьбы наиболее приближённых к правителю бояр. К XVI веку город настолько разросся, что помимо стен Китай-города потребовалось строительство нового каменного пояса. Им и стал Белый город, строительство которого было закончено в 1591 году.
Почему такое название – Белый? Вероятнее всего, конечно, версия о цвете каменных стен, покрываемых известью. Известный русский зодчий Фёдор Конь возвёл 9,5 км. стен с 27 башнями, часть которых была проездными воротами. Толщина стен составляла 6 метров.
В то неспокойное время строительство дополнительных крепостных укреплений было оправданно. Вспомним, что впереди было Смутное время и иностранная интервенция, а ещё недавно, при Иване Грозном Москва была сожжена татарским войском хана Гирея.
Но к XVIII веку крепости повсеместно стали утрачивать своё значение. Это сказалось и на московских укреплениях, на которые уже мало обращали внимания. Ветшали и стены Белого города, а когда часть стены обрушилась, покалечив оказавшихся под завалом людей, царица Екатерина II издала указ разобрать стены и устроить на их месте бульвар на французский манер (тогда всё французское как раз начало входить в моду). Так стали появляться бульвары Садового кольца.
А что же Белый город, неужели совсем утрачен? На остатки его стен вы можете поглядеть на Хохловской площади в районе станции метро «Китай-город». Впервые фрагменты стен были обнаружены ещё в 1922 году во время строительных работ. А остатки стен Белого города на Хохловской площади обнаружили в 2007 году при строительстве торгового центра. К счастью для культурного наследия Москвы властями было принято решение о консервации этого места.
Район Чистых прудов и Китай-города насыщен замечательными памятниками зодчества, по которым можно изучать все архитектурные стили, начиная с XVI века, когда закладывался Белый город, и по сегодняшний день. Давайте прогуляемся по этому району и полюбуемся на самые интереснейшие здания.
Москва средневековая и барочная
Если от Хохловской площади свернуть направо в Хохловский переулок, то нам предстанет церковь Троицы в Хохловке, являющаяся ярким примером московского барокко.
Церковь была построена в 1696 г. в районе, где любили селиться запорожские казаки. В XVIIIв. была украшена невероятной красоты иконостасом, выполненным из серебра, который ниспадал вниз подобно складкам ткани. Представить такую красоту сложно, но, увы, в советское время убранство церкви было уничтожено.
Здесь же в переулке видим ещё одно средневековое здание – здание Московской коллегии иностранных дел, построенное в 1665 году архитектором Ф.К.Соколовым.
Таких палат в Москве осталось немного. До размещения здесь коллегии при Петре I это были жилые палаты главы Посольского приказа, известного дипломата Емельяна Украинцева. Как видим, внешнеполитическая направленность здания сохранилась и позже, когда оно было выкуплено у хозяев для казённых нужд.
Ещё одна церковь в стиле барокко, но уже в районе метро «Чистые пруды» - Фёдора Тирона и Архангела Гавриила архитектора И.П.Зарудного.
Когда-то здесь находились владения сподвижника Петра I– светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Тяга к показной роскоши сподвигнула Меншикова заказать архитектору проект помпезного сооружения в стиле петровского барокко. Храм был украшен колокольней в 81 метр высотой с 30-метровым шпилем, украшенным золочёным, парящим над городом ангелом. В 1708 на звоннице появились ещё и английские куранты. Безусловно, это было самое высокое в Москве здание, затмившее собою даже колокольню Ивана Великого в Кремле.
Церкви пришлось пережить многое. После отъезда князя в строящийся Санкт-Петербург здание стало ветшать, сгорела его деревянная часть. Но пережив московский пожар 1812 года церковь выстояла, была восстановлена с участием масона Гавриила Измайлова и даже получила на некоторое время украшение в виде масонской символики. После большевистского переворота была закрыта и вновь открыта для богослужений в 1947 году. Посмотрите на фото, какой она предстаёт сейчас.
Кстати, а почему пруды получили такое название – Чистые? Когда-то они были весьма грязными и назывались Погаными. И всё потому, что в них мясники сбрасывали отходы, оставшиеся от забоя скота. Можно представить, какой здесь витал аромат. Облагораживание района началось с Александра Меншикова, о котором мы уже рассказывали.
Получив здесь землю под усадьбу, царский любимец повелел прекратить практику загрязнения прудов. Очищенные от нечистот пруды и стали Чистыми. А в период восстановления Москвы от пожара 1812 года здесь был разбит ещё и бульвар, который стал самым большим по площади в составе Бульварного кольца и одним из самых протяжённых – 822 метра в длину. Помните сцену из фильма «Покровские ворота» с катанием на коньках как раз на Чистых прудах? Но катались здесь и раньше, даже в XIX веке.
