На моей прикроватной тумбочке три будильника, потому что я обожаю время. В нашей семье внимательность ко времени, моя, а теперь и моего сына, приносит нам много радости и пользы.
Мои личные отношения со временем начались примерно в 10 лет.
До того случая ответственность за моё время несла мама: в школу разбудить, на музыку не опоздать, выключить перед сном свет и позвать на детскую передачу.
Тем летом у нас гостил мамин младший брат. Он задал мне и братику Жеке задание — выйти из комнаты и зайти тогда, когда мы почувствуем, что прошло 10 минут. Мы вышли. Жека зашёл раньше меня, а когда решила и я, выяснилось, что 10 минут ещё не прошли. Оставалась ещё минута. Братишку эта тема не впечатлила, а меня сильно.
Когда читаешь Тома Сойера, 10 минут пролетают пулей, когда сидишь на физике — они тянутся липкой варёной сгущенкой, а когда спишь — вообще ничего не понятно, было оно, это время, или нет.
Но дядя Коля сказал, что время можно определять не только взглядом на циферблат. Можно развить собственное внутреннее чувство времени.
С тех пор я полюбила время. Не само понятие, и не отдельные его кусочки, которые мы используем для отдыха или развлечений, а его течение
Это чувство обостряет вкус жизни, ценное делает сокровищем, дешёвое — вовсе мусором. Оно провоцирует чаще, осознаннее выбирать.
Раскладываю по дням горстки, кучки, пирамидки задач: творческих, рутинных, домашних, рабочих, семейных, социальных, и даже отдыхательно-развлекательных.
И это, конечно, влияет на Лёвку-первоклассника на семейном обучении.
Как сын познакомился со временем
Лёве было года 2. Обычно к этому возрасту дети отлично знают, что утром солнышко выкатывается, а вечером закатывается. Опираясь на эти два события, я ему рассказала, что у солнышка есть способ присматривать за нами при помощи часов.
Каждый час на электронных часах можно наблюдать два нолика: будь то 11:00 или 21:00. По моей версии для двухлетнего Лёвы — это глазки солнышка, которые оно распахивает и велит нам идти спать, есть, купаться, выходить на прогулку.
В два года цифры перед ноликом он не различал, что было, признаюсь, весьма удобно. Уходим домой — 00, садимся за стол — 00, и так далее. Не декрет, а песня…
Позже набор узнаваемых цифр увеличился, и ближе к 4 годам в нашу жизнь вошёл таймер.
Он давал мне 2-4 отрезка по 10 минут в день. Люди чаще используют мультики, чтоб деактивировать детей на время своей занятости.
Иду в душ — таймер. Закинуть в кастрюлю то и сё для супа — таймер. Поговорить по телефону, не подвергаясь атакам — снова он. Иногда сын игрался рядом, иногда следил за тем, как меняются цифры.
К 5 годам Лёва свободно ориентировался во времени на электронных часах, и мы взялись за классический круглый циферблат.
- Сын ставит будильник на «когда придёт папа» и «за Лизочкой в сад», потому что скучает по ним, зачёркивает дни на своём календаре в ожидании приезда бабушки, обводит дни получения карманных денег и какие-то свои знаменательные жизненные моменты.
- Обязанности и радости по его дню распределены зеброй: в одном блоке времени (час или 2 часа) есть и обязанность, и приятная часть, что побуждает его не размазываться по дню.
Например: в течении часа нужно сложить своё сухое белье и помыть посуду после завтрака. Успел? Значит, до урока читай, пляши, бей грушу, заканчивай начатый вчера LEGO. А иногда я могу включиться и поиграть с ним во что-то интересное в оставшееся время.
Если задания по урокам выполнены до 14:30, имеешь право на 45 минут мультиков или видео на выбор. Хочешь на прогулку? У тебя 2 часа. С собой мусор и денежка на хлеб и молоко.
После начала учёбы
Стало очевидно, что выполнять задания все скопом, чтоб быстрее (а детям хочется именно так: сделал «на отвяжись» — и свободу попугаям), на самом деле вообще не быстрее, а тягомотнее, тяжелее и чревато ошибками, которые надо исправлять.
Есть особое правило насчёт отбоя. Это наше любимое правило: и моё, и его.
Это очень удобно, когда ребёнок со временем в относительно близких отношениях. Как минимум, потому что понижает уровень моего контроля в его жизни, а, соответственно, и уровень его сопротивления.
Дорогие читатели, напишите в комментариях, учители ли вы своих детей замечать время.
Если да, то как?
Если вам тоже думаете о том, как найти общий язык с детьми, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель
Читайте другую статью автора: