Найти в Дзене

Неприязнь к русской классике

Со школьной скамьи многие люди не выносят русскую классику. Кто-то обвиняет преподавателя, либо героев, неинтересное изложение материала и т.д. Я бы хотел коснуться одного термина, который до сих пор не любят в русской классике - самоубийство, а также темы депрессии, пессимизма и т.д. Сделаем важное уточнение для понимания последующих мыслей. Самоубийство в книге - это не есть призыв. Само по себе это зло, с которым люди борются разными путями. Кто-то успешно, кто-то безуспешно. Если у вас есть такая проблема, такие мысли, пожалуйста, или не читайте данную статью, или воспринимайте информацию спокойно. Пожалуйста, не доходите до крайности. Что есть художественная книга Для начала, чтобы разобрать какой-нибудь образ или прием в литературе, надо рассмотреть само понимание произведения. Художественное произведение - это описание жизни человека, событий, действий. Это не есть реальное изображение действительности. Если роман - вымысел, если драма - акцент на эмоциональную составляющую, ес
Оглавление

Со школьной скамьи многие люди не выносят русскую классику. Кто-то обвиняет преподавателя, либо героев, неинтересное изложение материала и т.д.

Я бы хотел коснуться одного термина, который до сих пор не любят в русской классике - самоубийство, а также темы депрессии, пессимизма и т.д. Сделаем важное уточнение для понимания последующих мыслей. Самоубийство в книге - это не есть призыв. Само по себе это зло, с которым люди борются разными путями. Кто-то успешно, кто-то безуспешно. Если у вас есть такая проблема, такие мысли, пожалуйста, или не читайте данную статью, или воспринимайте информацию спокойно. Пожалуйста, не доходите до крайности.

Что есть художественная книга

Для начала, чтобы разобрать какой-нибудь образ или прием в литературе, надо рассмотреть само понимание произведения.

Художественное произведение - это описание жизни человека, событий, действий. Это не есть реальное изображение действительности. Если роман - вымысел, если драма - акцент на эмоциональную составляющую, если лирика - передача эмоций автора. Нигде нет отражения реальной действительности в полном смысле этого слова. Художественное произведение - это "третья реальность", то есть не существующее сегодня и вообще невозможное в нашем мире. Чертами оно может напоминать реальный мир, но полная картина никогда такой не будет.

Образы и настроения

-2

Художественное произведение очень тесно связано с эпохой, будь то романтизм, критический реализм, декаданс, сентиментализм и т.д. Если мы прочитаем "Капитанскую дочку" и "Преступление и наказание", то получим разные картины мира и людей (так как сами авторы по образу жизни, мыслям, времени отличаются).

На мой взгляд, многие критикуют русскую классику за тему самоубийства неосновательно. Эта критика основывается на том, что они прочитали за время обучения. А что могло привлечь на анализе какого-то произведения, когда ты сам не ознакомился с ним? Вопиющие случаи. Если "юноша зарубил топором старуху-проценщицу", люди будут удивляться и заинтересуются произведением. "Человек побывал на войне, познакомился с девушкой и они живут долго и счастливо" - совсем другое.

Самоубийство в книге - это художественный образ, прием. Произведение не способно описывать жизнь полноценно, основательно. Она берет лишь часть, определенные моменты, ситуации и т.д. Для писателя есть задача - показать нам жизнь человека и как он взаимодействует с другими. И в момент сильного эмоционального напряжения, чтобы автор смог показать все отчаяние и безысходность персонажа, в действие вступает этот образ. Если бы он умер на месте, то это уже не принесло такой эффект. Лиза бросилась в воду, Кириллов для доказательства своей теории использует пистолет, Ставрогин просто отчаивается от своей жизни.

Но с другой стороны, в зависимости от эпохи, образы самоубийства либо растут, либо уменьшаются. Но это не говорит о желании автора это донести до людей, что так делать надо в таких случаях. Это говорит лишь о безысходности персонажей.

-3

Интересен даже в этом случае Федор Михайлович Достоевский, как самый "кровавый". Но если прочитать больше его книг, можно отметить, что количество умерших людей не так велико, в сравнении с другими произведениями. Образ самоубийства - это такой же художественный прием в русской классики, как и в зарубежной классике (вспомните О.Бальзака, Гёте, Дж. Лондона, Оруэлла). Но почему-то только русскую классику критикуют за такие образы и настроения.

Также русскую классику часто критикуют за пессимистические настроения и негатив в повествовании. Но я с этим не согласен в корне. Опять же, здесь проблема в знакомстве со всеми произведениями в школе. Если почитать Пушкина, то можно насытиться счастливыми картинами, если Достоевского - сложными эпизодами, Толстого - красивой природой, Гоголя - смехом над недостатками и многое, многое другое. События и персонажи в русской классике многогранны. Можно сразу отличить, где герой Достоевского, а где Карамзина. К сожалению, в силу многих факторов, люди не готовы знакомиться с произведениями наших классиков.

-4

Я согласен, что подача художественных произведений в школе далека от идеала. Какое произведение в каком классе давать, какую эпоху, как построить объяснения - это сложный вопрос. Многие из нас могут только подумать как правильнее и обучать детей сами, давая им книги в зависимости от их развития, чтобы за нас это уже не делали в школе. Без нашего участия в воспитании, дети могут совсем пойти не в ту сторону.