Найти в Дзене
starcom68

Как "трешка" с моста свалилась и другие фотографии из альбомов танкистов I.PD вермахта

Этот эпизод со свалившимся с моста немецким танком Pz.Kpfw.III с бортовым номером 613, входящим в 1-ый взвод 6-ой роты 1-го танкового полка 1-ой танковой дивизии вермахта уже мелькал ранее, но только в конце прошлого года накопилась критическая масса фотографий из альбомов танкистов I.PD, позволяющая сделать раскадровку и более менее целостно собрать сюжет.

T-III с тактическим номером 613 слегка провалился при следовании по деревянному мосту
T-III с тактическим номером 613 слегка провалился при следовании по деревянному мосту

Четкие привязки данного моста отсутствуют, но некоторые фото, всплывавшие на бейных торгах ранее были подписаны как Луга, что в общем и целом совпадает с погодными условиями конца лета - начала осени. Так что условно будем считать, что этот мост, сыгравший злую шутку с немецкими танкистами, расположен где-то в окрестностях Луги. Ну или, как минимум, на Ленинградском направлении. Из более менее крупных рек здесь протекают реки Плюсса и Луга, которые пришлось форсировать немецким танкистам. Но не всегда это получалось удачно, даже при сохранившихся мостах. Шаткие конструкции русских таили в себе множество опасностей и танкисты 1-ой танковой дивизии регулярно попадали впросак.

UPD: камрад zhur_from_rkka сообщил точные привязки по времени и месту: "деревня Извоз, мост через Вруду, ночью с 10 на 11 августа случилось это ДТП".

Казалось бы чего уж проще, поддомкрать машину и вытащи, но вся возня вокруг танка только усугубляла ситуацию
Казалось бы чего уж проще, поддомкрать машину и вытащи, но вся возня вокруг танка только усугубляла ситуацию

Вспомним попытку немецких танкистов после встречного боя в Карпово обойти позиции Советов на окраине Пскова по мосту через Череху у Будника. Там мост развалился под "четверкой" (это надо же было выбрать самый тяжелый в дивизии танк, чтобы проверить прочность моста) и наступление на Псков по правому берегу Великой лишилось на несколько дней танковой поддержки.

Чем больше возились немцы с танком, пытаясь его вытащить,тем он все больше и больше сползал в бок
Чем больше возились немцы с танком, пытаясь его вытащить,тем он все больше и больше сползал в бок

Не прошло и двух месяцев как немецкие танкисты наступают на те же грабли второй раз. Причем мост здесь был достаточно прочный по своему внешнему виду с каменными опорами, железными арочными фермами с настилом из плах поверху. Очень похож на то что строили во времена Первой мировой войны на Псковской укрепленной позиции.

На фото хорошо видна конструкция моста и мостовых опор
На фото хорошо видна конструкция моста и мостовых опор

По фото мы можем понять топографическую характеристику места. Переправа осуществлялась с левого берега на правый, в межень. На левом берегу расположен достаточно крупный населенный пункт. Мне не совсем понятны бревенчатые конструкции внизу. Не предназначены ли они для отвода воды к водяным мельницам? Если это так, надо посмотреть карту Луги первой половины ХХ века и мост привяжется достаточно точно. Или это направляющие для молевого сплава леса?

Танк лихорадочно цепляясь гусеницами сползает все ниже и ниже и боком повисает над обмелевшей рекой
Танк лихорадочно цепляясь гусеницами сползает все ниже и ниже и боком повисает над обмелевшей рекой
Упс, упал, а ведь можно было легко в брод перейти реку. Минус одна машина на не боевые потери. Вернуть ее в строй будет не просто.
Упс, упал, а ведь можно было легко в брод перейти реку. Минус одна машина на не боевые потери. Вернуть ее в строй будет не просто.
Интересно, что "танкопад" в I.PD начался еще в Европе. На фото машина 2-го взвода 7-ой роты где-то на европейском ТВД или на учениях
Интересно, что "танкопад" в I.PD начался еще в Европе. На фото машина 2-го взвода 7-ой роты где-то на европейском ТВД или на учениях

И еще один случай с мостом и "трешкой", также где-то у нас на северо-западе, но снято еще летом - в июле-августе. Здесь переправа осуществлялась по более слабому, чисто деревянному мосту. Интересно, немецких танкистов не учили правилам проезда по мостам и расчету их грузоподъемности? На этот раз в ловушку попала машина 2-го взвода 6-ой роты 1-го танкового полка. Что там у них с обменом опытом?

И еще один эпизод с мостом на северо-западе. Советские военнопленные под присмотром немцев разбирают обломки моста после подрыва. На дальнем плане характерное кирпичное здание. Может быть оно сохранилось до сих пор. Обратите внимание на характерную конструкцию крыши избы у левого обреза кадра. В первом эпизоде мелькает аналогичная. Значит все эти сюжеты сняты в каком-то одном микрорайоне.

 Советские военнопленные под присмотром немцев разбирают обломки моста после подрыва.
Советские военнопленные под присмотром немцев разбирают обломки моста после подрыва.

Чтобы два раза не вставать еще фото из альбома танкиста I.PD вермахта

Танк Т-III с тактическим номером 631 (3-ий взвод шестой роты) на фоне двух подбитых БТ с квадратными люками.
Танк Т-III с тактическим номером 631 (3-ий взвод шестой роты) на фоне двух подбитых БТ с квадратными люками.
Советский артиллерийский тягач СТЗ-5 со 152-мм гаубицей образца 1938 года М-10 (?) и сгоревший танк КВ-1
Советский артиллерийский тягач СТЗ-5 со 152-мм гаубицей образца 1938 года М-10 (?) и сгоревший танк КВ-1
"Тройка" крадется проселками
"Тройка" крадется проселками
Не докопанный или наоборот закопанный в створе шоссе противотанковый ров Советов
Не докопанный или наоборот закопанный в створе шоссе противотанковый ров Советов
Подбитый танк Т-28. Может быть где-то у нас под Островом?
Подбитый танк Т-28. Может быть где-то у нас под Островом?
Подбитая "двойка" и ее экипаж. В составе I.PD было 43 танка Pz-II
Подбитая "двойка" и ее экипаж. В составе I.PD было 43 танка Pz-II
Подбитый КВ-2 выпуска июня 1941 года из состава тяжелого танкового батальона 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса Северо-Западного фронта.
Подбитый КВ-2 выпуска июня 1941 года из состава тяжелого танкового батальона 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса Северо-Западного фронта.

Этот танк (зав. №№ 4749, 4754 или 4757) был потерян 5 июля 1941 года у дома 62 (на дальнем плане ориентировочно дом 51 или 53) по улице Карла Маркса в городе Остров Псковской области. Рядом за правым обрезом кадра находится известный КВ-2 командира тяжелого танкового батальона капитана Русанова. Он нем уже был репортаж вот здесь:

Спустя какое-то время этот КВ-2 за № 29 из известной базы данных был подорван немцами по не понятной причине. Хотя можно было бы и утащить на станцию, как поступили с его соседом - танком Русанова.

Дорогами войны
Дорогами войны

Пост собран в коллаборации с псковским историком Михаилом Тухом на основе фотографии немецких танкистов I-ой танковой дивизии.

Другие материалы на тему I.PD на Восточном фронте и на Псковщине в частности
1.
Танки 2-ой роты  I.PD
2.
Танки 7-ой роты I.PD
3.
Потерянные советские танки на дорогах войны