Хочу поговорить немного о пышных платьях-тортах. И о восьмидесятых. Сейчас мы осуждаем те платья, закатываем глаза и тычем в них пальцем «как можно было». И надевает-то их только деревня на выпускной, и вкуса нет, и даже принцесса Диана, всем хороша, но что за блестящие оборочки она носила в 80-е.
Так я сейчас вам расскажу! Но букв вышло много, потому что начну издалека:
Примерно с 78 года место в субкультурах слегка опустело, и радикальным модникам стало как-то скучно: панк подтух и стал слишком популярным. Сид Вишез умер, Оззи ушел из Black Sabbath. И после тотального дестроя самозародилось нечто, как это принято, противоположное, а именно, новые романтики. Самозародились они в клубах, в частности, The Blitz, причем изначально музой им был Дэвид Боуи, который в целом не слишком-то причастен к новым романтикам. В тот момент он закончил Берлинскую трилогию с Брайном Ино, и начинал следующий, более попсовый, виток своей карьеры. Что, кстати, вполне отражает и переход к новым романтикам, как к более популярному и понятному тренду. Хоть и на тренд он повлиял мимоходом: Боуи и выступал в том клубе, и ему были посвящены вторничные вечеринки, потом в 79-м было выступление с Клаусом Номи на ТВ, а потом и клип Ashes to Ashes подоспел. В последнем уже есть все, что новым романтикам надо: и печально-нарядный мим в кружевах и даже в треуголке (в самом-самом конце), и корсеты, монашки, кружева, надетые на самих Blitz kids, завсегдатаев клуба. То есть, перед нами прям-таки краткий сборник рекомендаций.
В том клубе (the Blitz, если вы уже подзабыли) тусовалась половина музыкальной и модной сцены Великобритании, включая Джона Гальяно, а будущий Бой Джордж подавал пальто в гардеробе. В клубе был принят собственный дресс-код, так что, если кто-то надевал готовую дизайнерскую одежду, местные интересовались: «А сам ты ничего не можешь придумать?» Вдохновением служила история искусств, моды, кино и, конечно, музыка. Говорят, в клуб, однажды не пустили Мика Джаггера из-за неправильной одежды. Что важно, в той одежде ходили не только вечером в клуб, но и днем по своим обыкновенным, дневным делам. При этом, следуя заветам Боуи, в клубе было принято каждую неделю изобретать моду заново, поэтому уловить в чем суть, не так-то просто, да и новыми романтиками себя, конечно, никто не называл.
Есть еще одно важное имя - Стивен Джонс, и по сей день делающий шляпки. Он и оказался тем самым мостиком из клубов на подиумы, а уже потом, чуть позже, Джон Гальяно, влияние новых романтиков на которого видно не только в выпускной коллекции, но и вообще во всем, что он делал до 2011 года. И, как ни странно, Вивьен Вествуд, хоть и считающаяся панком, тем не менее, внесла весомый вклад в эстетику новых романтиков. Их (и Гальяно) увлечение пиратскими атрибутами вдохновлено ее коллекцией 81 года (тут мне еще надо бы про Adam Ants сказать, но я, боюсь, и так никто не дочитает до конца).
Так или иначе, все это предполагало радикальный анти-панк: атлас, бархат, кружева и вышивку, обильные сборки, пышные рукава, перетянутую талию, корсеты, оборки, избыточные воротники – сплошные денди и 18 век. А еще романтические клише в виде пиратов, поэтов, монахов, ведьм (параллельно отпочковавшихся в готы) и грустных пьеро. Плюс андрогинность и макияж всем!
Естественно, все это со временем вышло из клубов и постепенно добралось, как и положено, в полном соответствии с теорией моды, сначала до трендсеттеров и модников, а потом и до всех остальных.
Поэтому, когда мы смотрим на Мадонну 80-х, или Синди Лопер (ну, вдруг) – мы видим новых романтиков.
Более того, даже принцессу Диану не минула чаша сия. В 1983 г. она призналась в любви к группе Duran Duran, «Бирмингемскому ответу» культовых для романтиков Spandau Ballet. И принцесса следовала той самой моде, насколько для нее это было возможно. Отсюда все те избыточные с налетом безумия платья в бантах, оборках, кружевах и атласе. Это было не «Я принцесса», а «Я модница»! Просто сейчас оно с большим трудом нами считывается, потому как одно, в общем-то, удачно совпало с другим.
Со временем, естественно, мода потихоньку дошла до обывателей и стала вырождаться. И вот, к концу 80-х мы видим те самые безумные атласные платья с оборками, драпировками, кружевом и всем-всем-всем. И индульгенция на пышные платья для невест и выпускниц выписана именно новыми романтиками. Которая в некоторых местах и головах действовать и не прекращала.
Так или иначе, безо всех этих клубных и подпольных предисловий, сейчас вернулась та самая мода новых романтиков. Пышные платья – на месте. Сборки, драпировки, пышные рукава – на месте. Атлас, кружева и вышивка – тоже.
Не так давно бренд Нина Донис анонсировали новую коллекцию, вдохновленную Боуи Ashes to Ashes. Кому-то, может, и неожиданность, но мы-то с вами (теперь) знаем, откуда именно дует этот заковыристый ветер и насколько он предсказуем. Более того, в немалой степени именно этот очередной заход к дендизму и 18 веку и привел к теме перенесенного в 2020 году бала в музее Метрополитен. Я даже не буду говорить о "викториане", охватившей современную моду.
А вот уже свеженькая коллекция от Paco Rabanne на осень 2022. Видите?