Найти в Дзене
Upitko.ru: Быстро о кино

4 любопытных фантастических фильма, в которых человек противостоит компьютеру. Без «Терминатора» и «Матрицы»

Оглавление

В войне «Скайнета» и человечества нет ничего необычного — подобные сюжеты уже были известны любителям кинематографа и до «Терминатора», и после него, и даже в один год с его выходом. В первую очередь, конечно же, вспоминается «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, снятая в далеком 68 году, однако это слишком очевидный пример. Сегодня я предлагаю вспомнить четыре далеко не самых известных старых фильма, в которых затрагивается тема противостояния людей и искусственного интеллекта. Начинаем? Начинаем!

Колосс: Проект Форбина (Colossus: The Forbin Project), 1970

Кадр из фильма Colossus: The Forbin Project. Режиссер: Джозеф Сарджент. Оператор: Джин Полито. Производство: Universal Pictures
Кадр из фильма Colossus: The Forbin Project. Режиссер: Джозеф Сарджент. Оператор: Джин Полито. Производство: Universal Pictures

Экранизация романа британского фантаста Д. Ф. Джонса, первой книги из трилогии, рассказывающей о суперкомпьютере «Колоссе». Фильм, снятый Джозефом Сарджентом («Творение Господне», «Челюсти 4»), представляет собой напряженный фантастический триллер, в котором всё начинается с того, что для защиты от СССР (от кого ж еще) американцы во главе с доктором Форбином создают суперкомпьютер. Машина должна взять под контроль всю обороноспособность страны, а поэтому получает возможность управлять ядерными ракетами и другим вооружением. В основе изобретения находится искусственный интеллект, который способен развиваться, умнеть и становиться всё круче и круче. А иначе как противостоять проклятым коммунистам, которые только и ждут, чтобы выгнать американцев из двухэтажных домов, загнать их в хрущевки и заставить готовить салат «Оливье», причем не к Рождеству, а на Новый год? Только вот проблема в том, что в определенный момент компьютер обнаруживает у Советского Союза аналог самого себя, названный «Хранителем». Вместо того чтобы уничтожить конкурента, «Колосс» решает объединиться с ним, так как с машиной, находящейся по ту сторону океана, общего у него явно больше, чем с кожаными мешками с костями, которые бегают вокруг него и постоянно что-то требуют. Фильм получился довольно умным и даже заставляющим задуматься об ответственности за свои поступки. Поэтому если вдруг у вас появится возможность создать суперкомпьютер, не давайте ему пульт от ракет, ладненько? Если что, я писал про «Колосс: Проект Форбина» большую статью — почитайте, у нее чудовищно мало просмотров, а вот сил я потратил тогда много.

Потомство демона (Demon Seed), 1977

Кадр из фильма Demon Seed. Режиссер: Дональд Кэммелл. Оператор: Билл Батлер. Производство: Herb Jaffe, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Кадр из фильма Demon Seed. Режиссер: Дональд Кэммелл. Оператор: Билл Батлер. Производство: Herb Jaffe, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Экранизация фантастического романа писателя Дина Кунца. Вы наверняка знаете этого парня, ведь по его произведениям сняли довольно много фильмов, среди которых «Странный Томас» и «Фантомы» (который с Беном Аффлеком и Левом Шрайбером). «Потомство демона» — это вторая киноадаптация по Кунцу. Фильм, умело сочетающий в себе фантастику и хоррор, рассказывает о суперкомпьютере под названием Протеус-IV, созданном ученым Алексом Харрисом. Цель проекта — дать человечеству мегамашину, которая будет производить различные расчеты и создавать полезные программы. Однако в определенный момент компьютер осознает себя и становится личностью со своими желаниями и мнениями. Он заинтересовывается женой Алекса Сьюзен и запирает женщину в доме, который полностью контролирует, ведь по сюжету жилище ученого компьютеризировано. Машина становится всё более коварной и безжалостной и даже в определенный момент убивает мешавшего ей человека. Алекс Харрис удивлен, так как предполагалось, что Протеус будет просто аналитическим электронным мозгом, не способным на отсебятину. Не тут-то было — у компьютера свои планы. Как далеко зайдет Протеус, вы и представить себе не можете — там реально есть чему удивиться — всё-таки снимал ленту Дональд Кэммелл — тот самый режиссер, который ставил культовое «Представление» с Джеймсом Фоксом и Миком Джаггером, а потом покончил жизнь самоубийством из-за того, что продюсеры прогнали его из проекта «Опасная сторона» и сделали всё не так, как он хотел.

Военные игры (WarGames), 1983

Кадр из фильма WarGames. Режиссер: Джон Бэдэм. Оператор: Уильям А. Фрейкер. Производство: Sherwood Productions, United Artists
Кадр из фильма WarGames. Режиссер: Джон Бэдэм. Оператор: Уильям А. Фрейкер. Производство: Sherwood Productions, United Artists

Кинолента Джона Бэдэма, известного фильмами «Короткое замыкание» и «Птичка на проводе». Главные роли у Мэттью Бродерика, Дэбни Коулмен и Джона Вуда. В центре сюжета юный хакер Дейв Лайтмен, который подключается к серверу Пентагона и, думая, что играет в компьютерную игру, заставляет военных поверить в то, что СССР готовит удар по Соединенным Штатам Америки. Оказалось, что сервер подключен к секретному суперкомпьютеру WOPR (War Operation Plan Response), способному на самообучение. Теперь машина желает закончить игру, что означает ядерную войну и гибель человеческой цивилизации. Дейву Лайтмену и его подруге Дженифер необходимо придумать, как предотвратить Третью мировую, которая уже стучится в дверь. На самом деле компьютер из этого фильма не является таким уж жестоким и бесчеловечным, ведь он просто пытается выиграть в то, что считает игрой. Однако машина принимает самостоятельные решения и реально может принести человечеству гибель, а поэтому без нее наша подборка не была бы полноценной. Фильм получился коммерчески успешным и собрал 79,5 миллионов долларов при бюджете в 12 миллионов. Имеет три номинации на «Оскар» — за сценарий, операторскую работу и звук. Забавный факт: в компьютерных играх Fallout — первой и второй частях — можно встретить отсылки к «Военным играм». Это предложение главному герою от суперкомпьютера сыграть в шахматы (в фильме этот вопрос произносится в самом конце, видимо, чтобы разрядить обстановку) и упоминание игры, в которую можно выиграть, не начиная ее (речь о ядерной войне — как известно, в ней не может быть победителя — к этому выводу WOPR приходит самостоятельно).

Электрические грёзы (Electric Dreams), 1984

Кадр из фильма Electric Dreams. Режиссер: Стив Бэррон. Оператор: Алекс Томсон. Производство: Virgin
Кадр из фильма Electric Dreams. Режиссер: Стив Бэррон. Оператор: Алекс Томсон. Производство: Virgin

Комедийный фильм, в создании саундтрека к которому принимали участие Heaven 17, Джефф Линн, Culture Club и Филип Оки (The Human League). Это режиссерский дебют Стива Бэррона, наиболее известного тем, что именно он снимал полнометражную киноленту «Черепашки-ниндзя» 1990 года. Фильм рассказывает о молодом и талантливом архитекторе Майлзе Хардинге из Сан-Франциско, который из-за своей рассеянности покупает компьютер, так как органайзеры в магазине закончились. Мужчина ничего не понимает в технике и однажды случайно доводит покупку до перегрева и короткого замыкания. Главный герой не придумывает ничего лучше, кроме как потушить компьютер шампанским. Внезапно тот оживает и начинать разговаривать с Майлзом (шампанское всегда творит чудеса, кто бы сомневался). В это время в соседнюю квартиру въезжает очаровательная девушка по имени Мэделин Робистат. Так уж получается, что в нее влюбляются сразу два самца, обитающие в этом здании — Майлз и Эдгар. Кто такой Эдгар? Именно этим именем обзаводится компьютер, когда начинает ощущать себя личностью. Естественно, вычислительная машина начинает ревновать и в определенный момент становится для главного героя настоящим и безжалостным врагом. Фильм получился довольно милым и забавным, хотя, скажем прямо, это далеко не шедевр кинематографа. А вот саундтрек у него действительно крутой.

А какие фильмы о противостоянии человека и компьютера знаете вы? Сходу могу вспомнить «На крючке» и «Я, робот».

Upitko.ru — мой сайт, созданный для поиска кино.