Найти тему
Борис Останкович

Евгений Останькович По заданию Зевса

Евгений Останькович

ГЛАВА 6. СЕМЬ СИЛ ПРЕДДЕЙСТВИЯ

(Как устроены потребности. Семь советников, а поступок - один. К Васе Петухову или за ножками блондинки? Почему без раздумья в студеные волны? И друзей Шерлок Холмс приводил в ужас. Не обольщайтесь вниманием).

Древние мужи науки, не имея под рукой даже плохонькой лупы, поведали миру о существовании атомов. Силой разума открыта планета Плутон. Попробуем и мы путем размышлений исследовать самый тайный уголок Вселенной, который назван человеческой потребностью. Не будем плыть на челне воображения по руслам нейронов и гаваням дендритов. Для понимания, почему один человек уплывает, рискуя жизнью, открывать Америку, а другой, оставаясь в Европе, балдеет при виде костра, на котором сжигается ДЖОРДАНО Бруно, не надо вычислять число хромосом или отмеривать циркулем окружность мозжечка. Нам пригодятся самые общие рассуждения...

Итак, человек рождается с генетической памятью, в которой заложены поведенческие команды "на первый случай". Но вот человек сказал вслух своим криком матери-природе: "Здравствуй!". И тут же инстинкты под влиянием ответного слова природы, словно паучки - крестовички, начинают ткать сеть своих связей, "квартируя" нервные клетки в зонах эмоций, образов, оставляя в различных участках мозга "на запас" свои адреса на тот случай, если появится информация с определенными приметами. Каждому паучку - крестовичку эта информация нужна, как пища, в прямом смысле слова. Чем меньше такой информации, тем больше голод, тем выше напряженность. Могут появиться угнетение и раздражение, возбуждение, страх, повышенное любопытство и так далее.

Как, например, точно Киплинг рисует одно из таких состояний. Его Маугли испытывает непонятное влечение, ощущает зов сердца: его ждут любовь, мир людей. Он понимает, что надо что-то сделать, говорит об этом своим друзьям и постепенно, как в игре "холодно-тепло-горячо", находит верное решение и уходит туда, откуда сам родом.

В результате опыта удовлетворения таких сигналов, через свои поступки и их анализ, человек частично осмысливает свои потребности, строит свою модель мира, представление о своем представительстве в этом мире, свои принципы и подходы. Но эта сознательная часть общей работы мозга - только надводная часть "айсберга" потребности. Она подключается к функционированию всей системы потребности только в помощь, когда на пути рутинной работы появится что-то новое, непредставленное готовой моделью памяти, не устоявшееся в системе подсознания.

Когда-то, будучи на Черноморском побережье, я любовался игрой дельфина на спокойной поверхности бухты. Покажет он спинку, выпрыгнет на поверхность и снова уходит под воду. И вот родилось сравнение: точно так проявляют себя в нашем сознании наши потребности.

Жизнепроявление потребностей имеет свою алгоритмику. Сначала каждая потребность, создавая психическое напряжение, с помощью органов восприятия по принципу радара, ищет необходимую информацию. Из общего потока информации вылавливается то, что вроде бы является тем самым, необходимым. Затем происходит уточнение и оценка. Потом реакция удовлетворения - так называемое питание потребности. Но бывает так, что необходим выбор реакций. Тогда происходит процесс сравнивания информации, выбор оптимального решения. Все то, что происходит в психике до момента внешней реакции, можно назвать процессом преддействия. Для удобства анализа этого процесса можно всю систему нервных связей, созданных потребностями, разделить на отдельные "блоки", в которых владычествуют определенные силы, влияющие на конечный результат.

Воспроизведем какой-нибудь простейший случай, случай, так сказать, на ходу, из нашей повседневной жизни и через него смоделируем весь процесс преддействия с учетом сознательного и подсознательного.

Вот вы пробираетесь через толпу, умело лавируя между прохожими, не замечая их, так как отдали функцию передвижения подсознанию. Сами же думаете о более для вас важном. Но вот в толпе появилось лицо знакомого и нужного вам человека. Информация была приблизительной, но уже сработала распознавательная система потребности эмоционального контакта, представительствующая и в общем блоке понятий, узнавательном блоке памяти. Тот ли этот человек? Обостряется внимание, идет дополнительное узнавание объекта уже на уровне сознания.

Узнавательный блок сам по себе весьма силен. Здесь старательная хозяйка - память разложила на полках тысячи и тысячи сведений. Она может выдавать справку о свойствах сваренного куриного яйца, о морской лоции и о гражданском кодексе древних ацтеков, и о том, что вода кипит при ста градусах, а девяносто градусов - это прямой угол.

