Евгений Останькович
ГЛАВА 5. И ВСЕ ЖЕ - ДРЕВО!
(Нелегко садовнику в нашем Эдеме. Форсаж, новнутри человека. Радость для Амундсена и погибель для Скотта. Кто такие кликуши, Дон - Жуаны и Хлестаковы? Хобби - знак просвещения или сигнал тревоги?)
Образное сравнение подчас экономит немало времени при расшифровке понятия. Немало образов рождено при описании человеческих потребностей.
Рисуя сущность человеческой личности, некоторые ученые "входили" в роль строителей и "возводили" целые здания из кирпичей, которые, по их мнению, являлись потребностями. В фундамент шел стройматериал из инстинктов, а цоколь - влечения, физиологические потребности. А уж потом! Кирпич к кирпичу - и вот радует сооружение природы и социальной среды - человек. Повыше укладывались кирпичи наиболее важных в социальном отношении специфических сущностных сил.
Космическая эра не могла не повлиять на воображение искателей истины. В работах человековедов появилась космическая ракета. Выводят человека на социальную орбиту первая и вторая ступени его ракеты - инстинкты и неосознанные влечения. Человек - ракета отдает им должное и руководствуясь тем, что дает среда, воспитание, идет путем разума. А куда девались первичные сущностные силы, давшие толчок развитию? За ненадобностью ушли в прошлое! Куда?
А никуда. Они - сами по себе, как некий атавизм. Некоторые ученые даже договорились - слово "инстинкт" не употреблять, так как, дескать, под этим понятием каждый подразумевает свои, совершенно различные явления и свойства психики.
Так какой же нам избрать образ для оперирования? Дом или двухступенчатую ракету? Думаю, что ни тот, ни другой!
Они не отражают очень важного обстоятельства. Изначальные силы после рождения человека не угасают, они остаются. Вот и играют они роль жизненных "соков", а еще точнее - первичных, жизненных направляющих сил. А как же осознанные, развитые потребности? Ответить на все вопросы помогает иной образ, взятый у природы, где многие явления и формы имеют еще и свой символический смысл, утверждая единство всего живого, общие принципы биосферы, неразрывную связь и преемственность прошлого, настоящего и будущего.
Изначальные сущностные силы можно уподобить корням дерева. Они питают своими командами, заполняют своей направленной энергией капилляры ствола и ветвей "феномена - растения", ствол которого - тесное сплетение фундаментальных потребностей, выражающих общечеловеческие, общевидовые, если можно так сказать, потребности. От ствола расходятся ветви со своими отросточками, листьями и почками. Ветви - это уже индивидуализированные потребности, листья и почки - интересы, которые со временем могут стать чем - то нечто большим, чем просто интересы. То есть стать потребностями, как их родители - ветви. Вся эта крона причудливо переплетена, что и осложняет труд исследователей, вносит путаницу при поиске истинных причин поступков, помогает успешно прятаться в ее оболочке так называемым защитным мотивам.
Нет, не мучают по ночам вампиры - инстинкты, эти дуэлянты, задирающие бедную, многострадальную мораль. Но есть корешки, которые при развитии психики после рождения человека дают ростки потребностей, пробивающиеся из темноты подсознания на поверхность, в ноосферу, к солнцу и свету сознательной жизни, где попадают в руки садовника - среды, которая делает дичкам этим прививки - культивирует, одухотворяет, развивает. По-разному работает садовник. Из одних и тех же побегов он может вырастить прощелыгу и героя, борца и мещанина. Очень важно дать верное направление при развитии ветвям этого древа. Не раз я встречал в городских скверах декоративные деревья с причудливыми извивами ветвей. Когда они еще были совсем малыми, их привязывали, изгибали, и вот на потеху ротозеям выросли уродцы. А разве нет дубов, судьба которых - всю жизнь маячить в садовых горшках, акаций - в форме шара и так далее, и так далее.
Как много зависит от образа жизни, примера тех, кто окружает, их морали и поступков, от качества мира друзей, от влияния родителей, разных других обстоятельств!
Но восприятие потребностей - отдельная тема. Сейчас разговор о другом - о древе личности и его корнях. Не случайно вспомнились деревья - карлики с ненормальными ветвями. Согни молодой росток, не дай ему естественной, рациональной свободы - но он будет расти, питаемый энергией корней.