Москва модерна и эклектики
Не будем далеко отходить от Чистых прудов и обратим внимание на здания более позднего времени, но от этого не ставшие менее замечательными. Надо сказать, что рубеж XIX-XX столетий подарил Москве богатство архитектурных стилей, часто смешивавшихся в одном здании, что и привело к появлению стиля «эклектика». Более строгие формы классицизма, но с ноткой античности породили стиль «модерн».
Таким великолепным образчиком модерна является здание дома страхового общества «Россия», построенное в начале 1900-х годов в начале Сретенского бульвара, дом 6/1, строение 2.
Это был жилой доходный дом, каких в эти года по Москве было построено немало, но каждый из них имеет свою изюминку, став поистине украшением города.
Вот и этот дом был украшен множеством скульптур – от человеческих до животных: летучие мыши, саламандра, змеи, пеликаны, львы, в общем, целый зверинец.
Но это ещё не всё, чем выгодно отличался этот дом от других. Он был великолепен не только внешне, но и по уровню комфорта. Возводившие здание архитекторы фон Гоген и Величкин при устройстве быта будущих жильцов продумали всё до мелочей, использовав все технические возможности начала века. Здесь были автономные системы отопления, водоснабжения и канализации. Система вентиляции фильтровала поступающий в квартиры воздух, а также подогревала и увлажняла его (ну представляете!). Электричество в дом поступало от своей же электростанции, а питьевая вода – из артезианской скважины. Конечно, аренда таких квартир была недешёвой, да и их площадь – от 200 до 400 кв.м. подразумевала возможности только состоятельных людей.
Ещё одно архитектурное чудо – здание, в декоре которого использован «звериный» стиль, - доходный дом, построенный архитектором Л.Л.Кравецким в 1909 г. для прихожан храма Святой Троицы на Грязех (в названии чувствуете отсылку к «грязному» прошлому Чистых прудов?). Здание обильно украшено терракотовыми барельефами, изображающими фантастических животных, птиц и деревьев.
К сожалению, тот архитектурный облик дома, что предстаёт для нас сейчас, несколько отличается от оригинала, так как в 1945 году здание было надстроено двумя этажами, сбиты барельефы четвёртого этажа и балконы второго. И всё равно, согласитесь, этим зданием можно любоваться бесконечно. Да, кстати, дом по-прежнему является частично жилым.
Завернув от этого дома налево на Мясницкую улицу, а затем в Малый Харитоньевский переулок, обнаружим под номером 4 дом, построенный уже в стиле неоклассицизма в 1906 г. Его немного мрачноватая готика, узкие башенки и окна-бойницы отсылают к английской архитектуре. Выбор такого стиля связан с заказчиком дома – Московским политехническим обществом, таким образом почтившим своим уважением родину технического прогресса.
Выполняя волю заказчика, архитекторы Минкус и Валькот разместили над входом буквы «П» (Политехническое) и «О» (общество) и две даты: основания общества – 1878 и закладки первого камня здания – 1905. Дом был построен на личные средства членов общества, поэтому здесь были не только квартиры и коммерческие помещения для сдачи в аренду, но и помещения для собрания общества, библиотека и столовая. Сейчас здесь располагается Институт машиноведения им. А.А.Благонравова.
Пройдя дальше по переулку, завернём направо в пер. Огородная слобода, и увидим чудесный особнячок Высоцких (бард В.Высоцкий к нему не имеет никакого отношения). Высоцкие были богатыми чаеторговцами, поставщиками Императорского двора и, видимо, поклонниками европейской архитектуры. Похожий на французский замок этот особняк являет собой тот самый стиль эклектики.
Архитектор Р.Клейн сполна использовал финансовые возможности богатых буржуа, потворствуя их вкусам, и превратив замок в подобие изящной шкатулки с роскошным содержанием. Увы, богатство внутреннего декора было утрачено после революций 1917 года, как следствие национализации здания и размещения в нём различных организаций. Нам остаётся теперь любоваться только его внешним обликом.
Ну и пора вернуться к станции метро «Чистые пруды».
Её павильон был построен в 1932-1935 годах архитектором Н.Колли в стиле ар-деко. Изначально станция называлась «Кировской», переименована была в 1990 году. Зданий в этом стиле не только в Москве, но и вообще в нашей стране, осталось немного. Поэтому обратим более пристальное внимание на этот павильон. Вот вам наглядный пример использования античной архитектуры в современном стиле. Распространённые в раннесоветском периоде кубические формы дополнены античными колоннами. Даже круглые элементы на торцевой части павильона тоже из древности, точнее, Древнего Рима.
Прогулявшись вдоль границ стен Белого города мы с вами совершили увлекательное путешествие в прошлое, попутно ознакомившись с разнообразием архитектурных стилей, так украсивших более позднюю Москву.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал. Открываем вместе интересное, новое, полезное!