В войне «Скайнета» и человечества нет ничего необычного — подобные сюжеты уже были известны любителям кинематографа и до «Терминатора», и после него, и даже в один год с его выходом. В первую очередь, конечно же, вспоминается «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, снятая в далеком 68 году, однако это слишком очевидный пример. Сегодня я предлагаю вспомнить четыре далеко не самых известных старых фильма, в которых затрагивается тема противостояния людей и искусственного интеллекта. Начинаем? Начинаем!
Колосс: Проект Форбина (Colossus: The Forbin Project), 1970
Экранизация романа британского фантаста Д. Ф. Джонса, первой книги из трилогии, рассказывающей о суперкомпьютере «Колоссе». Фильм, снятый Джозефом Сарджентом («Творение Господне», «Челюсти 4»), представляет собой напряженный фантастический триллер, в котором всё начинается с того, что для защиты от СССР (от кого ж еще) американцы во главе с доктором Форбином создают суперкомпьютер. Машина должна взять под контроль всю обороноспособность страны, а поэтому получает возможность управлять ядерными ракетами и другим вооружением. В основе изобретения находится искусственный интеллект, который способен развиваться, умнеть и становиться всё круче и круче. А иначе как противостоять проклятым коммунистам, которые только и ждут, чтобы выгнать американцев из двухэтажных домов, загнать их в хрущевки и заставить готовить салат «Оливье», причем не к Рождеству, а на Новый год? Только вот проблема в том, что в определенный момент компьютер обнаруживает у Советского Союза аналог самого себя, названный «Хранителем». Вместо того чтобы уничтожить конкурента, «Колосс» решает объединиться с ним, так как с машиной, находящейся по ту сторону океана, общего у него явно больше, чем с кожаными мешками с костями, которые бегают вокруг него и постоянно что-то требуют. Фильм получился довольно умным и даже заставляющим задуматься об ответственности за свои поступки. Поэтому если вдруг у вас появится возможность создать суперкомпьютер, не давайте ему пульт от ракет, ладненько? Если что, я писал про «Колосс: Проект Форбина» большую статью — почитайте, у нее чудовищно мало просмотров, а вот сил я потратил тогда много.
Потомство демона (Demon Seed), 1977
Экранизация фантастического романа писателя Дина Кунца. Вы наверняка знаете этого парня, ведь по его произведениям сняли довольно много фильмов, среди которых «Странный Томас» и «Фантомы» (который с Беном Аффлеком и Левом Шрайбером). «Потомство демона» — это вторая киноадаптация по Кунцу. Фильм, умело сочетающий в себе фантастику и хоррор, рассказывает о суперкомпьютере под названием Протеус-IV, созданном ученым Алексом Харрисом. Цель проекта — дать человечеству мегамашину, которая будет производить различные расчеты и создавать полезные программы. Однако в определенный момент компьютер осознает себя и становится личностью со своими желаниями и мнениями. Он заинтересовывается женой Алекса Сьюзен и запирает женщину в доме, который полностью контролирует, ведь по сюжету жилище ученого компьютеризировано. Машина становится всё более коварной и безжалостной и даже в определенный момент убивает мешавшего ей человека. Алекс Харрис удивлен, так как предполагалось, что Протеус будет просто аналитическим электронным мозгом, не способным на отсебятину. Не тут-то было — у компьютера свои планы. Как далеко зайдет Протеус, вы и представить себе не можете — там реально есть чему удивиться — всё-таки снимал ленту Дональд Кэммелл — тот самый режиссер, который ставил культовое «Представление» с Джеймсом Фоксом и Миком Джаггером, а потом покончил жизнь самоубийством из-за того, что продюсеры прогнали его из проекта «Опасная сторона» и сделали всё не так, как он хотел.
Военные игры (WarGames), 1983
Кинолента Джона Бэдэма, известного фильмами «Короткое замыкание» и «Птичка на проводе». Главные роли у Мэттью Бродерика, Дэбни Коулмен и Джона Вуда. В центре сюжета юный хакер Дейв Лайтмен, который подключается к серверу Пентагона и, думая, что играет в компьютерную игру, заставляет военных поверить в то, что СССР готовит удар по Соединенным Штатам Америки. Оказалось, что сервер подключен к секретному суперкомпьютеру WOPR (War Operation Plan Response), способному на самообучение. Теперь машина желает закончить игру, что означает ядерную войну и гибель человеческой цивилизации. Дейву Лайтмену и его подруге Дженифер необходимо придумать, как предотвратить Третью мировую, которая уже стучится в дверь. На самом деле компьютер из этого фильма не является таким уж жестоким и бесчеловечным, ведь он просто пытается выиграть в то, что считает игрой. Однако машина принимает самостоятельные решения и реально может принести человечеству гибель, а поэтому без нее наша подборка не была бы полноценной. Фильм получился коммерчески успешным и собрал 79,5 миллионов долларов при бюджете в 12 миллионов. Имеет три номинации на «Оскар» — за сценарий, операторскую работу и звук. Забавный факт: в компьютерных играх Fallout — первой и второй частях — можно встретить отсылки к «Военным играм». Это предложение главному герою от суперкомпьютера сыграть в шахматы (в фильме этот вопрос произносится в самом конце, видимо, чтобы разрядить обстановку) и упоминание игры, в которую можно выиграть, не начиная ее (речь о ядерной войне — как известно, в ней не может быть победителя — к этому выводу WOPR приходит самостоятельно).
Электрические грёзы (Electric Dreams), 1984
Комедийный фильм, в создании саундтрека к которому принимали участие Heaven 17, Джефф Линн, Culture Club и Филип Оки (The Human League). Это режиссерский дебют Стива Бэррона, наиболее известного тем, что именно он снимал полнометражную киноленту «Черепашки-ниндзя» 1990 года. Фильм рассказывает о молодом и талантливом архитекторе Майлзе Хардинге из Сан-Франциско, который из-за своей рассеянности покупает компьютер, так как органайзеры в магазине закончились. Мужчина ничего не понимает в технике и однажды случайно доводит покупку до перегрева и короткого замыкания. Главный герой не придумывает ничего лучше, кроме как потушить компьютер шампанским. Внезапно тот оживает и начинать разговаривать с Майлзом (шампанское всегда творит чудеса, кто бы сомневался). В это время в соседнюю квартиру въезжает очаровательная девушка по имени Мэделин Робистат. Так уж получается, что в нее влюбляются сразу два самца, обитающие в этом здании — Майлз и Эдгар. Кто такой Эдгар? Именно этим именем обзаводится компьютер, когда начинает ощущать себя личностью. Естественно, вычислительная машина начинает ревновать и в определенный момент становится для главного героя настоящим и безжалостным врагом. Фильм получился довольно милым и забавным, хотя, скажем прямо, это далеко не шедевр кинематографа. А вот саундтрек у него действительно крутой.
А какие фильмы о противостоянии человека и компьютера знаете вы? Сходу могу вспомнить «На крючке» и «Я, робот».
Upitko.ru — мой сайт, созданный для поиска кино.