На этот раз узнавательный блок сообщил, что это действительно Вася Петухов, который вчера вместо вас прочитал лекцию и тем самым очень вас выручил. Он хороший человек. С ним надо дружить. Но эта информация уже поступила с помощью потребности из оценочного блока. Еще сильнее заработали по причине резонанса, приобщенные к потребности эмоционального контакта, эмоции. Вас охватывает чувство теплоты и радости. И это в свою очередь стимулирует память. Подключается система воображения. И вы видите конкретную картину: как Вася Петухов пришел однажды на выручку и одолжил деньги на такси. Возбуждение нервных связей становится все шире, подключая информацию блока опытов и прогнозов, блока самооценки. И вот рождается целая система мыслепостроений. В результате сознание вычерчивает целую цепочку причинно-следственных связей: "Ты культурный и вежливый человек, всегда благодарящий за оказанные тебе услуги, обязан подойти и сказать спасибо Петухову, этому славному парню!".

Правда, одна из других потребностей показывает себя далеко не в лучшем виде, предлагая через свою систему информации, через свои эмоции, идти вслед за необыкновенно стройной блондинкой, чтобы любоваться ее изумительными ножками. И вся эта информация, и про Петухова, и про блондинку, уже попала в блок синтеза, где будет вынесено окончательное решение. Какой-то момент выбора действий замедляется. Информация снова идет по кругу, попадая из блока в блок, где происходит ее доаргументирование. Аргументов за Петухова гораздо больше. Этот процесс почувствовали в форме какого-то мгновенного колебания и, даже не успев устыдиться своей секундной низменной слабости, делаете шаг в сторону Петухова, протягиваете ему руку со словами: "Здравствуй, Вася! Спасибо тебе за то, что вчера меня выручил".

* * *

Рассказ о том, как родился этот поступок - один из самых элементарных: простейший вариант взаимодействия, взаимовлияния семи сил преддействия. Часть преддействия шла на уровне подсознания, но как только появилась нестандартная ситуация, процесс "перебрался" на "верхний этаж", где квартируется сознание. Но подсознательные процессы могут происходить и в нестандартных ситуациях... В том случае, конечно, когда нет серьезной борьбы между потребностями и одна из них, самая сильная, подавляет с ходу любое сопротивление своих "товарок". Вот вам пример...

...День был пасмурный. Каспий штормило. Дул промозглый ноябрьский ветер. На волнорезе Шевченковской гавани стояло трое спортивного вида молодых людей. Они о чем-то лениво беседовали, когда в море раздался крик ребенка. Но никто из этой тройки не рискнул броситься спасать мальчишку. В данном же случае речь пойдет о поступке больного, совсем неспортивного человека, молодого преподавателя музыкальной школы. Он был болен гриппом. Еле держался на ногах. Но увидев погибающего мальчишку, не раздумывая, бросился в волны.

- Совершенно ни о чем не рассуждал в тот момент. Увидел и прыгнул.

Вот и весь рассказ спасителя. Журналист потом, когда этот человек выздоровел, выяснил некоторые черты его биографии. Отец героически погиб на фронте. Сын знал со слов свидетелей как это было. Вот отец командует последними бойцами, которые еще могли драться. Вот он уже совсем один. Вот он бросается со связкой гранат под танк. Разве это не достойная информация для нескольких блоков. Увлечение музыкой помогло воспитать в себе умение видеть прекрасное, что, безусловно, отразилось на развитии духовных потребностей, на качестве содержания информации нравственно-оценочного блока, блока “Я”. Да и сама работа педагога основана на любви к детям. Можно еще перечислять и перечислять то, что дало высокое качество содержанию всех информационных блоков, помогло найти пути удовлетворения потребностей. Ну а в результате - произошел подсознательный акт, который не менее героичен, чем поступок после мучительного сознательного выбора.

Но вернемся к истокам рождения "сознательных" решений. Если для выработки решения не хватает одного оборота информации, то обработка продолжается. Но, по сути дела, получается не повторение кругового движения в одной плоскости, а разматывание по спирали. На каждом витке информация получает уже иное качество, переходя от общих понятий к более конкретным. Подчас спираль преддействия имеет немало таких витков, чтобы потом, сработав, как пружина, "вытолкнуть" свой продукт - мотив... в динамику действия.

Очень нам важно бороться за качество информации во всех блоках преддействия. Если в блоке “Я” хоть шаром покати, то какая может быть у человека совесть! Если очень пусто в блоке опыта и прогнозов, то какая широкая дорога есть у человека в страну неудачников. Обеспечение информацией всех блоков сил преддействия есть процесс обучения. Он особо актуален в годы отрочества и юности, когда еще не так сильно окрепли индивидуализированные потребности. Потом будет труднее. Если, например, уже засела в человеке вещемания, то память - сателлика этой главенствующей потребности просто не примет информацию о других путях самоутверждения. Из-за ненужности. Самые яркие и убедительные, на ваш взгляд, слова могут пролететь мимо. Их или не услышат или тут - же забудут.

Примером тому - главный герой Конан Дойля. Великий сыщик Шерлок Холмс не знал подчас самых элементарных вещей, чем и приводил в ужас своих друзей. Зато поражал сведениями, которые касались главного дела его жизни.

Иногда вас слушают с интересом. Но не обольщайтесь. Может, человеку важно не то, что вы ему говорите, а то, что проявляете к нему интерес, сопереживаете и так далее. Словом, вы выступаете не в роли учителя или воспитателя, как вы сами считаете, а в роли психотерапевта...