Найти тему
Владимир Гаранкин

БОБ ДЭЙСЛИ – ШЕСТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP. Часть 2

Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете
Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете

1977 год. Нашествие новой волны и панк-рока, с одной стороны, и непоколебимость классического хард-рока, с другой.

Запись очередного, третьего по счету студийного альбома RAINBOW, который получил громкое название Long Live Rock’N’Roll, началась в апреле в студии Château d’Hérouville под Парижем и продолжалась по июль. Интересно отметить, что басист Марк Кларк, с которым группа начала записывать альбом, вскоре оставил RAINBOW, и Блэкмор собственноручно переписал партии бас-гитары, а клавишник Тони Кэри пребывал в статусе сессионного музыканта и в итоге записал четыре песни из восьми.

Полностью альбом был дописан в декабре. Участие нового клавишника RAINBOW Дэвида Стоуна ограничилось четырьмя песнями, а бас-гитара Боба Дэйсли в итоге звучит на трех композициях. Впрочем, такое неполное участие не ущемило интересы и самолюбие музыкантов, и их лица присутствуют на титульном классно и одновременно просто оформленном шарже альбома, а фамилии упомянуты на равных основаниях среди создателей музыкального материала.

Третий студийный альбом RAINBOW под названием Long Live Rock'N'Roll. Фото из открытых источников в Интернете
Третий студийный альбом RAINBOW под названием Long Live Rock'N'Roll. Фото из открытых источников в Интернете

Сам Дэйсли достаточно скромно отзывается о своем участии в создании альбома просто потому, что он был наполовину готов к тому времени, когда группа в новом составе возобновила над ним работу. По словам Боба, Ричи как басист – отличный гитарист. Феноменальный. При игре на басу есть определенные ноты, которые гитарист обычно не играет, но Блэкмор не был бы Блэкмором, если бы не выполнил и эту работу безукоризненно.

Дэйсли с теплотой вспоминает свое время в составе RAINBOW. Когда он только присоединился к группе, музыканты репетировали около четырех или пяти недель в Лос-Анджелесе. С ходу установились приятельские отношения с коллегой по ритм-секции Кози Пауэллом. В равной степени это относилось и к Ронни Джеймсу Дио. В группе была рабочая обстановка. Понятно, кто был здесь за главного, однако Блэкмор был достаточно предусмотрителен, чтобы после первого альбома убрать из названия группы свое имя, сократив его просто до RAINBOW, и старался по мере возможности бороться со своим эго.

Long Live Rock’N’Roll пользовался большим и заслуженным успехом. Билеты на концерты хорошо продавались, а сами концерты, по версии журнала Sounds, получили статус лучших живых выступлений в Англии. Однако, по мнению Дэйсли, Блэкмора не устраивала ситуация с чартами. Именно поэтому, как считает Боб, Ричи стал в большей степени ориентироваться на коммерцию.

Такого рода перемены не могли не сказаться и на изменениях в составе. Первыми ушли Дэйсли и Дио, за которыми вскоре последовал Пауэлл, разочаровавшись в очередном студийном альбоме Down to Earth. Впрочем, потеряв Дио и Дэйсли, Блэкмор со своими новыми композициями Since You Been Gone и All Night Long успешно покорил чарты. (Мне лично новый стиль Ричи не пришелся по вкусу, а лучшей композицией в альбоме я считаю Eyes of the World).

Дио связался с Дэйсли уже после возвращения Боба в Лондон и сказал о том, что он собирается собрать новую группу, а желание это подкрепляется конкретным интересом со стороны звукозаписывающих компаний. Ронни уже приступил к поискам гитариста и клавишника, а место бас-гитариста предложил Дэйсли. Боб согласился и стал ждать новостей от Дио, не заморачиваясь мыслями о поиске новой работы. Каково же было его удивление, когда в один прекрасный день Дэйсли купил номер журнала Melody Maker, на лицевой стороне которого большими буквами была новость о том, что Ронни Джеймс Дио присоединился к BLACK SABBATH.

