Прошло более 20 лет, как развалилась Югославия. Почему? Кто виноват в целой цепи югославских войн, массовых разрушениях?
Развал Югославии произошёл вскоре после распада Советского Союза, что фактически вылилось в международную катастрофу. Югославская трагедия с периодическими войнами растянулась на 17 лет: с 25 июня 1991 года до 17 февраля 2008 года. Причины распада те же, что и Советского Союза. И события почти идентичные, как в бывших республиках СССР. Кризис в экономике, коррупция, сращивание власти с криминалитетом, олигархат со всеми его последствиями. Выход из состава Югославии национальных республик, трагические события в Хорватии, война в Боснии и Герцеговине и прочие конфликты. Периоды стабильности на Балканах были недолгими, а войны слишком жестокими. Да, это жестокая реальность мифической ленинской теории о праве наций на самоопределение, когда множество наций путём подталкиваний изнутри извне вдруг решили самоопределиться и не нашли общего языка. Ни религии, ни политические амбиции не примирились.
В состав Югославии входили 6 на сегодняшний день независимых государств: Македония (македонцы, албанцы, турки); Черногория (черногорцы, сербы); Сербия (сербы, албанцы, венгры, черногорцы); Босния и Герцеговина (боснийцы, сербы, хорваты); Хорватия (хорваты, сербы); Словения (словенцы).
Республиканские элиты, жаждущие неограниченной власти и безнаказанного разворовывания денежных средств, растащили югославскую федерацию на кусочки. Тащили уже рваное одеяло на себя все сразу и в разные стороны, как и у нас. Хотя можно было избежать трагедии и войн.
Слободан Милошевич считал, что государство было разрушено планомерно, насильственным путём, военными действиями США и НАТО. Отчасти он прав. Но и сами приложили к этому немало усилий. Высокая инфляция охватила страну. Большой внешний долг, безработица, плюс различия в уровне жизни в разных частях государства, противоречия на религиозной почве. Отсюда миграция населения на заработки. Всплыла историческая память о геноциде по отношению к сербам, албанцы предъявили претензии на всю территорию Косово.
Партийно-бюрократические элиты превратились в территориальные мафиозные кланы. Югославский кризис девяностых вместе с распадом СССР открыл дорогу к новому геополитическому переделу Европы на основе силового решения , пересмотру международных отношений и ревизии международного права.
Югославия — центральное государство Балканского полуострова, и здесь сошлись многие интересы.
Участие американцев в событиях на Балканах заключалось в стремлении установить господство в тех зонах влияния, которые раньше относились к Советскому Союзу.
В январе 1990 года состоялся последний съезд Союза коммунистов Югославии, завершившийся расходом по «национальным квартирам». В республиках на референдумах к власти пришли националистические партии. 25 июня 1991 года парламенты Словении и Хорватии первыми объявили о независимости и провозглашении государственного суверенитета. Силы обороны Словении — 36 тысяч нелегально вооруженных бойцов — при помощи местной полиции блокировали подразделения югославской армии прямо в гарнизонах. Европейский Союз тут же потребовал от законной югославской армии оставаться в казармах и не оказывать сопротивление сепаратистам. 20 июля состоялся вывод войск Югославской народной армии из Словении. 7 июля 1991 года при посредничестве ЕС, под жестким давлением Германии Словения вышла из федерации. В декабре этого же года, вопреки Хельсинской декларации о нерушимости европейских границ, Германия официально признала независимость Хорватии и Словении. Далее вышла из состава Югославии Македония. 8 сентября 1991 года в Македонии был проведён референдум. 74% населения проголосовали за независимость, и в 1992 году Македония отделилась от Югославии. В Хорватии, начиная с 80-х годов, уже действовали так называемые организации народной защиты. А по сути -- хорватские фашисты, потомки тех, которые во время Второй мировой войны в составе вермахта отличались особой жестокостью по отношению к мирному населению, особенно сербам. Нацистское руководство Хорватии развернуло чудовищный геноцид, жертвами которого стало полтора миллиона сербов. Вождем и идеологом хорватского национального движения 90-х годов стал Франьо Туджман, провозгласивший Хорватию только для хорватов. Живущие на территории Хорватии сербы не стали дожидаться повторения событий Второй мировой и 19 декабря 1991 года провозгласили свою Республику Сербскую Краину. На проведенном референдуме её население проголосовало за выход из состава Хорватии и присоединение к Республике Сербской.
Западные политики обвинили Милошевича в разжигании межнациональной вражды и сепаратизме. В результате давления он подписал соглашение о выводе войск и размещении сил ООН. Соглашение предусматривало разоружение краинских сербов, что делало их беззащитными перед хорватами. Сербская Краина объявила о своей независимости, но ни Хорватия и никто иной ее не признали. Заручившись поддержкой США и Германии, Туджман в одностороннем порядке объявил об окончании миротворческой миссии ООН. В 1995 году хорватская армия прорвала оборону Сербской Краины и в считанные дни захватила всю территорию. В ходе наступления была проведена крупнейшая этническая чистка сербского населения республики. В ноябре 1995 года Сербская Краина перестала существовать.
Войну в Боснии и Герцеговине называли самой жестокой в Европе со времен Второй мировой. 12 мая 1992 года скупщиной Республики Сербской было принято решение о создании своей армии. Возглавил её генерал Ратко Младич. Весной 1992 года состоялся референдум о независимости всей Боснии и Герцеговины. Сербы не хотели выходить из состава Югославии. Они заявили о неповиновении новому правительству. Движение неприсоединения возглавил поэт и врач Радован Караджич. В марте девяносто второго года вспыхнули военные столкновения, которые привели к гражданской войне. Первый крупный конфликт случился в Сараево. Части югославской армии были блокированы вооруженными силами боснийских мусульман и подверглись минометному обстрелу. 28 мая подразделения армии Младича ответили артиллерийским обстрелом кварталов, где проживали мусульмане. Вскоре под их контролем находилось уже 70% территории. Всю ответственность за обстрел Сараево Запад возложил на союзную республику Югославию. Война шла всех против всех: мусульман-боснийцев, хорватов и сербов. Численность миротворческих сил была увеличена.
В армии Боснии и Герцеговины к этому времени было около двадцати тысяч наемников из мусульманских стран. Наёмники воевали на стороне хорватов, славянские и другие добровольцы сражались в армии Младича. Осенью 1995 года правительство БиГ впервые за время конфликта пошло на признание автономии сербской общины. В ответ Хорватия и Сербия согласились на признание Боснии и Герцеговины. Переговоры стали базой для дальнейших соглашений между этими тремя политическими силами по вопросам окончательного определения границ и завершения территориальных споров. Но военные действия не прекратились.
14 декабря 1995 года в Париже лидер боснийских мусульман, президент Сербии и президент Хорватии подписали мирный договор, согласованный на военной базе США в Дейтоне и поэтому названный Дейтонскими соглашениями. Соглашения предусматривали: в Республике Босния и Герцеговина размещался контингент НАТО численностью 60 тыс. человек; государственное устройство Боснии и Герцеговины должно было включать в себя две республики: Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую. Лиц, попавших под обвинение Международного трибунала по бывшей Югославии, запрещалось принимать на государственные должности в стране; обязанности главы государства должен был выполнять Президиум, состоящий из трёх человек — по одному от каждого народа. 27 апреля 1992 года остатки Югославии — Сербия и Черногория — объединились в Союзную Республику Югославию. Здесь обошлось без национальной дискриминации, и это была последняя попытка сохранить союз братских славянских государств.
Позже дальнейший ход войны и распад страны определили натовские бомбардировки.
Военная операция США и НАТО против Югославии в 1999 году – один из самых ожесточенных конфликтов современности. США задействовали снаряды с обедненным ураном и кассетные бомбы, целенаправленно бомбили как военные, так и гражданские объекты.
Предлогом иностранной интервенции западных держав стала поддержкой Косовской войны – сепаратистского восстания косовских албанцев, начавшегося в феврале 1998 года.
Область Косово и Метохия – исторические сербские территории. В годы Второй мировой войны регион оккупировала фашистская Италия, а потом передала его союзной Албании. В это время область оказалась массово заселена албанцами-мусульманами.
После Второй Мировой войны на Балканах возникла Социалистическая Югославия. В её составе Косово и Метохия были возвращены Сербии.
Во второй половине XX века количество мусульман в Косово, за счет миграции из Албании и высокой рождаемости, стало превышать число сербов. Экономика в регионе не развивалась, зато процветали торговля оружием и наркорынок, связанные с поставками из Ближнего Востока.
Возникла межнациональная вражда, перешедшая в гражданскую войну. Косовские албанцы, ввиду своего численного преимущества, объявили, что хотят отделиться от Югославии в самостоятельную республику и выгнать всех сербов, черногорцев и цыган из их исторической территории.
Как со стороны косовских албанцев, так и стороны армии и полиции Югославии, шёл террор и этнические чистки.
Правительственные войска, ввиду лучшей оснащенности, конечно, побеждали. В январе 1999 года югославская полиция провела рейд в косовском селе Речак и перебила 45 боевиков.
Комиссия Евросоюза объявила, что это были мирные жители. В марте США в ультимативной форме потребовали у Югославии сдать спорный край албанцам и прекратить кровопролитие. Президент Слободан Милошевич отказался. США возглавили силы НАТО и начали военную операцию. НАТО задействовали 1230 истребителей-бомбардировщиков, ракетные катера и подводные лодки. Кроме того, на границе были сосредоточены до 50 тысяч сухопутных войск. За март - июнь 1999 года союзники сбросили на города Югославии 14000 авиабомб и 3000 крылатых ракет. Балканцы потеряли убитыми до 1500 военнослужащих и до 10000 гражданского населения. Из-за использования радиоактивных бомб заражение получили 50000 человек.
В итоге Югославия пала, Косово получило независимость и выгнало почти всё неалбанское население. Однако суверенность края признали только США и их союзники, причём далеко не все.
Конечно, основной целью США была не защита албанцев, а развал Югославии на отдельные республики и смена их руководства на лояльных людей. До 1999 года Югославия ещё представляла собой самостоятельное государство, тяготеющее к союзу с Россией ,последнее среди остальных балканских стран. С помощью США Югославия исчезла из карты Европы.Теперь президент Сербии Александр Вучич призвал свой народ простить бомбардировки НАТО. Но при этом оговорился: забывать эти мрачные страницы истории нельзя.
Простить варварские военные преступления США и НАТО против мирного населения невозможно. Они не имеют срока давности. Привлечь к ответственности и возмещению ущерба в первую очередь необходимо США как международного террориста и организатора этих преступлений. Вот чем должна заниматься дипломатия стран, входивших в бывшую Югославию, а не заносить, грубо говоря, задницу перед США и радостно приветствовать базы захватчика на своей территории! И России в целях международной безопасности надо было предъявить свои претензии США как к агрессору наряду с теми, что были предъявлены.
В то время президент РФ Ельцин в силу состояния здоровья и предательской сдачи позиций перед США уже ничего не мог предпринять. Шел последний год его президентства. Он тяжело болел, даже дышал с одышкой. Вокруг постоянно юлили жуликоватые личности типа березовских , стремились что-нибудь урвать напоследок. Все же за несколько дней до объявленного начала бомбардировок Югославии Ельцин как президент России подал голос, правда, неуверенный, который в США и ООН не услышали. «Я обращаюсь ко всему миру. Я обращаюсь к людям, которые пережили войну. Я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки. Я обращаюсь к их детям, я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока еще остались какие-то минуты, убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага. Я прошу: присоединитесь к возмущению всей России. Мы, конечно, все, что можно, со своей стороны делаем, но не все мы можем. То есть мы можем, но совесть нам не позволяет. Давайте все-таки остановим Клинтона на этом пути, поможем ему самому не совершить этого трагического шага…»
Но «друг» Билл даже не удостоил Ельцина ответом. Все уже было решено. Югославия, по мнению Клинтона, должна была быть разрушена. Самолеты альянса на аэродромах 12 стран готовились к атаке. В том числе и немцы, внуки тех, кто сбрасывал бомбы на Югославию во время Второй мировой войны.И все же протест России, хоть и без ответа, прозвучал. Председатель правительства РФ Евгений Примаков узнал о начале бомбардировок Югославии из телеграммы, полученной от вице-президента США Альберта Гора в самолете, направлявшемся в Вашингтон для переговоров. Примаков тут же решил отменить визит, приказал развернуть лайнер прямо над Атлантикой и вернулся в Москву. Это был смелый и решительный шаг российского политика. Но он не помог миру. Американцы обиделись, однако не стали заострять на этом внимания. Москва лишь обозначила свою позицию. Но предотвратить войну не смогла.
В разгар военных действий могло произойти событие, способное перевернуть коварные планы США. В апреле 1999 года парламент Югославии – Скупщина – принял постановление «О присоединении Союзной Республики Югославии к Союзу Беларуси и России». Одобрение этого документа Государственной Думой России означало бы поддержку балканской страны. В то время бывший председатель Совета министров СССР, представитель депутатской группы «Народовластие» Николай Рыжков говорил: «Я думаю, что нам сегодня надо обязательно принимать это решение. Если мы его не примем, если не создадим новый союз, то, думаю, что наше будущее будет очень темное. И не только наше, но и других стран. Поодиночке нас рано или поздно уничтожат или оккупируют…» И вот теперь, в связи с событиями на Украине, время доказало, как же он был прав! Хотя постановление в связи с решением Скупщины было принято Государственной Думой. В тот же день документ югославского парламента поддержала Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. А решающего слова Ельцина так и не последовало... Рассчитывать даже не на президента, на человека, потерявшего адекватность, было бессмысленно.