Евгений Останькович
ГЛАВА 7. У КАЖДОГО ГОЛОВА, ЧТО СОВЕТ В ФИЛЯХ
(Удивительная крона уникального дерева. Интерес, но тезка. Сколько витков у спирали преддействия. Точку ставит воля).
Мы назвали семь "участников" процесса преддействия. На самом деле их больше. Но у этих субъектов нет самостоятельной прописки. Они чаще всего "представительствуют" в самих блоках преддействия или подключаются к процессу в самый последний момент, как бы со стороны. Речь прежде всего идет об интересах и установках.
Прежде всего об интересах. Что это такое? Стоп! Сразу надо внести уточнение. У многих физиологов и психологов интерес находится на палитре эмоций. Это некое состояние возбуждения, направленное на что-то, стоящее где-то рядом с другими эмоциями типа "любопытство". Такой интерес направлен сегодня на интересный фильм, вчера он присутствовал при интересном разговоре, а завтра он приведет на финальную встречу мирового первенства по футболу, хотя к этому виду спорта в обычные будние дни человек особого интереса не питает. То есть такой интерес - эмоциональное состояние, не имеющее постоянного объекта "поклонения".
Наш же интерес является "субъектом с постоянной привязанностью". Это некое отпочкование от фундаментальной потребности, как следствие ее индивидуализации. Может быть он и одной из ветвей индивидуальной потребности, имеющей начало в фундаментальной потребности. Интересы всегда осмыслены и четко направлены на некое постоянное явление, предмет, образ действия, личность, науку, вид спорта, профессию и так далее, и так далее. Интерес всегда под эгидой более фундаментальной сущностной силы.
Интерес - продукт воспитания, влияния среды, внутреннего состояния (здоровья).
Интересы ваши могут быть "вещеманами" и "социальными эрудитами", "собирателями марок" или "любителями путешествий". Есть "поклонники" домашнего хозяйства, а есть "завсегдатаи" ночных увеселительных заведений. Есть интересы личности, группы, класса, нации, человеческого сообщества в целом. Но в основе любого интереса лежит какая-либо потребность или потребности.
К сожалению, в социологической литературе очень часто, говоря об интересах, забывают добавлять, что они прежде всего - выражение потребностей. Нет потребности - нет интереса! А ведь интерес в отвлеченном от потребности состоянии начинает восприниматься как апофеоз силы сознания. Опасно. Очень опасно! Ибо в таком случае именно сознанию, по сути дела, отводится роль побудительной силы. Это ведет к идеалистическому подходу в оценке деятельности людей. Сколько мы знаем социальных болезней, рожденных таким подходом, от которых с большим трудом лечилось наше общество.
Говоря об интересах, мы имели в виду деятельность мозга на уровне сознания. Интересы, как часть целостности процесса преддействия, следует отнести и к информации нравственно-оценочного блока. Они соседствуют в этом блоке с ценностями, формируются под их влиянием, развиваются с ними параллельно, да и сами воздействуют на комплекс ценностей, в составе которого взаимодействуют идеалы, принципы, нормы нравственности.
А что же действует от имени нравственно-оценочного блока на уровне подсознания? Установки. Модели реакции психики. В их основе - опыт, зафиксированный опыт, сформировавший определенные нервные связи при стыковке потребностей и среды. Мы, конечно, не можем сознавать свои установки, так как подсознание информирует нас о проходящих в его епархии процессах только с помощью эмоций, усиления или ослабления внимания на явления, предметы и возникающих вдруг образах. То есть только опосредствованно.
Есть еще один участник процесса преддействия - воля. Но ее В.П.Симонов тоже относит к разряду потребностей. Недаром же Павлов назвал ее рефлексом свободы. Ее роль мы узнаем впоследствии...
Итак, все действующие "лица" названы. Давайте еще раз прокрутим спираль преддействия на примере простейшего случая. Мобилизуйте свое воображение, чтобы присутствовать при скетче, действующими лицами которого будут все, теперь уже знакомые, понятия.
Итак:
ГИМН СТОЛПОТВОРЕНИЮ ИЛИ СЦЕНЫ ПРЕДДЕЙСТВИЯ. ДЕЙСТВУЮЩИЕ "ЛИЦА":
Потребности со своими слугами - эмоциями; Приемный, опознавающий блок - аппарат с информацией о предметах, явлениях вообще; Блок опыта и прогноза; Нравственно-оценочный блок со своими интересами и ценностями; Блок информации о собственном “Я”; Воля - потребность, которая всем потребностям потребность; Главный созидатель мотива, его сентизатор - блок синтеза мотивов; Блок воображения - усилитель информации с помощью образов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Действие происходит на уровне сознания. Иначе сцену преддействия было бы невозможно представить.
ИТАК... НАЧНЕМ:
Примечание - начало происходит при полном покое человека. Условно, конечно.