Боба Дэйсли и Ронни Джеймса Дио судьба вновь свела на сцене в ноябре 1998 года, когда Боб заменил басиста группы DIO Лэрри Деннисона во время трехнедельного турне группы по Скандинавии. Дэйсли не мог не откликнуться на просьбу Венди Дио – жены Ронни и менеджера его группы в одном лице, и не выручить своего давнего приятеля, получив возможность спустя 20 лет сыграть композицию Long Live Rock’N'Roll. Несмотря на недавнюю смерть отца и возвращение в Австралию годом ранее, он в срочном порядке вылетел в Англию.

Спустя много лет. Ронни Джеймс Дио и Боб Дэйсли вновь вместе. Фото из открытых источников в Интернете
Спустя много лет. Ронни Джеймс Дио и Боб Дэйсли вновь вместе. Фото из открытых источников в Интернете

Вернемся в Англию и мы. Октябрь 1979 года. Клуб Music Machine в Кэмдене. Боб Дэйсли зашел туда, чтобы послушать группу GIRL. В ней в то время играл Фил Коллен, который затем вошел в состав DEF LEPPARD. GIRL только что подписали контракт с тем же лейблом, что и WIDOWMAKER – Jet Records. За кулисами Дэйсли встретил Артура Шарпа, которого знал по Jet Records, и тот решил познакомить Боба с Оззи Осборном, также оказавшимся в клубе в этот вечер. Дэйсли и Осборн пересекались в прошлом во время совместных выступлений WIDOWMAKER и BLACK SABBATH, но такое знакомство было из категории шапочных.

Эта встреча положила начало сотрудничеству и знакомству на многие годы, в течение которых отношения между музыкантами окрашивались во все цвета, которые существуют в природе: от ярких и свежих, до серых и самых что ни на есть мрачных, а сценарий их развития и угасания, с привлечением других людей из мира музыки и юриспруденции, с неожиданными поворотами, тайнами и раскладами, мог лечь в основу книги того же Дэна Брауна. Впрочем, о своих (и не только) более чем непростых отношениях с Шэрон и Оззи написал сам Дэйсли в книге For Facts Sake, которая была опубликована в 2013 году.

Осборн знал о том, что Дэйсли играл в RAINBOW. Понятно, что Блэкмор не предложит работу первому встречному, так что в предложении Бобу попробовать свои силы в новой группе Осборна не было ничего неожиданного. На том и порешили.

Через пару дней после этой встречи Дэйсли позвонили из Jet Records (у Оззи был контракт с этим лейблом) и попросили приехать к Осборну в Стаффорд, где он в то время жил.

Оззи встретил Дэйсли на вокзале и отвез домой. Там их уже ждали двое парней из числа местных музыкантов – гитарист и ударник. Компания немного помузицировала, а потом Оззи уединился с Бобом и спросил, что тот думает о парнях. Дэйсли был предельно честен: «Хорошие ребята, но не для серьезных дел». Больше Боб этот дуэт не видел.

Осборн поведал Дэйсли, что у него есть на примете замечательный гитарист в Лос-Анджелесе, которого он хотел бы попробовать в своей группе. Этим гитаристом оказался Рэнди Роудс.

Осборну удалось уломать своего будущего тестя (Дон Арден был хозяином Jet Records) и организовал приезд Роудса в Лондон. Боб и Рэнди встретились в офисе Ардена и отправились на смотрины к Осборну. Удивительно, но между гитаристами сразу же возникла химия. Не было слов, все сказала игра. Они импровизировали, а Оззи просто накладывал голос на звуки гитар.

На следующий день, когда гитаристы возвращались в Лондон (Роудса поселили в отеле Montcalm в Вест-Энде, рядом с Мраморной аркой) и стояли на вокзале в Стаффорде, у Дэйсли возникло такое предчувствие, что совсем скоро его будут спрашивать: каково это было – играть с Рэнди Роудсом?

