Размышления о фильме «Маша», режиссёр Анастасия Пальчикова, 2020
Удивительно приятный фильм, не стыдно рекомендовать друзьям, российский кинематограф преподнёс истинный сюрприз, криминальный боевик с красивой драматической линией, история о 13-летней весёлой, беззаботной красавице, пока она пела Mr Sandman и Fever, фоном звучали пистолетные выстрелы, это её добрый дядя ликвидировал неугодных.
16+ Сценарий к фильму написала Анастасия Пальчикова (д.р. 27 мая 1982), она же стала режиссёром, это её не первый опыт как сценариста, но - дебютная работа как режиссёра, и сразу на такой высокий уровень качества, невозможно не восхититься и не похвалить. На мой взгляд, здесь всё представлено вполне качественно, но до шедевра не дотянула, нужен был один маленький, но радикальный шаг в финале, и тогда фильм мог бы встать на вершину, достать которую конкурентам было бы весьма трудно.
Однако история про Машу - выше всех. Тоже можно сказать фэнтези, но фэнтези в реальном антураже, без эльфов и пришельцев. Мне понравилось, что Анастасия показала контрасты - жёсткий тёмный мир, окружающий юную красавицу, и её стремление к творчеству, которое можно трактовать как духовный поиск выхода к свету. Ещё одна притча о противостоянии света и тьмы, или жизни и смерти, как в философском фильме «Дылда» (режиссёр Кантемир Балагов, 2019).
Дети не выбирают мир, в который заталкивают их родители, они пытаются выжить в этом мире, даже вопреки воле родителей. И здесь это прекрасно показано, что Маша принимает ту реальность, что создана вокруг неё, она использует те игрушки, в данном случае, пистолеты, которыми пользуются взрослые, проводники в будущее. В её юных руках не будет кукол даже в минуты отчаяния, что обычно свойственно детям, находящимся под стрессом (смерть боевика-охранника Трёшки, или осознание смерти матери), обнимать своих искусственных друзей, это исходит из-под сознания, когда человеку плохо, он бежит к Богу в виде камня в лесу или картинке-иконе, нарисованной на деревяшке, дабы ощутить физическое присутствие высшего защитника. Но пистолет она возьмёт несколько раз. Не для стрельбы, а для подражания весёлым и умным взрослым.
Понравился фильм ещё и тем, и за это мои щедрые аплодисменты, что использован такой элемент, как закадровый выстрел. В нескольких сценах происходит убийство, но для Маши - это звуки по ту сторону. Она просто живёт в этом. Идёт по коридору, а там, где-то за стенкой, кого-то пристрелили. Она продолжает идти по коридору. Всё это для неё является звуками общей реальности. И может даже элементами её музыкального восприятия мира. Ибо она постоянно что-то напевает.
Как, например, она напевала в сцене на заводе, где её похитили, привязали к стулу, и она щёлкала пальчиками и притоптывала, аккомпанируя себе для песни Fever, это весьма известная песня (первым её исполнил Литл Вилли Джон в 1956, её многие исполняли, в том числе и Элвис Пресли в 1960), которую частенько вставляют в фильмы про бандитов. И вот эти щелчки мало чем отличаются от тех закадровых пистолетных выстрелов... Которые, кстати, не замедлили сказаться, пока освобождённая Маша блевала, под тот же самый аккомпанемент - закадровые выстрелы. Мир звуков, всё складывается в симфонию, и рождает желание петь. Или ПЕТЬ, как заорёт избитая Таня:
- ПОЙ!
Мир Маши - это Россия эпохи 90-х годов прошлого века, когда кто-то пытался построить бизнес, а кто-то нажиться на этом, предлагая услуги: мы тебя не убьём и не ограбим, но за это ты будешь нам платить, чтобы другие тебя не убили, не ограбили. Под такие услуги подписывались все, кто так или иначе, но были связаны с оборотом товаров и денежных средств, правда, подписавшись, становились разменной монетой, которую могли псевдо-охранники легко предать на заклание.
У Маши есть мама по имени Надя, у Нади когда-то была любовь, но теперь её бывший муж заимел новую любовницу, да ещё и с ребёнком, и не хочет никаких отношений с Надей, даже знать не хочет о судьбе Маши. Иной раз Надя приходит к бывшему мужу и требует, чтобы он прописал Машу к себе, а то ведь не ровён час, останется девочка сиротой, а так хоть будет какой-то угол.
Всё можно было сделать раньше, но Надя, романтично настроенная особа, верила в светлое будущее и не увидела очевидного, что мужчина, который стал отцом Маши, ненадёжный партнёр. При разводе она оставила ему квартиру в обмен на несколько относительно ценных вещей, например, японских магнитофонов.
У бывшего мужа есть одно уязвимое место - он коммерсант, владеет несколькими ларьками, а значит, находится в постоянной группе риска. Он - коммерс, а значит, он неправ. В глазах бандита. И этим бандитом был Игорь, брат Нади, глава большой банды, в которой его называли Крёстным. Игорь, как я понял, был мастером спорта по боксу, но в эпоху дикого капитала стал главой банды. Его армия - это участники спортивного клуба, все постоянно занимаются боксом, а в свободное время, вооружившись пистолетами, вытряхивают деньги из разного рода коммерсов.
Главной проблемой в их городе был "маслозавод", на него претендовали две бандитские группировки. Банда Крёстного и банда Профессора. Мне понравилось, что режиссёр не акцентировала чрезмерно подробного внимания на элементах этого противостояния, и в чём была суть претензий, а показала это лёгкими, но весьма убедительными штрихами. Хвалю за сцену во время празднования дня рождения Маши, исполнилось 13 лет, когда Игорь подошёл к окошку и посмотрел на часы, а потом в окошко. И в этот момент происходит взрыв на заводе. Облачко дыма появляется на горизонте. Шикарно! Подобных стильных сцен в фильме предостаточно.
Но зато подробно показала характер Крёстного, как он умело манипулирует людьми, как преодолевает всякого рода сложности, решает проблемы, если надо, то напирает с максимальной силой, как в истории похищения Маши, если надо - отступает, маневрирует, может сдать одного своего бойца, чтобы спасти многих, и это он делал дважды: в истории с Трёшкой, который перешёл грань, и спасти его не было возможности, но процесс спасения мог утянуть на дно всех остальных, или в случае убийства двух боевиков из банды Профессора, и здесь Крёстный пожертвовал двумя пешками, чтобы спасти всех остальных.
Это сложное было время, чем больше активности, тем сложнее проблемы. Но, что Маша? Она жила по-своему. Пела, танцевала, переживала первые месячные, влюблялась, осознавала себя женщиной, осознавала себя взрослой. Она как тонкое деревце, пробивающееся сквозь сухую почву и пытающееся выжить под палящим солнцем. Так и шли эти дни жизни, она училась в школе, организованной по английскому образцу, и пела, а все вокруг убивали друг друга. Она обретала и теряла.
Маша, будучи уже взрослой, узнала, почему погибла её мать. Формально, был виноват дядя Крёстный, отдавший приказ на ликвидацию бывшего мужа Нади. Убивали одного, а получилось, что двоих. Когда узнала об этом, готовилась к концерту в родном городе, открытие концертного зала, построенного на награбленные деньги её дядей и его подручным Андреем, киллером, который и убил её мать. Перед выступлением она украла пистолет и использовала его для того, чтобы застрелить Крёстного, он как раз садился в свой автомобиль в гараже. Застрелила, а потом пошла на сцену и спела весёлую песенку. Станцевала и посмеялась. Я сидел в предвкушении, что сейчас будет финальный выстрел. И даже прослушал все титры до конца, ибо фоном на титрах были разговоры зрителей в зале. Думал, режиссёр опять использует закадровый выстрел. Нет...
По логике событий, Маша должна была либо застрелиться на сцене сразу после исполнения песни во время бурных оваций, выстрелить себе в висок, либо там, за кулисами выстрелить в себя. Так она исполнила бы свою симфонию до конца, ту музыку, что слышала всю свою жизнь. Музыку, которая не вела к счастью - выстрелы, взрывы, крики страданий. Несмотря на её попытку вырваться из тёмного мира, она не победила, ибо сама стала порождением этого тёмного мира, убив Крёстного (следуя его логике: кто выжил, тот и прав), а значит, как борец, который проиграл, должна была поставить точку нераспространения тьмы, закрыть движение, закрыть двери. Этого не произошло, в итоге получился не шедевр, а просто хороший фильм, который приятно посмотреть. Спасибо...
Автор: Азарин Сергей