Найти в Дзене

Как ускорить смерть Черного моря

На Таманском полуострове группа компаний ОТЭКО решила построить индустриальный парк, в состав которого войдут восемь химических заводов! По разным пресс-релизам гуляет разного масштаба информация, что заводы будут от самых крупных в России, до самых больших в мире. В любом случае понятно, что это будут очень большие предприятия. Планируется, что они будут производить аммиака 2,5 миллиона тонн в год, карбамида — два миллиона тонн в год, метанола — 3,5 миллиона тонн продукции в год.

Вполне ожидаемо, местные жители заволновались. Темрюкский район и без того уже страдает от находящихся здесь большой свалке и порта. Оба эти объекта в прямом смысле слова отравляют жизнь и территорию вокруг, что ставит под сомнение, развитие территории, как курорта.

Все убеждения ОТЭКО, про новые технологии и суперэкологичное производство, не очень убедительны, так как организованная этой же компанией перевалка угля в порту Тамань заметна за несколько километров от предприятия. А соседние поселки периодически накрывают черные пыльные тучи.

Но кроме людей, есть еще и животные, новые заводы ударят по ним, даже если будут работать без аварий. Пострадает еще и рыбный промысел.

Биолог и руководитель группы «Помощь дельфинам Черного моря» Владимир Латко написал у себя в соцсетях пост про “Как ускорить смерть Черного моря”. Выложим его с некоторым сокращением.

"В чём опасность этого проекта?

С точки зрения морской экологии главное значение Керченского пролива заключается в том, что по нему осуществляются регулярные миграции между морями всех важнейших промысловых рыб Азовского и Черного морей.

Точки рейдовой перегрузки (зафиксированные на спутниковой карте Yandex)
Точки рейдовой перегрузки (зафиксированные на спутниковой карте Yandex)

К наиболее важным видам, регулярно мигрирующим из Черного в Азовское море и обратно относятся 38 видов и подвидов рыб: русский осетр, севрюга, белуга, шип, луфарь, речной угорь, камбала калкан азовская, камбала калкан черноморская, камбала-глосса, арноглосс Кесслера, черноморско-азовская морская сельдь, черноморско-азовская проходная сельдь, тюлька, азовская хамса (европейский анчоус), черноморская хамса, азовский пузанок, черноморская атерина, черноморский сарган, перкарина, обыкновенный лаврак, судак, тарань, рыбец, мерланг, черноморская ставрида, светлый горбыль, черноморская барабуля, кефаль сингиль, кефаль лобан, кефаль остронос, кефаль пиленгас, скат-хвостокол, бычок-кругляк, бычок-сирман, бычок-песочник, бычок рыжик, бычок-травник, бычок-мартовик. Первые пять видов из этого списка внесены в Красные книги России и Краснодарского края, в Красный список угрожаемых видов МСОП.

Если человеческая деятельность не позволит всем или части популяций этих видов проходить через Керченский пролив, экосистемы обоих морей придут в упадок и деградируют с существенным сокращением продуктивности систем в целом.

Водовод предлагаемого комплекса заводов перерезает Керченский пролив на 1,5 км. Рыбы во время миграции будут обходить это страшное сооружение ещё дальше – за 50 – 200 метров (в зависимости от пугливости).

При достаточно большой ширине залива это было бы не страшно, если бы в створе пролива больше не было никаких антропогенных объектов. Но они есть, и очень много.

Вся центральная часть южной половины пролива за последние годы фактически превратилась в гигантский порт, в котором непрерывно находятся от 60 до 120 судов, из них более ¾ - длиной от 110 до 300 метров. В южной части сконцентрированы рейдовые перегрузочные комплексы. Перегрузка навалочных грузов на большие морские суда осуществляется как специальными судовыми перегрузочными комплексами, так и плавучими кранами.

Керченский пролив. Яндекс Карты
Керченский пролив. Яндекс Карты

Весь этот порт постоянно гремит и грохочет. Как минимум треть судов, стоящих на рейдах, под погрузкой или разгрузкой гоняют двигатели, грохочут кранами, цепями, молотками, насосами и т.д. Под водой все звуки передаются в несколько раз лучше, чем над водой, поэтому можно предположить, что большую часть времени там стоит сильный грохот и гул. Чем ближе к судам и судоходному каналу – тем больше.

С востока к этому промышленному району почти примыкает порт Тамань, у терминалов которого под погрузкой также стоят обычно несколько судов и который также постоянно грохочет. Крайний западный (угольный) терминал этого порта по сути также вдаётся в Керченский пролив, сокращая (для рыбы) ширину подходов к проливу более, чем на километр.

К западу от судоходного канала, между ним и берегом Крыма, есть якобы спокойная акватория, но именно этот район является зоной наибольшей активности рыболовецких предприятий и зоной движения маломерных судов, и никакие препятствия не мешают распространению в этом районе подводного шума со стороны рейдовых стоянок и рейдовых перегрузочных комплексов.

В итоге почти весь объём вод южной части пролива почти постоянно наполнен гулом и грохотом. Более-менее тихая, частично защищённая от шума зона (сформировавшаяся непроизвольно, из-за наличия на дне множества неровностей, рифов, подводных скальных останцев) имеется только под восточным, таманским берегом пролива. Поэтому регулярные миграции рыбы и двух видов дельфинов проходят преимущественно здесь, в обход грохочущих судов. И именно этот узкий проход теперь планируется более чем наполовину перерезать водозабором химических заводов.
Этого делать нельзя ни в коем случае".