Этот эпизод со свалившимся с моста немецким танком Pz.Kpfw.III с бортовым номером 613, входящим в 1-ый взвод 6-ой роты 1-го танкового полка 1-ой танковой дивизии вермахта уже мелькал ранее, но только в конце прошлого года накопилась критическая масса фотографий из альбомов танкистов I.PD, позволяющая сделать раскадровку и более менее целостно собрать сюжет.
Четкие привязки данного моста отсутствуют, но некоторые фото, всплывавшие на бейных торгах ранее были подписаны как Луга, что в общем и целом совпадает с погодными условиями конца лета - начала осени. Так что условно будем считать, что этот мост, сыгравший злую шутку с немецкими танкистами, расположен где-то в окрестностях Луги. Ну или, как минимум, на Ленинградском направлении. Из более менее крупных рек здесь протекают реки Плюсса и Луга, которые пришлось форсировать немецким танкистам. Но не всегда это получалось удачно, даже при сохранившихся мостах. Шаткие конструкции русских таили в себе множество опасностей и танкисты 1-ой танковой дивизии регулярно попадали впросак.
UPD: камрад zhur_from_rkka сообщил точные привязки по времени и месту: "деревня Извоз, мост через Вруду, ночью с 10 на 11 августа случилось это ДТП".
Вспомним попытку немецких танкистов после встречного боя в Карпово обойти позиции Советов на окраине Пскова по мосту через Череху у Будника. Там мост развалился под "четверкой" (это надо же было выбрать самый тяжелый в дивизии танк, чтобы проверить прочность моста) и наступление на Псков по правому берегу Великой лишилось на несколько дней танковой поддержки.
Не прошло и двух месяцев как немецкие танкисты наступают на те же грабли второй раз. Причем мост здесь был достаточно прочный по своему внешнему виду с каменными опорами, железными арочными фермами с настилом из плах поверху. Очень похож на то что строили во времена Первой мировой войны на Псковской укрепленной позиции.
По фото мы можем понять топографическую характеристику места. Переправа осуществлялась с левого берега на правый, в межень. На левом берегу расположен достаточно крупный населенный пункт. Мне не совсем понятны бревенчатые конструкции внизу. Не предназначены ли они для отвода воды к водяным мельницам? Если это так, надо посмотреть карту Луги первой половины ХХ века и мост привяжется достаточно точно. Или это направляющие для молевого сплава леса?
И еще один случай с мостом и "трешкой", также где-то у нас на северо-западе, но снято еще летом - в июле-августе. Здесь переправа осуществлялась по более слабому, чисто деревянному мосту. Интересно, немецких танкистов не учили правилам проезда по мостам и расчету их грузоподъемности? На этот раз в ловушку попала машина 2-го взвода 6-ой роты 1-го танкового полка. Что там у них с обменом опытом?
И еще один эпизод с мостом на северо-западе. Советские военнопленные под присмотром немцев разбирают обломки моста после подрыва. На дальнем плане характерное кирпичное здание. Может быть оно сохранилось до сих пор. Обратите внимание на характерную конструкцию крыши избы у левого обреза кадра. В первом эпизоде мелькает аналогичная. Значит все эти сюжеты сняты в каком-то одном микрорайоне.
Чтобы два раза не вставать еще фото из альбома танкиста I.PD вермахта
Этот танк (зав. №№ 4749, 4754 или 4757) был потерян 5 июля 1941 года у дома 62 (на дальнем плане ориентировочно дом 51 или 53) по улице Карла Маркса в городе Остров Псковской области. Рядом за правым обрезом кадра находится известный КВ-2 командира тяжелого танкового батальона капитана Русанова. Он нем уже был репортаж вот здесь:
Спустя какое-то время этот КВ-2 за № 29 из известной базы данных был подорван немцами по не понятной причине. Хотя можно было бы и утащить на станцию, как поступили с его соседом - танком Русанова.
Пост собран в коллаборации с псковским историком Михаилом Тухом на основе фотографии немецких танкистов I-ой танковой дивизии.
Другие материалы на тему I.PD на Восточном фронте и на Псковщине в частности
1. Танки 2-ой роты I.PD
2. Танки 7-ой роты I.PD
3. Потерянные советские танки на дорогах войны