Опознающий блок: Кто там? Ах, это новая информация! А ну, покажись, покажись, красавица!.. Вниманию всех потребностей! Вниманию всех потребностей! Передаю всем вам новую информацию: Подошел бригадир и предложил складывать кирпичную стенку на растворе из одного песка, так как не подвезли цемент. Что вы на это скажете?
(Эстетическая потребность, познавательная и некоторые другие сигнала не подают).
Группа потребностей, которые втянули в свою орбиту способы своего удовлетворения с помощью материальных благ, (будем для краткости называть их материальными потребностями) через эмоции и образы, интересы и ценности дают сигнал, предварительно проконсультировавшись в блоке опыта и прогнозов и нравственно-оценочном блоке:
- Хорошо! Хорошо! Не будет простоя, получим зарплату нормальную. А может, и премию. А это - магнитофон!
Одна из материальных потребностей с помощью своих интересов: - Нет. Нужен новый костюм.
Откликается другой интерес: - Банкет, банкет с... Ниночкой!
Эстетическая потребность: - Зачем Ниночку? Ведь давно нужен магнитофон!
Потребность признания коллектива: - Как вся бригада, так и я.
Потребность самоутверждения “Я”: - Как потом людям в глаза смотреть?
Потребность признания коллективом: - А может быть, это неплохо! Теперь точно перевыполним план. Но с другой стороны, вот мне блок “Я” подсказывает, да и нравственно - оценочный блок - это ведь не честно! Можем прогреметь на все управление!
Потребность самосохранения: - Конечно, все это тревожно. До чего все это доведет? Откажешься - испортятся отношения с бригадиром. Того и гляди - вылетишь из коллектива! А если история эта всплывет, то жди еще больших неприятностей.
Блок-синтезатор: - Информацию принял. Но что-то у меня не получается. Все орут - каждый свое! Разобраться тут надо лучше. А ну, ребята-блоки, прокрутите еще свою спиральку, сделаем еще раз перекличку мнений. Так что вы хотите сказать от имени своих потребностей?
Из блока “Я”: - Я честный. Но, честно говоря, не всегда. Но и перед людьми стыдно показаться - костюм старый, затрепанный. Потом я не уверен: смогу ли доказать правоту свою бригадиру? Сказать ему, что его предложение безнравственно. Да и работник я - не из лучших. Вмиг выгонит. Эх! Нет у меня смелости!
Из нравственно-оценочного блока: - И что ты заныл свою старую песню? Это все тебя твои подруги-ведьмы, материальные потребности, куда-то тянут. Тряпка ты, вот кто!
Через блок “Я” группа материальных потребностей: - Это точно - тряпка! На услужении этих дур - идеалисток... Всяких там духовных потребностей. Ишь нахватался их интересов.
Через блок оценочно-нравственный группа духовных потребностей: - Костюмчик понадобился! А где твоя совесть? Главное в человеке честность и гордость.
Блок “Я”. (Прислушиваясь к нравственно-оценочного блоку): - Работать без цемента - аморально. Отказываться - дело моей чести.
Потребность самосохранения через блок опыта и прогноза: - Но имей в виду. Бригадир свиреп!
Через тот же блок опыта и прогноза потребность самоутверждения своего “Я”: - Бог не выдаст - свинья не съест! Тоже так бывает.
Блок - синтезатор: - Итак, я формирую цель. Не допустить халтуры. Кто против? Никого?! Ты смотри! За халтуру никого нет. Теперь разрабатываю программу. Есть вариант - отказаться от работы и все - же подождать раствор. Все согласны?
Через блок опыта и прогноза группы материальных потребностей в союзе с потребностью эмоционального контакта, самоутверждения в коллективе и так далее: -А может, программу поставить другую? Прикинуться больным. И цель сохраним, и потребность самосохранения будет довольна.
Блок - синтезатор: - У меня уже тут получается три варианта решения. Один с программой - отказаться. Затем с программой - согласиться. Цель тут уже подсказали материальные потребности. Нельзя, дескать, Срывать график строительства! Есть и третий вариант, чтобы сохранить хорошие отношения в бригаде, срочно прикинуться больным.
Из нравственно-оценочного блока: - Прикинуться больным - позорно!
Из блока “Я” информация в блок воли: - Что ты за потребность преодоления! Тебе бы все спать. Да наведи ты порядок, хотя бы ради меня.
Воля: - Ну хватит. Поговорили всласть. Голосую за отказ.
Блок - синтезатор: - Итак, я отказываюсь от других двух мотивов.
Потребность самосохранения: - А как же Я?!
Из блока опыта и прогноза: - Там видно будет. Чего только не случится. Давай, сестренка - воля, командуй!...
* * *
Итак, этот скетч имеет оптимистический конец. Скетч простоват. Что-то не учтено. Дело на практике бывает значительно сложнее. Пожалуй, и времени, и бумаги не хватит, чтобы записать во всей полноте некоторые процессы преддействия. Главное, чтобы вы поняли, как происходит приблизительно такой процесс. А это очень важно для дальнейшего чтения книги, когда речь пойдет о "вычислении" сущности людей, распознании правды в противоречивой информации и о духовности общества...