Найти тему

Очень хорошее наше кино.

Размышления о фильме «Маша», режиссёр Анастасия Пальчикова, 2020

Удивительно приятный фильм, не стыдно рекомендовать друзьям, российский кинематограф преподнёс истинный сюрприз, криминальный боевик с красивой драматической линией, история о 13-летней весёлой, беззаботной красавице, пока она пела Mr Sandman и Fever, фоном звучали пистолетные выстрелы, это её добрый дядя ликвидировал неугодных.

16+ Сценарий к фильму написала Анастасия Пальчикова (д.р. 27 мая 1982), она же стала режиссёром, это её не первый опыт как сценариста, но - дебютная работа как режиссёра, и сразу на такой высокий уровень качества, невозможно не восхититься и не похвалить. На мой взгляд, здесь всё представлено вполне качественно, но до шедевра не дотянула, нужен был один маленький, но радикальный шаг в финале, и тогда фильм мог бы встать на вершину, достать которую конкурентам было бы весьма трудно.

Однако история про Машу - выше всех. Тоже можно сказать фэнтези, но фэнтези в реальном антураже, без эльфов и пришельцев. Мне понравилось, что Анастасия показала контрасты - жёсткий тёмный мир, окружающий юную красавицу, и её стремление к творчеству, которое можно трактовать как духовный поиск выхода к свету. Ещё одна притча о противостоянии света и тьмы, или жизни и смерти, как в философском фильме «Дылда» (режиссёр Кантемир Балагов, 2019).

Дети не выбирают мир, в который заталкивают их родители, они пытаются выжить в этом мире, даже вопреки воле родителей. И здесь это прекрасно показано, что Маша принимает ту реальность, что создана вокруг неё, она использует те игрушки, в данном случае, пистолеты, которыми пользуются взрослые, проводники в будущее. В её юных руках не будет кукол даже в минуты отчаяния, что обычно свойственно детям, находящимся под стрессом (смерть боевика-охранника Трёшки, или осознание смерти матери), обнимать своих искусственных друзей, это исходит из-под сознания, когда человеку плохо, он бежит к Богу в виде камня в лесу или картинке-иконе, нарисованной на деревяшке, дабы ощутить физическое присутствие высшего защитника. Но пистолет она возьмёт несколько раз. Не для стрельбы, а для подражания весёлым и умным взрослым.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Понравился фильм ещё и тем, и за это мои щедрые аплодисменты, что использован такой элемент, как закадровый выстрел. В нескольких сценах происходит убийство, но для Маши - это звуки по ту сторону. Она просто живёт в этом. Идёт по коридору, а там, где-то за стенкой, кого-то пристрелили. Она продолжает идти по коридору. Всё это для неё является звуками общей реальности. И может даже элементами её музыкального восприятия мира. Ибо она постоянно что-то напевает.

Как, например, она напевала в сцене на заводе, где её похитили, привязали к стулу, и она щёлкала пальчиками и притоптывала, аккомпанируя себе для песни Fever, это весьма известная песня (первым её исполнил Литл Вилли Джон в 1956, её многие исполняли, в том числе и Элвис Пресли в 1960), которую частенько вставляют в фильмы про бандитов. И вот эти щелчки мало чем отличаются от тех закадровых пистолетных выстрелов... Которые, кстати, не замедлили сказаться, пока освобождённая Маша блевала, под тот же самый аккомпанемент - закадровые выстрелы. Мир звуков, всё складывается в симфонию, и рождает желание петь. Или ПЕТЬ, как заорёт избитая Таня:

- ПОЙ!

Мир Маши - это Россия эпохи 90-х годов прошлого века, когда кто-то пытался построить бизнес, а кто-то нажиться на этом, предлагая услуги: мы тебя не убьём и не ограбим, но за это ты будешь нам платить, чтобы другие тебя не убили, не ограбили. Под такие услуги подписывались все, кто так или иначе, но были связаны с оборотом товаров и денежных средств, правда, подписавшись, становились разменной монетой, которую могли псевдо-охранники легко предать на заклание.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

У Маши есть мама по имени Надя, у Нади когда-то была любовь, но теперь её бывший муж заимел новую любовницу, да ещё и с ребёнком, и не хочет никаких отношений с Надей, даже знать не хочет о судьбе Маши. Иной раз Надя приходит к бывшему мужу и требует, чтобы он прописал Машу к себе, а то ведь не ровён час, останется девочка сиротой, а так хоть будет какой-то угол.

Всё можно было сделать раньше, но Надя, романтично настроенная особа, верила в светлое будущее и не увидела очевидного, что мужчина, который стал отцом Маши, ненадёжный партнёр. При разводе она оставила ему квартиру в обмен на несколько относительно ценных вещей, например, японских магнитофонов.

У бывшего мужа есть одно уязвимое место - он коммерсант, владеет несколькими ларьками, а значит, находится в постоянной группе риска. Он - коммерс, а значит, он неправ. В глазах бандита. И этим бандитом был Игорь, брат Нади, глава большой банды, в которой его называли Крёстным. Игорь, как я понял, был мастером спорта по боксу, но в эпоху дикого капитала стал главой банды. Его армия - это участники спортивного клуба, все постоянно занимаются боксом, а в свободное время, вооружившись пистолетами, вытряхивают деньги из разного рода коммерсов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Главной проблемой в их городе был "маслозавод", на него претендовали две бандитские группировки. Банда Крёстного и банда Профессора. Мне понравилось, что режиссёр не акцентировала чрезмерно подробного внимания на элементах этого противостояния, и в чём была суть претензий, а показала это лёгкими, но весьма убедительными штрихами. Хвалю за сцену во время празднования дня рождения Маши, исполнилось 13 лет, когда Игорь подошёл к окошку и посмотрел на часы, а потом в окошко. И в этот момент происходит взрыв на заводе. Облачко дыма появляется на горизонте. Шикарно! Подобных стильных сцен в фильме предостаточно.

Но зато подробно показала характер Крёстного, как он умело манипулирует людьми, как преодолевает всякого рода сложности, решает проблемы, если надо, то напирает с максимальной силой, как в истории похищения Маши, если надо - отступает, маневрирует, может сдать одного своего бойца, чтобы спасти многих, и это он делал дважды: в истории с Трёшкой, который перешёл грань, и спасти его не было возможности, но процесс спасения мог утянуть на дно всех остальных, или в случае убийства двух боевиков из банды Профессора, и здесь Крёстный пожертвовал двумя пешками, чтобы спасти всех остальных.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это сложное было время, чем больше активности, тем сложнее проблемы. Но, что Маша? Она жила по-своему. Пела, танцевала, переживала первые месячные, влюблялась, осознавала себя женщиной, осознавала себя взрослой. Она как тонкое деревце, пробивающееся сквозь сухую почву и пытающееся выжить под палящим солнцем. Так и шли эти дни жизни, она училась в школе, организованной по английскому образцу, и пела, а все вокруг убивали друг друга. Она обретала и теряла.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Маша, будучи уже взрослой, узнала, почему погибла её мать. Формально, был виноват дядя Крёстный, отдавший приказ на ликвидацию бывшего мужа Нади. Убивали одного, а получилось, что двоих. Когда узнала об этом, готовилась к концерту в родном городе, открытие концертного зала, построенного на награбленные деньги её дядей и его подручным Андреем, киллером, который и убил её мать. Перед выступлением она украла пистолет и использовала его для того, чтобы застрелить Крёстного, он как раз садился в свой автомобиль в гараже. Застрелила, а потом пошла на сцену и спела весёлую песенку. Станцевала и посмеялась. Я сидел в предвкушении, что сейчас будет финальный выстрел. И даже прослушал все титры до конца, ибо фоном на титрах были разговоры зрителей в зале. Думал, режиссёр опять использует закадровый выстрел. Нет...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По логике событий, Маша должна была либо застрелиться на сцене сразу после исполнения песни во время бурных оваций, выстрелить себе в висок, либо там, за кулисами выстрелить в себя. Так она исполнила бы свою симфонию до конца, ту музыку, что слышала всю свою жизнь. Музыку, которая не вела к счастью - выстрелы, взрывы, крики страданий. Несмотря на её попытку вырваться из тёмного мира, она не победила, ибо сама стала порождением этого тёмного мира, убив Крёстного (следуя его логике: кто выжил, тот и прав), а значит, как борец, который проиграл, должна была поставить точку нераспространения тьмы, закрыть движение, закрыть двери. Этого не произошло, в итоге получился не шедевр, а просто хороший фильм, который приятно посмотреть. Спасибо...

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru

1