Каждый раз с восторгом и удивлением смотрю на чудо природное, когда где-нибудь в центре большого города, прямо на площади, вдруг становится торчком асфальт, из-под которого начинает выпирать упрямая шляпка шампиньона. Откуда такие силы, откуда такая воля к жизни! Есть и люди, подобные этому грибу - богатырю. Но а если все же встречается препятствие не по силам, если развитию потребностей поставлен непрошибаемый шлагбаум? Природа придумала на этот случай немало запасных вариантов. Один из них - это обыкновенный форсаж. Недоувлетворение потребности вызывает ее доминанту. Помните у А.С.Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей..."? Только речь сейчас не о женщине и не о любви. Хотя и о них тоже. Ведь насчет доминанты этой высказывались многие поэты и писатели, когда речь заходила об отвергнутом чувстве. Помните, у Дмитрия Кедрина юноша забывает про все на свете, даже вырывает сердце у матери, чтобы принести его нелюбящей любимой. А вот строки не про любовь: "В эти дни, полные напряжения и стремления во что бы то ни стало достичь цели, я не мог ни спать, ни есть; пища буквально становилась у меня поперек горла. Каждый нерв был напряжен до крайности...
- Парусник, парусник! - этот крик принес мне облегчение. Цель была достигнута. Душевное напряжение, длившееся три недели, вмиг рассеялось, и вернулся аппетит...
На снастях у нас висело несколько тюленьих туш. Я набросился на них с ножом в руках и как бешеный стал отрезать и проглатывать куски сырого полузамерзшего мяса. Голод требовал этой варварской жратвы, но желудок не принял ее, и меня стошнило... Пришлось наесться еще раз, и тогда я ощутил приятное благодушие, которого не знал в продолжении трех ужасных недель."
Это рассказывает о своих скитаниях в книге "Завоевание полюсов" замечательный путешественник Роальд Амундсен. Он долгие годы мечтал открыть Северо - Западный морской путь, проходящий у Гренландии, Канады и Аляски. И вот в конце - концов на своем небольшом паруснике "Гвойа" Амундсен сделал это в августе 1905 года.
Роальд сумел стать и первым человеком, который достиг Южного полюса. Возвращение назад тоже было успешным. Никто из товарищей Амундсена серьезно не заболел. Не случилось особых и страшных лишений. Трудностей и опасностей, конечно, хватало. Но что они значили для людей, верящих в свои силы, сумев достичь заветной цели! А где-то рядом, оказывается, погибал другой путешественник - Скотт со своими товарищами. Тому было много причин. Но, вероятно, самая главная из них та, что силы его экспедиции, как считали он и его друзья, были затрачены зря. Амундсен опередил неудачливого соперника. Психический срыв сыграл свою роль, и следы экспедиции Скотта затерялись на долгие годы в ледяной пустыне.
Вот что значит неудовлетворенная, несмотря ни на какие форсажи, ведущая потребность. Длительное неудовлетворение потребности может серьезно нарушить функции психики. Примером тому - кликуши на Руси. Женщины, лишенные любви. Но сексологи, психотерапевты утверждают еще другое: эротоманы - Дон Жуаны, как правило, являются именно теми мужчинами, которые в силу своих каких-либо причин не имели возможности вести нормальную половую жизнь. Большей частью они - то и являются импотентами. Оказывается, не любовники с нечеловечьей мощью мужского обаяния, а истерики - фантазеры в силу именно своей неудовлетворенности попадают во власть спасителя - воображения, которое очень часто играет роль запасного клапана, предохраняя человека от необратимых изменений психики. И уносит воображение неудачников в мир фантазий, в который они постепенно начинают верить и сами. Потом следуют рассказы об исключительных любовных приключениях, размноженные общей молвой, - поставляя готовые сюжеты для К.Гольдони, Дж.Байрона, Ж. - Б.Мольера, А.С.Пушкина и других.
Вот таким образом вошли в большую литературу истерики - фантазеры. В медицинских же книгах - они герои иного рода. Истерия - невроз. Она рождается в том случае, если у человека сформировались большие потребности, но не хватает воли, сил, умения достичь желаемого. Так бывает с теми, к примеру, юными гражданами, которых родители избаловали вниманием, доступностью каких-то благ или сформировали в воображении и сознании великолепный образ будущего - "быть великим актером, великим художником" или "быть знаменитым писателем", или... Но не по Сеньке шапка! А ведь как хочется эту шапку иметь! Если вовремя человеку не помочь, то случится нервный сдвиг. На помощь приходит фантазия. Человек, живущий в ирреальном мире, действует сообразно его условиям. Он патологически лжив, ему свойственно "рисование", театральное поведение, эгоцентризм - ведь в оном мире он один! Часто истерик не понимает интересов самых близких людей и приносит немало хлопот и семьям, и коллективам. Истериком был гоголевский Хлестаков. И не надо обвинять его в несусветной лжи, апеллируя к его совести, когда он произносит свой знаменитый монолог о его личной власти, своих многочисленных курьерах и так далее. В этот момент, возможно, он действительно верит в свою фантазию, как это часто бывает с истериками.
Хлестаковы и сейчас весьма часто встречаются в жизни. Помню, как в одном курортном городе один из них принес немало неприятностей целой группе высоких лиц. Выдавая себя за журналиста солидной центральной газеты, он пользовался большим гостеприимством "хозяев" города, раздавал направо и налево обещания, и никто не потребовал у него даже удостоверения, хотя он имитировал проверку работы местных органов власти. Конечно, отличная игра истерика - не оправдание ротозеям. Но именно на ее искусность они ссылались потом при разбирательстве дела. Гастролера нашли. Не поймали, а нашли, так как он и не думал от кого-либо прятаться. Не было никакого суда, ибо не оказалось состава преступления.
Конечно, такие случаи встречаются не столь часто. Хотя истериков вообще встречается очень много. Как порой мучается какой-либо вожак какого-либо общественного формирования, чтобы перевоспитать некоего эгоиста. Собирает собрание коллектива, "прорабатывает" индивидуалиста, а тот еще больше замыкается потом в себе. И невдомек людям, что тут должен вмешаться психотерапевт, а не коллектив.
Не меньше хлопот с теми, у кого возник невроз навязчивых состояний. Он рождается тоже от неудовлетворения потребностей. В каждом человеке живет потребность самоутверждения, каждый хочет порядка и стабильности в жизни, понимания окружающих. Как важна любимая работа, ощущение социальной справедливости. Но кто-то вдруг ударил по самолюбию, подло, под дых! Кому-то человек мешает. Хаму и параноику - руководителю? Ловкачу - карьеристу? Обрезали крылья раз, другой и третий... И вот этот "опыт" уже в крови человека. Приходят неуверенность, вечные дурные предчувствия. Страдающие этим неврозом люди, тревожные и мрачные, создают себе массу запретов, снижают творческую активность. Вечное состояние внутреннего напряжения! Развивается стремление к одиночеству, резко снижается индивидуальная норма общения с другими людьми, членами трудового коллектива. А мы, порой не вникнув в первопричину, прорабатываем бедолагу за пассивность, отрыв от коллектива. А может быть, лучше оглянуться вокруг и найти виновников грянувшей беды!
Но человек человеку - рознь! Разная у людей нервная система, сопротивляемость, жизненный опыт. Разные условия жизни, ситуации. Не обязательно люди становятся истериками или погружаются в тревожное состояние. Природа предусмотрела иные выходы из положения. Можно "спастись" через выход к доминанте другой потребности или с помощью нового способа удовлетворения потребности. Важно только найти, использовать именно правильный путь, который не принесет ущерба личности. Какой? Не всегда это просто. Вот что об этом пишет Лев Николаевич Толстой.
"В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб - эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали и флигель - адъютантство и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользующейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал всю связь с невестой, отдал небольшое имение своей сестре и уехал в монастырь, с намерением поступить в него монахом..."
Потребность самоутверждения в обществе, высшем и прекрасном, по рассуждению князя Степана Касатского, не была удовлетворена, хотя бы по той самой причине, что общество это оказалось "грязным", и потому самоутверждение - смешным. Крушение идеалов привело к трансформации потребности самоутверждения. Вместо шумного и блестящего успеха при дворе за счет отличных способностей, внешних данных, умения поставить себя, отличиться в мире избранном своим наилучшим несением службы, образованностью - другая задача. "Радость давала, - пишет Л.Н.Толстой, - сознание смирения и несомненность поступков, всех определенных старцем". Интерес же жизни состоял не только во все большем и большем покорении своей воли, во все большем и большем смирении, но и в достижении всех христианских добродетелей, которые в первое время казались ему легко достижимыми.
Много подобных примеров предлагает вам история человечества. Сколько активных граждан уходило в монахи. Воины становились философами, общественные лидеры - ярыми обывателями...
Потребность самоутверждения - фундаментальная потребность, она, как правило, побуждает человека сдавать самому себе экзамен на исполнение целого ряда социальных ролей. А если человеку мешают? Не позволяют играть ту или иную роль, если человек при разрыве единства слова и дела в его коллективе начинает во что-то терять веру, если угрожают ему, и он не может положиться на социальную справедливость! В таком случае много вариантов - последствий. Если, например, возник комплекс униженности и неверия, то может появиться стремление выделиться любой ценой. Я не утверждаю, что именно этот комплекс - начало всех начал при зарождении и укреплении вещизма. Но очень часто так и бывает: потеря высоких духовных идеалов, стремление к ним заменяется циничной, как бы мстящей за все случившееся погоней за сверхдостатком. А человек с меньшими силами, с ограниченным кругом интересов, без бойцовского характера принимает зло как нечто неизбежное и непоборимое и весьма часто обращается, как он считает сам, к "лекарству" - алкоголю.
- Почему я пью?! - переспросил меня как-то один из известных в прошлом писателей. - Портвейн снимает душевную боль.
А потом всегда найдутся рядом такие же, так сказать, друзья. По увлечению. Собираемся вместе, и общения наши - неформальные. Алкоголик никогда не бывает одиноким! Что не скажешь о трезвенниках".
Есть другой способ "спасения", уходящий своими корнями в далекую древность. Окружающая реальность обрушивается вдруг, всевозможными невзгодами. Самые элементарные потребности начинают кричать "караул". Порядка вокруг никакого. Месячной зарплаты хватает только на питание, да и то - лишь на две недели. Душа человека разрывается на части от социальных несправедливостей. Человек с большим запасом жизненной энергии, может, и выкрутится. А человек ослабленный? В таких случаях люди очень часто начинают уповать на защиту сильного и справедливого лидера. Как и в древние времена, рождается культ благодетеля, справедливого заступника вождя, царя, князя, императора, президента. Они, может быть, облегчат жизнь!.. Такой настрой, если он овладевает многими, становится одним из факторов укрепления автократизма.
Есть и другой вариант. С помощью воображения люди находят такого справедливого заступника в лице Бога. Да и сама религия средство от перегрева и болей психики. Не зря нам когда-то говорили в школе, что религия опиум для народа. Но слово "опиум" воспринималось как яд. Оказалось, что это не яд, а лекарство или наркотик - обезболивающее, отвлекающее средство. Кстати, у многих единоверцев в большой силе требование - помогать друг другу, особенно слабым.
Сейчас много говорят об искоренении коммунистических идей. Это дело бесполезное. Так как они очень близки идеям христианства и рядом с ними существуют уже века. Это удел романтиков революционеров, видящих в борьбе за эти идеи свое самоутверждение.
Несколько слов еще об одном средстве от перегрева психики, которое придумали люди. С виду оно весьма престижное. Но это как, конечно, посмотреть.
Речь идет о так называемом хобби. Да! Оно, конечно, свидетельствует об универсализации личности, о росте культуры человека, развитии его интересов и увлечений. Человек занялся туризмом, охотой, рыбалкой. Это очень даже полезно для здоровья. Конечно, полезно увлекаться музыкой Баха, собирая диски с его фугами. Но вот другой любитель. Коллекционирует зажигалки и ножи. Нет, он не мастер по этим изделиям. Как образец они ему не нужны. Впрочем... пусть собирает. Но нет-нет, да прихватывает мысль: не потеря ли возможности удовлетворить какую-либо потребность продиктовала человеку свой вариант ухода в мирок такого собирательства?
Искусственные пути удовлетворения потребностей, защищающие психику от перегрева, не ограничиваются алкоголизмом, наркоманией, сомнительным хобби. Человеческая психика с помощью образов и фантазии (подробнее об этом будет сказано в следующих главах) может сделать так, что вы с радостью окунетесь в мир ложных представлений, когда желаемое или ожидаемое будет восприниматься как реальность.
Примером тому божественные "явления", которые приходят к дошедшей до крайней степени экстаза различным сектантам, когда безумство желаний совершает "чудо". Так с обратным эффектом ночной страх превращает и лесной пень в глазах одинокого спутника в страшное чудовище.
При неудовлетворении определенных социальных потребностей нечто похожее происходит и в восприятии окружающей действительности. Тот же самый зрелый социализм, выдуманный некими клерками - теоретиками, казался многим правдой, так как люди хотели в него верить. У нас, мол, в Воронеже, плохо, а вот в Новосибирске, как пишут газеты, хорошо! В Новосибирске, читая прессу, думали обратное. И под эту веру издавались бесчисленные мертвые постановления, циркуляры, решения.
Когда в Пятигорске вдруг возросла детская преступность, мэр города успокоил меня словами:
-Все в порядке. Мы уже провели сессию горсовета и вынесли толковое решение.
Искренняя вера мэра в силу решений, конечно, не помешала росту детской преступности.
Вот так многие и жили в тумане воображения, в нереальном мире иллюзий. Но и сейчас не легче. Сколько и ныне мертвых решений, указов, законов? Имитация желаемой жизни происходит не только в коридорах власти. Она и в формальных отношениях, именуемых дружбой или товариществом, в трудных зачастую, и в семейных связях, на уровне популистских собраний, митингов, манифестов, договоров...