Коллекторы при работе с должником обязаны действовать разумно и добросовестно. Но иногда такое общение переходит все границы. При разговорах высказываются различные угрозы, оскорбления и это повторяется многократно в течение дней, недель и даже месяцев. Сегодня мы узнаем, что и как могут делать коллекторы по закону и как поставить их на место.
Музыка для чтения.
Коллекторы - это, как правило, сотрудники коллекторского агентства осуществляющие мероприятия по сбору долгов в интересах третьих лиц.
Правовое регулирование:
Деятельность коллекторов регламентирована законом - Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" - далее Закон о коллекторах.
Что могут делать коллекторы?
Помимо принципов разумности и добросовестности законом четко установлены действия, которые могут совершаться в отношении должника. Частью 1 статьи 4 Закона о коллекторах предусмотрены следующие взаимодействия:
- личные встречи
- телефонные переговоры
- различные виды сообщений
- почтовые отправления
Казалось бы, ничего такого, что могло бы сильно портить жизнь должникам, но то рвение, с которым некоторые коллекторы осуществляют это взаимодействие иногда граничит с преступлениями или административными правонарушениями.
Важно: иные формы взаимодействия могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и взыскателем. Поэтому очень внимательно читайте те документы, которые вы подписываете при получение займов.
Еще момент: Вы всегда можете отказаться от такого соглашения, то есть от видов взаимодействий не предусмотренных законом. Для этого отправьте уведомление в коллекторское агентство в свободной форме.
Что коллекторам делать нельзя?
Частью 2 статьи 6 Закона о коллекторах при осуществлении указанных выше действий строго запрещено осуществлять следующие действия:
- применять физическую силу или угрожать применением
- угрожать причинением вреда жизни или здоровью
- оказывать психологическое насилие
- использовать выражения, унижающие честь и достоинство должника
- вводить в заблуждение относительно долга и правовых последствий
- угрожать уголовным преследованием
- осуществлять указанные действия в отношении знакомых или родственников
Таким образом, осуществлять свою деятельность им можно только в указанных пределах. Если права должника таким образом нарушаются, это повод для обращения в правоохранительные органы.
Кому могут рассказать, что вы должник?
Даже если вы дали согласие на передачу вашего долга коллекторам, когда оформляли кредит и как следствие передачу информации о вас, это не значит, что ее можно раскрывать неограниченному кругу лиц. Законом установлен запрет на распространение информации:
- путем размещения в сети интернет
- на жилом помещении, в подъезде, на этаже, в лифте
- сообщать по месту работы должника
Любое из указанных нарушений, если они были допущены, надо пресекать и обращаться в правоохранительные органы.
В какое время могут звонить и приходить?
В рабочие будни с 08:00 до 22:00 часов
В выходные и праздничные дни с 09:00 до 20:00 часов
Как часто могут звонить и встречаться?
Личные встречи: не чаще одного раза в неделю
Звонки не чаще:
- одного раза в сутки
- двух раз в неделю
- восьми раз в месяц
Отправка сообщений
Законом также установлены ограничения по количеству взаимодействий. Не более 2-х раз в сутки, 4-х раз в неделю и 16-ти раз в месяц.
Пример телефонного разговора с коллектором:
Коллектор: Здравствуйте меня зовут П., я звоню из организации А., по поводу вашего долга компании Б.
Должник: А какое вы имеете право мне звонить?
Коллектор: Я звоню на основании агентского договора (договора уступки прав) от ДАТА.
Должник: Я вам ничего не должен - обращайтесь в суд и не звоните мне больше. До свидания.
Рекомендации:
1. Помните, что вы не обязаны вообще общаться с коллекторами. Спокойнее и проще вообще игнорировать их обращения.
2. Отвечать и взаимодействовать лучше только с государственными органами и судом или с самим кредитором.
3. По возможности записывайте телефонные разговоры и сохраняйте сообщения которые вам приходят.
4. Просите предъявить документы если случилась личная встреча с коллектором.
5. Всегда узнавайте Ф.И.О. того кто вам звонит и полное наименование организации.
6. Не пренебрегайте обращениями в правоохранительными органами если чувствуете опасность.