Если возвращаться к группе, то с поиском ударника возникли серьезные проблемы. Каждый день музыканты прослушивали по четыре-пять человек. Кто-то отсеивался в процессе анализа, кто-то просто не подходил, и не профессиональные качества были исключительно тому причиной. Пошло давление со стороны руководства звукозаписывающей компании, так как время требовало записи альбома. Предложили даже вариант с топовым сессионным ударником калибра Кози Пауэлла.

Если память не изменяет Дэйсли, он оказался последним, 39-м кандидатом на вакантное место ударника. Как только он взял в руки барабанные палочки и оживил тарелки, стало ясно: группа нашла того, кто ей нужен! Ли Керслэйк!

Группа Оззи Осборна. Слева направо: Боб Дэйсли (бас-гитара), Ли Керслэйк (ударные), Оззи Осборн (вокал), Рэнди Роудс (гитара). Фото из открытых источников в Интернете
Группа Оззи Осборна. Слева направо: Боб Дэйсли (бас-гитара), Ли Керслэйк (ударные), Оззи Осборн (вокал), Рэнди Роудс (гитара). Фото из открытых источников в Интернете

С Оззи еще связывались с Jet Records, предлагали новые кандидатуры, но группа твердо сказала, что будет работать только с Керслэйком.

Ли попал с корабля на бал. Он пробыл в группе около недели, когда музыканты приступили к записи своего дебютного альбома в студии Ridge Farm. Название Blizzard of Ozz, которое первоначально хотели дать группе, по коммерческим соображениям оставили за альбомом, а сама группа стала называться именем Оззи. Желая дать почувствовать Керслэйку, что он – часть группы, с его участием к фактически готовому материалу была написана композиция No Bone Movies.

Дебютный альбом группы Оззи Осборна под названием Blizzard of Ozz. Фото из открытых источников в Интернете
Дебютный альбом группы Оззи Осборна под названием Blizzard of Ozz. Фото из открытых источников в Интернете

Дебютный альбом вышел 20 сентября 1980 года (отмечу, что BLACK SABBATH выпустили Heaven and Hell на пять месяцев раньше, 25 апреля), после которого музыканты отправились в тур по Великобритании.

Пришло время приступить к работе над вторым студийным альбомом, однако контракт с музыкантами еще не был подписан, и денег за Blizzard of Ozz они также не получили. Дон Арден заверил, что все будет улажено и музыканты получат и контракты, и деньги. Поверили на слово.

Музыканты завершили запись второго альбома, который получил название Diary of a Madman (он выйдет 7 ноября 1981 года), а менее чем через неделю Бобу и Ли объявили, что они уволены из группы. Если для Керслэйка все это стало громом среди ясного неба, то Боб куда лучше понимал происходящее. Дело в том, что будущая чета Осборн (Шэрон и Оззи поженились в 1982 году) начала его обработку еще во время тура по стране, предложив убрать Керслэйка и заменить его на Томми Олдриджа, с которым и Оззи, и Шэрон были в приятельских отношениях. Боб остался непоколебим. Он считал Ли классным ударником, с которым ему было комфортно и интересно работать. Да и сама постановка вопроса была неприемлема для него. К тому же стоит учитывать и тот факт, что первый альбом группы оказался более чем успешным. Та же участь была уготована и второму альбому.

Второй студийный альбом группы Оззи Осборна под названием Diary of a Madman. Фото из открытых источников в Интернете
Второй студийный альбом группы Оззи Осборна под названием Diary of a Madman. Фото из открытых источников в Интернете

Дэйсли постарался посмотреть вперед и предугадать развитие событий. Он полагал, что главной жертвой этого расклада должен был стать именно Керслэйк, а Оззи вполне может и вспомнить о нем самом через какое-то время и как о музыканте, и как о составителе текстов.

Оставляя материальный вопрос, который со временем принял все еще более запутанный и неприглядный характер, в стороне, можно сказать, что предположения Боба Дэйсли оказались верны, но им суждено будет реализоваться через полтора года.

Тем временем Ли Керслэйка и Боба Дэйсли ждала встреча с одной некогда топовой группой, которая пыталась возродиться из пепла в эти неспокойные восьмидесятые.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Боб Дэйсли # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #