Продолжительные новогодние каникулы стали традицией аж в середине XIX столетия. Началом череды празднеств становились Святки, которые приходились на сочельник рождества 24 декабря, затем всё продолжалось Рождеством, новым годом и завершалось Крещением. При этом официальными выходными были лишь четыре дня, но на практике всё превращалось в две недели бесконечного торжества.
При этом существовала прочная и неразрывная связь между светскими и клерикальными традициями празднования. К примеру, ничто не мешало ночью перед Рождеством идти на колядки, утром после этого отправиться на торжественное богослужение по случаю, а вечер закончить традиционными банными гаданиями.
В крупных городах церкви по праздникам были забиты, и в них даже продавались билетики, достать такой считалось большой удачей. Ещё существовала традиция заглянуть в гости на чай или рюмочку чего покрепче. Богатые дома и семьи знати в эти дни жили открытым домом, устраивая приёмы, маскарадные балы и званые ужины. Правила этикета позволяли проводить такие мероприятия в течение всего месяца, но самые значимые визиты наносили первого или второго января.
Другой площадкой для новогодней ярмарки тщеславия становились рестораны столицы, Москвы и других крупных городов. Там гостей ждали пирамиды из фруктов, разнообразные сорта деликатесов из мяса и рыбы, многочисленные марки шампанских вин и услужливые официанты во фраках.
Люди попроще отдыхали на свежем воздухе – катаясь с горки на санках или посещая балаганы, запуская фейерверки и взрывая петарды. Ну, и заглядывали друг к другу на чай: эта традиция была универсальной для богатых и не очень.
В конце XIX столетия появились открытки, быстро ставшие особенным жанром и сменившие визитные карточки с загнутыми уголками и тому подобные вещи. Их направляли родным в других местах или соседям по улице. Текст красиво оформляли, существовали даже специальные сборники типовых проектов или рекомендательные инструкции, позволявшие выбрать оптимальный способ поздравить родню или начальников.
А как же елочка?
До середины XIX века никаких наряженных деревьев в домах в России не было, их в принципе никто не ставил, хотя ещё в петровские времена в католических и лютеранских семьях был обычай ставить в вазон ветку ели или сосны.
А традиция наряжать ель возникла в середине века с подачи супруги императора Николая I: Александра Фёдоровна по прусской и ганноверской манере, подобно королеве Виктории, решила провести в Петербурге праздничное мероприятие для детей из семей придворных. Идея понравилась, в особенности в части подарков. Очень скоро подобные мероприятия стали проводить в семьях титулованного дворянства, а там очередь дошла и до более простых во всех смыслах семей.
Основоположниками традиции были немцы, они же, обрусев, стали и первыми торговцами новогодними деревьями. Некоторые по совместительству владели шоколадным и кондитерским бизнесом, поэтому ели стали завсегдатаями кафе и магазинов с шоколадом и другими сластями. Самый первый базар в Петербурге находился во дворе Аничкова дворца, а в старой столице он был расположен неподалёку от Большого театра, на Театральной площади, где нынче стоят фонтаны.
Германский обычай, положенный на нашу землю, гласил: дерево нужно нарядить в сочельник. Украшениями служили ленточки, фонарики и детские игрушки, а также многочисленные и разнообразные сладости, типа яблок в карамели или шоколаде, печенюшек, пастилы, конфет. Таким образом, подарки были не только под елью, но и на ней: после завершения праздников украшения по традиции раздавали маленьким гостям.
Затем наступила очередь специально изготовленных игрушек: их делали из бумаги, папье-маше или стеклянными. В торжественные моменты на елке полагалось зажигать настоящие свечки или масляные фонарики; разумеется, рядом помещали ведёрко с водой, чтобы сразу же загасить случайный пожар, буде тот случится.
А вот в крестьянских семьях, даже весьма обеспеченных, традиция наряжать елку на новый год не приживалась до 30-х годов XX века, когда этот обычай попал под запрет новых властей.
Особенности новогоднего застолья
Праздник полагалось встречать за богатым и изобильным праздничным столом – иначе и быть не могло. К слову, как раз под Рождество завершался большой пост, а значит – наступало послабление в плане пищевых ограничений. В эти дни улицы и площади русских городов превращались в ярмарочный праздничный торг. Особенно по этой части везло обитателям обеих столиц, куда из глубинки на продажу везли разнообразное мясо, птицу, дичь.
Ужин на Рождество начинали делать заблаговременно, фаршируя свинью и кур, тетеревов, другую птицу, делали сочиво. Выпекали специальные пряники в форме овцы, быка, коровы или козы – словом, живности, бывшей свидетелем появления на свет Христа.
Вошедший в традиции новогоднего стола мандарин появился в России тогда же, в середине XIX века. Первые фрукты были баснословно дорогими – за десять штук приходилось расстаться с тремя рублями, что было эквивалентно стоимости пары коз или свиной туши (а за 20 рублей можно было купить молочную корову или не очень старую лошадь). Чуть лучше стало к 70-м годам, когда в ботанических садах на Северном Кавказе и в Крыму вывели морозостойкие сорта апельсиновых и мандариновых деревьев. Так эти плоды стали более доступны для жителей России и со временем превратились в символ Нового года.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Что выбрать колледж или университет в Канаде? Лучшие канадские колледжи. George Brown College
✅ Школа на Кипре Pascal English School – какие у нее преимущества?
✅ Студент в России? Проверьте, какие бонусы вы сможете получить, пока учитесь в вузе