1977 год. Нашествие новой волны и панк-рока, с одной стороны, и непоколебимость классического хард-рока, с другой.
Запись очередного, третьего по счету студийного альбома RAINBOW, который получил громкое название Long Live Rock’N’Roll, началась в апреле в студии Château d’Hérouville под Парижем и продолжалась по июль. Интересно отметить, что басист Марк Кларк, с которым группа начала записывать альбом, вскоре оставил RAINBOW, и Блэкмор собственноручно переписал партии бас-гитары, а клавишник Тони Кэри пребывал в статусе сессионного музыканта и в итоге записал четыре песни из восьми.
Полностью альбом был дописан в декабре. Участие нового клавишника RAINBOW Дэвида Стоуна ограничилось четырьмя песнями, а бас-гитара Боба Дэйсли в итоге звучит на трех композициях. Впрочем, такое неполное участие не ущемило интересы и самолюбие музыкантов, и их лица присутствуют на титульном классно и одновременно просто оформленном шарже альбома, а фамилии упомянуты на равных основаниях среди создателей музыкального материала.
Сам Дэйсли достаточно скромно отзывается о своем участии в создании альбома просто потому, что он был наполовину готов к тому времени, когда группа в новом составе возобновила над ним работу. По словам Боба, Ричи как басист – отличный гитарист. Феноменальный. При игре на басу есть определенные ноты, которые гитарист обычно не играет, но Блэкмор не был бы Блэкмором, если бы не выполнил и эту работу безукоризненно.
Дэйсли с теплотой вспоминает свое время в составе RAINBOW. Когда он только присоединился к группе, музыканты репетировали около четырех или пяти недель в Лос-Анджелесе. С ходу установились приятельские отношения с коллегой по ритм-секции Кози Пауэллом. В равной степени это относилось и к Ронни Джеймсу Дио. В группе была рабочая обстановка. Понятно, кто был здесь за главного, однако Блэкмор был достаточно предусмотрителен, чтобы после первого альбома убрать из названия группы свое имя, сократив его просто до RAINBOW, и старался по мере возможности бороться со своим эго.
Long Live Rock’N’Roll пользовался большим и заслуженным успехом. Билеты на концерты хорошо продавались, а сами концерты, по версии журнала Sounds, получили статус лучших живых выступлений в Англии. Однако, по мнению Дэйсли, Блэкмора не устраивала ситуация с чартами. Именно поэтому, как считает Боб, Ричи стал в большей степени ориентироваться на коммерцию.
Такого рода перемены не могли не сказаться и на изменениях в составе. Первыми ушли Дэйсли и Дио, за которыми вскоре последовал Пауэлл, разочаровавшись в очередном студийном альбоме Down to Earth. Впрочем, потеряв Дио и Дэйсли, Блэкмор со своими новыми композициями Since You Been Gone и All Night Long успешно покорил чарты. (Мне лично новый стиль Ричи не пришелся по вкусу, а лучшей композицией в альбоме я считаю Eyes of the World).
Дио связался с Дэйсли уже после возвращения Боба в Лондон и сказал о том, что он собирается собрать новую группу, а желание это подкрепляется конкретным интересом со стороны звукозаписывающих компаний. Ронни уже приступил к поискам гитариста и клавишника, а место бас-гитариста предложил Дэйсли. Боб согласился и стал ждать новостей от Дио, не заморачиваясь мыслями о поиске новой работы. Каково же было его удивление, когда в один прекрасный день Дэйсли купил номер журнала Melody Maker, на лицевой стороне которого большими буквами была новость о том, что Ронни Джеймс Дио присоединился к BLACK SABBATH.
Боба Дэйсли и Ронни Джеймса Дио судьба вновь свела на сцене в ноябре 1998 года, когда Боб заменил басиста группы DIO Лэрри Деннисона во время трехнедельного турне группы по Скандинавии. Дэйсли не мог не откликнуться на просьбу Венди Дио – жены Ронни и менеджера его группы в одном лице, и не выручить своего давнего приятеля, получив возможность спустя 20 лет сыграть композицию Long Live Rock’N'Roll. Несмотря на недавнюю смерть отца и возвращение в Австралию годом ранее, он в срочном порядке вылетел в Англию.
Вернемся в Англию и мы. Октябрь 1979 года. Клуб Music Machine в Кэмдене. Боб Дэйсли зашел туда, чтобы послушать группу GIRL. В ней в то время играл Фил Коллен, который затем вошел в состав DEF LEPPARD. GIRL только что подписали контракт с тем же лейблом, что и WIDOWMAKER – Jet Records. За кулисами Дэйсли встретил Артура Шарпа, которого знал по Jet Records, и тот решил познакомить Боба с Оззи Осборном, также оказавшимся в клубе в этот вечер. Дэйсли и Осборн пересекались в прошлом во время совместных выступлений WIDOWMAKER и BLACK SABBATH, но такое знакомство было из категории шапочных.
Эта встреча положила начало сотрудничеству и знакомству на многие годы, в течение которых отношения между музыкантами окрашивались во все цвета, которые существуют в природе: от ярких и свежих, до серых и самых что ни на есть мрачных, а сценарий их развития и угасания, с привлечением других людей из мира музыки и юриспруденции, с неожиданными поворотами, тайнами и раскладами, мог лечь в основу книги того же Дэна Брауна. Впрочем, о своих (и не только) более чем непростых отношениях с Шэрон и Оззи написал сам Дэйсли в книге For Facts Sake, которая была опубликована в 2013 году.
Осборн знал о том, что Дэйсли играл в RAINBOW. Понятно, что Блэкмор не предложит работу первому встречному, так что в предложении Бобу попробовать свои силы в новой группе Осборна не было ничего неожиданного. На том и порешили.
Через пару дней после этой встречи Дэйсли позвонили из Jet Records (у Оззи был контракт с этим лейблом) и попросили приехать к Осборну в Стаффорд, где он в то время жил.
Оззи встретил Дэйсли на вокзале и отвез домой. Там их уже ждали двое парней из числа местных музыкантов – гитарист и ударник. Компания немного помузицировала, а потом Оззи уединился с Бобом и спросил, что тот думает о парнях. Дэйсли был предельно честен: «Хорошие ребята, но не для серьезных дел». Больше Боб этот дуэт не видел.
Осборн поведал Дэйсли, что у него есть на примете замечательный гитарист в Лос-Анджелесе, которого он хотел бы попробовать в своей группе. Этим гитаристом оказался Рэнди Роудс.
Осборну удалось уломать своего будущего тестя (Дон Арден был хозяином Jet Records) и организовал приезд Роудса в Лондон. Боб и Рэнди встретились в офисе Ардена и отправились на смотрины к Осборну. Удивительно, но между гитаристами сразу же возникла химия. Не было слов, все сказала игра. Они импровизировали, а Оззи просто накладывал голос на звуки гитар.
На следующий день, когда гитаристы возвращались в Лондон (Роудса поселили в отеле Montcalm в Вест-Энде, рядом с Мраморной аркой) и стояли на вокзале в Стаффорде, у Дэйсли возникло такое предчувствие, что совсем скоро его будут спрашивать: каково это было – играть с Рэнди Роудсом?
Если возвращаться к группе, то с поиском ударника возникли серьезные проблемы. Каждый день музыканты прослушивали по четыре-пять человек. Кто-то отсеивался в процессе анализа, кто-то просто не подходил, и не профессиональные качества были исключительно тому причиной. Пошло давление со стороны руководства звукозаписывающей компании, так как время требовало записи альбома. Предложили даже вариант с топовым сессионным ударником калибра Кози Пауэлла.
Если память не изменяет Дэйсли, он оказался последним, 39-м кандидатом на вакантное место ударника. Как только он взял в руки барабанные палочки и оживил тарелки, стало ясно: группа нашла того, кто ей нужен! Ли Керслэйк!
С Оззи еще связывались с Jet Records, предлагали новые кандидатуры, но группа твердо сказала, что будет работать только с Керслэйком.
Ли попал с корабля на бал. Он пробыл в группе около недели, когда музыканты приступили к записи своего дебютного альбома в студии Ridge Farm. Название Blizzard of Ozz, которое первоначально хотели дать группе, по коммерческим соображениям оставили за альбомом, а сама группа стала называться именем Оззи. Желая дать почувствовать Керслэйку, что он – часть группы, с его участием к фактически готовому материалу была написана композиция No Bone Movies.
Дебютный альбом вышел 20 сентября 1980 года (отмечу, что BLACK SABBATH выпустили Heaven and Hell на пять месяцев раньше, 25 апреля), после которого музыканты отправились в тур по Великобритании.
Пришло время приступить к работе над вторым студийным альбомом, однако контракт с музыкантами еще не был подписан, и денег за Blizzard of Ozz они также не получили. Дон Арден заверил, что все будет улажено и музыканты получат и контракты, и деньги. Поверили на слово.
Музыканты завершили запись второго альбома, который получил название Diary of a Madman (он выйдет 7 ноября 1981 года), а менее чем через неделю Бобу и Ли объявили, что они уволены из группы. Если для Керслэйка все это стало громом среди ясного неба, то Боб куда лучше понимал происходящее. Дело в том, что будущая чета Осборн (Шэрон и Оззи поженились в 1982 году) начала его обработку еще во время тура по стране, предложив убрать Керслэйка и заменить его на Томми Олдриджа, с которым и Оззи, и Шэрон были в приятельских отношениях. Боб остался непоколебим. Он считал Ли классным ударником, с которым ему было комфортно и интересно работать. Да и сама постановка вопроса была неприемлема для него. К тому же стоит учитывать и тот факт, что первый альбом группы оказался более чем успешным. Та же участь была уготована и второму альбому.
Дэйсли постарался посмотреть вперед и предугадать развитие событий. Он полагал, что главной жертвой этого расклада должен был стать именно Керслэйк, а Оззи вполне может и вспомнить о нем самом через какое-то время и как о музыканте, и как о составителе текстов.
Оставляя материальный вопрос, который со временем принял все еще более запутанный и неприглядный характер, в стороне, можно сказать, что предположения Боба Дэйсли оказались верны, но им суждено будет реализоваться через полтора года.
Тем временем Ли Керслэйка и Боба Дэйсли ждала встреча с одной некогда топовой группой, которая пыталась возродиться из пепла в эти неспокойные восьмидесятые.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Боб Дэйсли # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #