Когда мы говорим о Запрете Манвэ, то у нас, разумеется, сразу возникают ассоциации с Нуменором и его трагическим Низвержением, ведь оно произошло вследствие нарушения Дунэдайн Запрета Валар. Но именно Запрета Валар, не только одного Манвэ, а всех Властей в целом. В данной статье же я бы хотел рассказать вам о Запрете Манвэ, из-за чего Галадриэль и нолдор-участникам резни в Альвалонде категорически запрещалось возвращаться в Валинор в Первую Эпоху (о том же, почему дочери Финарфина всё же разрешили отправиться в Благословенное Королевство, писал здесь).
Примечание: Данная статья является полностью основанной на материалах "Природы Средиземья" Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".
Чтобы вы лучше поняли этот Запрет Манвэ, то сперва начну издалека. Эльфам изначально было суждено стать «бессмертными», то есть не гибнуть в неизвестных пределах, установленных Единым, которые могли существовать до конца Земли как обитаемого царства. Их смерть, случившаяся от любого повреждения их тел, настолько серьёзного, что его невозможно исцелить, и развоплощение их духов считалось «неестественным»и тяжким делом. Поэтому долгом Валар, по повелению Единого, стало возвращение их к жизни, ежели те того пожелают.
Но это восстановление могли отложить или Валар, или Манвэ по какой-то серьёзной причине: например, из-за кровавых деяний Перворождённого или любого зла, в котором развоплощённый дух не раскаялся. Такая ситуация складывалась после резни в Альквалонде, в частности, с Феанором.
Из-за Братоубийства Владыка Властей решил ввести запрет, никогда не отменяющийся полностью. Хотя после поражения и падения Мелькора и его созданий из Средиземья всем Изгнанникам, которые согласились его принять, даровали общее прощение, те, кто затем покинул Средиземье, на самом деле жили не в Валиноре, а в особой области – на великом острове Эрессеа, в месте, специально отведённом для них. Им разрешалось время от времени посещать Валинор, правда,оставаться там долго эльдар не могли.
Манвэ намеревался сохранить Запрет – если только Эру не прикажет снять его в каком-либо конкретном случае или вообще – до тех пор, пока не произойдёт какое-то не предвиденное им изменение в развитии истории Средиземья. Данный вопрос активно обсуждался среди хранителей знаний, и вот к какому выводу они пришли. Единый, безусловно, знал о наложении Запрета и разрешил его, равно как и его сохранение в течение долгих лет на условиях, поставленных Владыкой Валар, хотя требования могли показаться слишком суровыми даже для нолдор, не говоря уж об эльфах иных племён, животных и других существах.
В частности, невозможность любого общения между нолдор и Валар помешала эльфам Второго Дома как народу выразить раскаяние или просить о прощении и помощи. Поэтому некоторые из этих хранителей знаний пришли к выводу, что Манвэ и Совет Валар здесь ошиблись: из-за их гнева и ещё потому, что, хотя они предвидели дальнейшую историю (с момента создания Музыки и картины, впоследствии представленной им Эру о разворачивающейся истории, которую та породила), какие-то важные вопросы стали для них тёмными. У хранителей знаний сложилось мнение, будто Власти не принимали никакого участия в создании Детей Эру, и никогда могли предугадать их действия, совершаемые их независимой волей.
Но мудрейшие из них упрекнули их, говоря им: «Вы не можете сказать, что Валар ошиблись в таком серьёзном деле, видя знание Эру и разрешение им действий и приказов Манвэ, ибо это значит приписывать ошибку и Ему. Более того, в ваших словах звучит искажение и преувеличение силы Запрета, так что его справедливость ставится под сомнение. Что касается нолдор, те получили требуемое ими: свободу от суверенитета Владыки Валар, а следовательно, и от любой защиты или помощи со стороны Властей, или даже от любого вмешательства в их дела. Он дал им совет и подробно поведал, в какие трудности и невзгоды Перворождённые попадут, полагаясь только на свою собственную мудрость и силу.
Нолдор же отвергли его; и ещё до того, как они окончательно покинули Западные Земли и достигли Средиземья, совершили отвратительные поступки грабежа, кровопролития и предательства. Затем большое количество эльфов того рода, которые не принимали в этом никакого участия, вернулись в Валинор, попросили прощения и получили его. Те, кто этого не сделал, даже если лично не были убийцами, обязаны разделить кровавую вину в случае принятия обретённой ими свободы.
Поэтому то, что никому из нолдор не дозволялось снова пребывать в телесной форме, стало неизбежным следствием. То, что никто из Валар или Майар не появлялся в их землях для помощи им, тоже стало неизбежным. Однако не говорится, будто Манвэ окончательно бросил их, свои народы, над которыми Эру назначил его собственным вице-регентом. Его посланники могли прийти из Валинора и делали сие, правда, в замаскированной форме, но вмешивались в кое-какие отчаянные события, не отдавая прямых приказов».
Источники
1. «Природа Средиземья» – Дж. Толкин: «Запрет Манвэ».
2. Все фото взяты из открытых источников.
#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец